КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация личности. Ролевой конфликт и ролевые дисфункции
Ролевой конфликт и ролевые дисфункции Роль называют функцией, невыполнение их – дисфункция (в силу субъективных причин, в частности, нежелания, отсутствие мотивации или неумения. Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как дисфункция. Ролевой конфликт – вызывается противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Виды ролевого конфликта: Внутриролевой конфликт - противоречие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа. Межролевой конфликт - возникающего, например, между ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кормильца, которую неспособен выполнить муж. Ролевое напряжение.
Присвоение общественного опыта и превращение его в индивидуальный происходит в результате социализации. В наиболее общепринятом понимании социализация – это процесс становления личности, аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей групп, общества, к которым он принадлежит. Маленький ребенок с рождения живет в мире людей, предметов, созданных людьми. Без общения с людьми он не может научиться говорить по-человечески, пользоваться вещами и предметами, открывать замысел, усваивать человеческие нормы, ценности (!920 г. Индия. Психолог Рид Синг. Нашел в лесу у волков 1,5 л. Амалу и 8 л. Камалу. Амала через 1 год умерла. Камала дожила до 17 лет. Камала за два года научилась плохо стоять, бегать на четвереньках, через 6 лет ходить. В течение четырех лет – 6 слов, через 7 – 45. К 7 годам имела развитие как у 4-х летнего ребенка. Полюбила людей. Не стала бояться темноты, научилась пить из стакана, есть руками). Таких детей назвали феральные люди. Случаи с фералами - лучшее доказательство того, что именно социализация является основным фактором превращения индивида в личность. лат.feralis-дикий Механизмы социализации: Г. Тард в основу своей теории социализации положил принцип подражания. Т. Парсонс полагал, что в основе социализации лежит освоение индивидом системы ценностей в общении со значимыми другими. Психологи - бихевиористы объясняли данный феномен посредством своей знаменитой формулы «стимул-реакция». Элементарное научение основывается на “законе эффекта”, который утверждает, что образцы поведения, подкрепленные положительным результатом, проявляются в будущем в соответствии с уровнем достигнутого результата. Представители теорий социального обмена (Д. Хоманс) указывали на значение обменных сделок, процесс определения выгоды, что задает вектор развития личности. Психоаналитики (Фрейд) рассматривали этот процесс в связи с проявлением биологических инстинктов человека, развитием трехкомпонентной структуры личности («Оно», «Я», «Сверх-Я») в сложном взаимодействии индивида с культурой, обществом. Фрейд: 1. имитация – подражание, копирование поведения 2. идентификация – осознание принадлежности к группе. - позитивные механизмы - негативные: 3. чувство стыда, 4. чувство вины.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |