КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие личности в социологии
Групповая совместимость - такое сочетание психологических особенностей каждого из участников группы, которые обеспечивают удовлетворение совместной деятельностью и её эффективностью. На пути продвижения к коллективу на первых этапах развития группы наблюдается подъем, сопровождающийся повышенной активностью, мажорным настроением, энтузиазмом, которые сменяются заметным спадом. И если группе удается сохраниться, как общности, то опять отмечается подъём, который уже не достигает той высоты, которая была в начале. Стадии развития межличностных отношений: 1 Новизна ситуаций, благоприятные впечатления друг о друге создают эмоционально-положительный настрой. 2 Начинается совместная деятельность, выявляются недостатки друг друга, появляются трудности в достижении взаимопонимания. 3 Преодоление препятствий, адаптация, приспособляемость друг к другу. Поведение личности в группе может быть коллективистическими и конформными. В первом случае, когда личность отстаивает общие коллективные ценности и интересы. Во втором случае — когда человек пассивно приспосабливается к окружающим, не вырабатывает собственные моральные позиции. Конформность — внешнее согласие человека с группой, подчинение любым её влияниям при внутреннем несогласии, это сознательное приспособленчество. 3. Представительной моделью отношений имеющихся в любой малой группе являются отношения в микрогруппе - триаде: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают различные варианты (см.схемы уч. пособие Немов Р.С. Психология Т.1.дана схема отношений в малой группе - триаде). Объединяя все эти варианты можно получить достаточно полную картину взаимоотношений в разных малых группах. 4. Отрицательные отношения в группе приводят к тревожности личности, к межличностным конфликтам и фрустрации. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожность может быть личной и ситуативной. Личная тревожность формируется и закрепляется в раннем детстве, она проявляется в состоянии повышенного беспокойства и влияет на формирование мотива избегания неудач, стремления уходить от ответственности, боязни соревнования с другими людьми и т.д. С личной тревожностью связан целый комплекс отрицательных черт, поэтому малую группу, порождающую тревожность у личности следует рассматривать, как препятствующую развитию данной личности. Ситуативная тревожность проявляется в разных ситуациях, временно. Сначала возникает ситуативная тревожность, которая потом может перерасти в личную. По мере приближения группы к коллективу тревожность, которую испытывают её члены друг к другу, постепенно уменьшается. Помимо тревожности личность в группе может испытывать фрустрацию. Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, отчаяния, гнева. В групповых отношениях фрустрация хотя бы одного члена ведет к возникновению конфликтов. Фрустрированный человек ищет внешней разрядки и срывает зло на другом человеке, считая его причиной своих отрицательных, эмоциональных состояний. Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться развитыми и на межличностные групповые отношения (государство, нация и т.д.). Часто люди являются объектом смещённой агрессии, после агрессии наступает апатия.
Индивид – (с лат. неделимый, конечный,особь) - единичный представитель человеческого рода Homo Sapiens. Человек как один из людей, как носитель общих свойств рода. Каждый человек с момента его рождения является индивидом. Индивидуальность – это человек с наличием у него единичных, особенных, неповторимых, своеобразных свойств (биологических, нейрофизиологических, психологических, социальных). Человек – самое широкое понятие. Это высшая ступень биологической эволюции. Элемент живой природы. Одновременно имеет двойственную природу. Это биосоциальное существо. Биологическое – живое и животное. Живое противостоит неживому, мертвому. Живое в человеке – телесная физическая структура, темперамент (точнее особенности нервной системы), физиологические основания психических процессов, переживания. Животное – подсознательное в человеке (инстинкты). Социальное противостоит животному, но вбирает в себя животное начало, преобразует его. Биосоциальная природа человека способствует тому, что человек развивается как по социальным, так и по природным законам. Человек – сплав биологического и социального. Они не накладываются друг на друга, социальное – качественно новый уровень, результат взаимодействия социального и биологического, преобразование биологического в процессе социальной жизни, усвоение социального опыта. Человек – субъект социальной действительности, в которой взаимодействуют люди.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |