Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория ролей




Человек (личность) определяется требованиями и ожиданиями общества. Поэтому у нее есть набор ролей, способов поведения. Они определяют ее статус. Внешнее поведение не зависит от внутреннего мира человека. Игнорируется своеобразие человека, его активность, внутренний мир.

Чарльз Кули (1864-1929) – ам. социолог. Интеракционизм.

В формировании социальных процессов решающая роль принадлежит сознанию человека, способности выделять себя из группы, создавать свое Я.

Человеческое Я включает в себя:

1. как я представляюсь другому (презентирую себя)

2. как я воспринимаюсь другим (каким я кажусь другому человеку и как этот другой оценивает мой образ)

3. вытекающее отсюда чувство Я вроде гордости и унижения.

Другие люди – зеркала, которые помогают формировать собственный образ каждого человека.

Теория получила название теории зеркального Я.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, внесший наибольший вклад в теорию символического интеракционизма.

Cоциальное взаимодействие – общение, осуществляемое посредством социальных символов (языка, жестов, культурных символов и т.п.).

Выделяет два вида символов:

1. незначимые – символы (жесты), вызывающие реакции, в которых отсутствует мысль (инстинктивные акты – прикрытие лица от удара);

2. значимые – символы (жесты), присущие только человеку, вызывают предсказуемые реакции, позволяют совершать осмысленные действия.

Значимые символы содержатся, прежде всего, в языке.

В процессе взаимодействия люди должны интерпретировать значения, намерения других, для чего принимают роль.

Центральное понятие символического интеракционизма – «самость» (self) – «я сам». Самость – это способность людей представлять себя в качестве объекта собственной мысли. Развивается через процесс принятия роли в процессе социальных контактов.

Принятие роли – умение мысленно поставить себя на место другого человека в общении, понять его намерения. Человеческое общение – постоянный процесс интерпретации путем принятия роли другого.

Формирование самости имеет два аспекта:

1. «Я» («I») – спонтанное внутреннее представление индивидом себя.

2. «Я и другие» («Me») – это совокупность усвоенных в обществе установок, норм и ценностей других.

Результат рефлексии – способности индивида понимать, как он воспринимается и оценивается другими; влияния социальных групп на личность.

Установка всего сообщества – установка «обобщенного Другого».

Через «обобщенного Другого» осуществляется воздействие на подсистему «Ме», «Ме» осуществляет контроль над «I».

В обществе множество «обобщенных Других», субъект выбирает из них значимых других, тем самым не только усваивает, но и отторгает установки других.

В свою очередь социальное «Я» является источником социальных изменений: отклоняется от социальных ожиданий, вносит во взаимодействие изменения, которые трансформируют в целом содержание социального процесса.

По мнению Мида, в традиционных обществах (более ранних) преобладает подсистема «Ме», в современных – «I».

В отечественной науке активно используются понятия интериоризации внешнего (социального) опыта (Л.С. Выготский), присвоения (А.Н. Леонтьев).

Б.Д. Парыгин различал узкий и широкий аспекты социализации.

В узком понимании социализация есть ни что иное как процесс вхождения в социальную среду и адаптации к ней.

В широком смысле – как исторический процесс, филогенез.

Ценным является замечание Г.М. Андреевой о том, что между социализацией и воспитанием нет существенных различий. Имеется один важный отличительный аспект.

Под воспитанием принято понимать процесс целенаправленного социального воздействия на личность.

Социализация – во многом стихийный, не всегда осознаваемый процесс.

Важнейшим механизмом присвоения установок является конформизм - подверженность индивидов групповому давлению, подчинение ему; присвоение и изменение ценностей, поведение под влиянием других.

Уровни конформизма:

1) на уровне внушаемости – непроизвольной податливости индивида мнению группы;

2) на уровне сознательной уступчивости большинству во имя избежания конфликта (как внутренняя, усвоенная реакция или как внешнее демонстративное согласие с группой).

Основными причинами конформности являются:

- потребности человека в принадлежности к группе,

- в социальном одобрении,

- в возможности обладания преимуществами, которые дает групповое членство,

- в избежании конфликтных ситуаций при отклонении от нормы.

Не станем исключать и влияния на формирование ценностей феномена нонконформизма - опровержение мнения группы, как отрицательной подчиненности той же группе.

А также подлинной противоположности конформизму – позиции самоопределения - избирательного отношения индивида к влияниям группы, при котором на основе рационального сравнения информации с убеждениями, целями человек принимает самостоятельное решение.

В процессе социализации можно выделить наиболее характерные этапы:

1) этап подчинения – установки формируются под влиянием общественного мнения (близкого семейного окружения, более дальних контактных групп) на основе положительной оценки как подкрепляющего и фиксирующего элементарные нравственные представления фактора;

2) этап идентификации - поведение контролируется совестью, чувством долга, не исключаются внешние влияния;

3) этап интернализации – появление устойчивых внутренних позиций, побуждений, нравственного чувства как особой формы проявления нравственной потребности.

Следует отметить, что этапы взаимосвязаны между собой, тем более, что в стадиях присвоения может одновременно находиться несколько установок.

Возможен этап индивидуализации установок, когда воспринятые они подвергаются более глубокому анализу, сопоставлению с другими; дальнейшей систематизации, переработке с учетом развивающихся идеалов субъекта.

Процесс социализации осуществляется посредством разнообразных социальных институтов в разных формах и видах общения.

Социализация осуществляется в различных формах общения: массовое, групповое, межличностное, неформальное, деловое, посредством СМИ, как воздействие культуры в целом.

Агенты, институты социализации: политические, экономические, общественные (семья, школа, неформальные группы, официальные организации).

Содержание социализации (картины мира, установки, ценности и т.п.) определяется, с одной стороны, средовыми факторами (совокупность социальных влияний), с другой стороны, особенностями восприятия и отношения к ним личности.

Освоенное содержание проявляется в поведении, привычках, взглядах, убеждениях, в особенностях раскрытия личностных потенциалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.