КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л.Е. Криштапович, 2003 © ИСПИ, 2003
Криштапович Л.Е. Ш. Политические идеологии в постсоветской Беларуси 47 П. Современные идеологические концепции Минск 2003 В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ИДЕОЛОГИИ Л.E. КРИШТАПОВИЧ СОДЕРЖАНИЕ I. Специфика идеологии........................................... 3 и доктрины.................................................................. 9 Либерализм................................................................... 9 Консервативная идеология................................. 18 Социал-демократизм.................................................. 24 Коммунистическая идеология.................................... 26 Анархизм..................................................................... 33 Технократизм.............................................................. 34 Единое индустриальное общество............................ 35 Теория «постиндустриального общества»................ 36 Глобализм и антиглобализм....................................... 39 Этнополитические идеологии.................................... 43 Религиозно-политические идеологии........................ 44 Экстремистские идеологии................................ 45 Идеология белорусского государства в виде национальной идеи 48 Основные принципы идеологии белорусского государства 50 Идеология и демократия............................................ 53 Идеология и гражданское общество................... 57 Идеология и прагматизм............................................ 61 Заключение............................................................... 68 УДК 32.019.5(476) К 82 ББК 66.0 Рецензенты: доктор философских наук Т.И. Адуло, доктор политических наук, профессор С.В. Решетников К 82 Идеологии в современном мире. Мн.: ИСПИ, 2003.- ISBN 985-446-074-6 Раскрывается специфика идеологии. Анализируются современные социально-политические и идеологические доктрины и концепции. Обосновываются основные принципы идеологии белорусского государства. УДК 32.019.5(476) ББК 66.0 ISBN 985-446-074-6
Идеология - это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений1. В идеологии осознаются и оцениваются отношения людей к властным структурам и к друг другу, а также формулируются цели и программы социально-политической и экономической деятельности человека, направленной на закрепление избранной социально-политической и экономической модели развития. Идеология органично связана с существующим образом жизни. Она также испытывает на себе влияние современных знаний, исторических традиций, общественных и нравственных устоев. Идеология не может быть абстрактной и оторванной от реальной жизни общества и человека. Идеологию невозможно у кого-либо позаимствовать. Она формируется в конкретных условиях и теоретически оформляется с учетом исторического времени и национальных традиций. Эффективно функционировать в обществе способна лишь та идеология, которая выражает интересы и потребности подавляющего большинства граждан. Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые выражаются в соответствующих идеалах, смыслах, убеждениях. От этого напрямую зависит эффективность государственной деятельности. Государство, лишенное идеологии - беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные для него реформы. Стремление создать деидеологизированное государство неминуемо ведет к развалу механизма государственного управления, социально-экономической катастрофе, деградации духовно-нравственных отношений. Идеология помогает людям с разными интересами прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. -
1 Идеология. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 81.
Благодаря идеологии государство может правильно определить свое место на международной арене, адекватно реагировать на глобальные вызовы современности. Идеология народа - это не совокупность заимствованных идей, взглядов, представлений под определенную политическую конъюнктуру. Об идеологии народа нельзя сказать: это было, это прошло. Идеология имеет дело с тем, что вечно есть - с духом народа, его историей. Поэтому совершенно некорректны попытки написать идеологию белорусского государства с чистого листа, абстрагируясь от исторического развития и уже сложившейся в народном самосознании социально-политической системы ценностей, ибо подлинным субъектом идеологии и реальным творцом истории выступает сам народ. Задача же ученых, политиков, идеологов в том и состоит, чтобы уловить идеологические скрепы народного бытия, которые инвариантны по отношению ко всей истории народа, т.е. прошлому, настоящему и будущему. Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, социально-политические идеалы, ценности, политические программы, символы. Для идеологии характерна неразрывная связь с политической символикой, которая выражает принадлежность человека к определенному этническому и государственному сообществу, движению, организации. Так, по мнению выдающегося социолога П.Сорокина, красный цвет знамени преследуется не потому, что он красный, а потому, что он является символом мыслей, желаний и чувств, враждебных существующему капиталистическому строю. Специфика идеологии состоит в том, что идеология в отличие от науки включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и социально-политические ценности, ценностное отношение к историческим и политическим процессам, оценку моделей исторического развития политических партий и социальных движений. В отличие от экономических законов, складывающихся независимо от общественного сознания, закономерности идеологического развития формируются и функционируют, проходя через общественное сознание людей. В этой связи при выяснении механизма функционирования идеологии важно учитывать диалектическую взаимосвязь идеологии, общественной психологии и общественного сознания. Важно, чтобы эти уровни идеологии проникли во взгляды, мировоззрение, мироощущение граждан. Только в таком случае идеологическая система ценностей будет выполнять и воспитательную функцию. Поэтому отказ от идеологии, строить государство вне всякой идеологии несостоятельны именно по причине невозможности реализации такой установки. На практике идеологический вакуум заполняется деструктивными, примитивными, иррацио-налистическими взглядами и концепциями. Задача государства в том и состоит, чтобы формирование идеологии происходило на рациональных и гуманных идеях и принципах, на собственной исторической почве. Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Деспот де Траси, который в своей книге «Элементы идеологии», опубликованной в Париже в 1801-1815 годах, определял идеологию как учение об идеях, позволяющее разработать основы политики и этики, сформировать истинную способность суждения и оценки в различных областях человеческой деятельности. В современной социальной и политической философии представлены различные концепции генезиса идеологии: социально-классовые, психоаналитические, объективно-рационалистические, этатистские, экзистенциалисткие, структуралистские, постструктуралистские, постмодернистские. Каждая из них выдвигает свой критерий идеологии. Гносеологический критерий - отношение к действительности. Социально-классовый - выражение интересов социальных классов и групп. Психоаналитический - рационализация влечений и воли к власти. Экзистенциалистский критерий - рационализация витальных влечений различных классов. Этатистский критерий - рационализация влечений господствующего класса, апология существующего строя. Постструктуралистский и постмодернистский критерий бессознательного и совокупности нерационализируемых характеристик человеческих представлений о социальной действительности. Идеология появляется после разделения умственного и физического труда, то есть в классовом обществе. Профессиональные философы, историки, поэты, жрецы одновременно были и идеологами в той части своей деятельности, которая касалась социальной проблематики, взаимоотношений человека, общества и государства. В этот период идеология вплетена в ткань философских, исторических, поэтических, мифологических сюжетов, находится в лоне нерасчлененного гуманитарного знания. В древнее время идеология ближе всего соприкасается с мифологическим, религиозным сознанием. Это и понятно, ибо объектом идеологической и религиозной деятельности как раз являлась человеческая жизнь во всех своих ипостасях. Несмотря на содержательное сходство идеологии и религии, тем не менее между ними существует принципиальное различие. В чем же это различие? Идеология представляет собой единство социально-политических знаний и социально-нравственных ценностей. Религия же - всего лишь катехизис моральных заповедей. Знание в религии - это догматика, которая никак не связана с реальной жизнью человека и которой верующий практически не интересуется. Идеология обладает характером всеобщности, она одинаково обращается ко всем гражданам без разделения их по религиозному признаку. Религия носит ограниченный, конфессиональный характер. Она апеллирует не ко всем гражданам, а лишь к верующим и притом к верующим своей конфессии. Идеология всегда связана с реальными пространственно-временными координатами человеческой жизни. Она стремится устроить счастье человека в посюстороннем мире. Религия же рассматривает реальную жизнь человека всего лишь как подготовку к будущей загробной, вечной жизни. Основным признаком религии выступает вера в сверхъестественное и убежденность в возможность общения с ним. Поэтому религия и церковь достаточно индифферентно относятся к социальной неустроенности человека, к существующей социальной несправедливости, к социальной поляризации общества. Идеология вскрывает причины несправедливости, неравенства, неправедного обогащения с целью устранения этих опасных явлений для созидательной жизни человека, ясно и четко формулирует необходимость разработки сильной государственной социальной политики. Религия же в решении социальных вопросов не выходит за рамки филантропии. А всякая филантропия основана на социальном неравенстве, на разделении общества на богатых и бедных, на тунеядцев и трудящихся. Филантропия как раз процветает на эксплуатации бедных, их ограблении и развращении. Истинная взаимопомощь возможна только между равными. Ограничиваясь филантропией, религия и церковь фактически оправдывают социальную несправедливость и социальное неравенство. То же различие между идеологией и религией можно наблюдать и в вопросе формирования нравственного поведения человека. Социологическое наблюдение свидетельствует: когда религиозность в обществе усиливается, а идеология ослабевает, то совершается гораздо больше преступлений, чем тогда, когда религиозность ослабевает, но идеология усиливается. В самом деле: строительство храмов, монастырей идет интенсивным темпом, количество приходов в Беларуси значительно увеличилось. Казалось бы, моральные заповеди религии должны все более проникать в сознание и быт человека, взаимоотношения между людьми должны становиться добрее, терпимее, гуманнее. А 'На практике все наоборот. Количество стяжателей, воров, убийц, растлителей нисколько не уменьшается, а все более возрастает. Все это свидетельствует о том, что религия стоит особняком от реальной жизни человека, устраняется от борьбы с социальной несправедливостью, с негативными явлениями. Поэтому нельзя основать нравственного поведения на христианской религии не по причине того, что религия неверна, а в силу того, что религиозные принципы пригодны только для ограниченного и в чем-то отрешенного от земного мира людей. К тому же христианство, как и ислам, распадается на разные конфессии, между которыми существует не меньше противоречий, чем, к примеру, между самими мировыми религиями. Вот почему стремление строить духовность, нравственность на религиозной основе не только идеологически несостоятельно, но и политически ошибочно. Представим себе, что в своем понимании возрождения нравственности мы исходим из религиозного подхода, расходимся по конфессиональным квартирам и оттуда вещаем об истинности своей религии и о наступающей эпохе борьбы между различными цивилизациями. А затем от слов перейдем к делу. Разве безумие прошлого не подтверждает безумия дня сегодняшнего? Среди социальных функций идеологии необходимо выделить прежде всего познавательную, ориентационную, мобилизационную, интегративную, нормативно-регулятивную функции, которые обусловлены необходимостью как идеологического воспитания молодого поколения, так и идеологического санкционирования политической практики. «Идеология, определяя цели политики, формирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобилизует широкие слои для участия в осуществлении политики». В конкретно-исторических условиях важно различать и использовать те или иные функции идеологии. В настоящее время на первый план как раз и выходят такие функции идеологии как познавательная, ориентационная, интегративная, нормативно-регулятивная. Опасно, когда в общественное сознание внедряется культ денег, когда человека ориентируют на праздное, нетрудовое существование, на приобретение богатства любой ценой.- Общество, как целостный социальный организм, не может обогатиться за счет самого себя, не работая, а спекулируя. Поэтому такие понятия, как добро, совесть, честность, порядочность, трудовой смысл жизни, сегодня выдвигаются на первый план в формировании идеологии белорусского государства. Семигин Г.Ю. Идеология. Новая философская энциклопедия. М., 2001, Т. 2, с. 83.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |