КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты социализации1. объективные показатели (изменение социального статуса, освоение ролей и другие), 2. субъективные, в частности, идентичность – субъективное чувство, одновременно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянства (Э. Эриксон). Типы идентичности: - личностный - индивидуальный – осознание собственной неповторимости, стремление к развитию способностей. - групповой - осознание принадлежности к различным группам. - социальный, - общечеловеческий - осознание себя как представителя человечества. Эти уровни имеют разные доминанты в зависимости от этапа развития социума. При капитализме акцент на индивидуальной идентичности, потеря связей с социумом, бессилие человека, неуверенность. В кризисные периоды могут быть востребованы разные типы личности: с преобладанием общечеловеческой и индивидуально-личностной; спасающихся от общественных бурь в стереотипах групповых норм, присущих стабильному периоду, что ведет к поискам внешних врагов, предпочтению своей группы. Э. Эриксон выделяет два аспекта идентичности: 1. Я – идентичность. Органический или индивидуальный аспект. Непреложная данность физического внешнего облика, задатков, подлинность, целостность бытия 2. Социальный аспект (групповой и психосоциальный). Групповая идентичность – включение в общности, внутреннее ощущение единства с социальным окружением. Психосоциальный аспект дает ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества. Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (каким должен быть) и отрицательный (каким не должен быть). Для позитивного и поступательного развития необходим перевес положительной идентичности. Социализация – процесс, осуществляемый в любом возрасте. Каковы стадии социализации? Социологический подход. В основе – процесс усвоения социальных ролей. 3 стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая (Г.М.Андреева). Психоаналитический подход. В связи с проявлением биологических инстинктов, развитие трехкомпонентной структуры психики (З.Фрейд). Компромиссный подход учитывает социологическую и психоаналитическую традицию. 1. Первичные стадии (оральная, анальная, фаллическая). Формируются основные характеристики личности. 2. Маргинальная (промежуточная). Подростковый возраст, переход от детскости к взрослости. происходит самоутверждение личности, формируется групповая идентичность. 3. Устойчивая. овладение статусом, выполнение социальных и межличностных ролей, адаптация, социальная идентичность. Социализация людей среднего и старшего возраста проходит: либо через переживание глубокого личностного кризиса; либо достаточно гладко, если в стабильные периоды был в числе аутсайдеров, а в кризисе стал востребованным. Распространенным является следующий подход: - Первичная социализация, которая осуществляется в основном родителями и семьёй, сверстниками; - Вторичная социализация, посредством больших социальных групп и институтов, формальных организаций (администрации школы, СМИ, государство). - третичная социализация, через принадлежность к определенным социальным группам по профессиональному признаку или роду деятельности. Швейцарский психолог Ж. Пиаже выделил стадии развития интеллекта: - сенсомоторный интеллект – мыслит посредством ощущений, движений (0-2 года). - операциональная стадия – 2-7 лет – развитие интеллекта в предметной деятельности и игре, - стадия конкретных логических операций (7-11 лет) – конкретного мышления, - стадия формальных логических операций (12-15 лет) – абстрактного мышления. Американский психолог Э. Эриксон – Этапы социализации – на каждом человек должен решить задачу, сконцентрированную вокруг кризисного поворотного момента в процессе социального взаимодействия. В зависимости от того, как разрешится кризис, развитие личности пойдет в положительном или отрицательном направлении. Младенчество, раннее детство, возраст 4-5 л, с 6 л. до начала полового созревания, подростковый, юность, взрослость, пожилой возраст. Ресоциализация – усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения, моделей поведения. Каждый раз, когда узнаем что-либо новое. Во времена социальных изменений, трансформации ценностей и норм. Десоциализация – процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |