Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение (дефиниция) понятий. Виды, правила и типичные ошибки определения. Вопросы и ответы




Понятие.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Вопросы к семинарскому занятию 1

Логика и язык права.

Логические формы. Базовые знания о понятии

 

1. История возникновения логики. Становление логики Аристотеля в эпоху Античности. Представление о логических системах Индии и Китая.

1. Формирование индуктивной и дедуктивной традиций построения рассуждений.

2. Понятия правильности, правдоподобия, истинности и ложности рассуждений.

3. Развитие логики после Аристотеля (эллинизм, патристика, эпоха средних веков, Возрождение и Новое Время, XIX-XX вв.).

4. Определение предмета формальной логики. Основные направления и проблемы современных логических исследований.

5. Понятие, суждение, умозаключение как основные формы логического мышления.

6. Логическая форма как оболочка для организации мыслительных процедур и знаний.

7. Основы логического учения о понятии. Виды понятий: классификация, определение, примеры.

8. Представление о классе и определение объема и содержания понятий. Закон, выражающий соотношение объема и содержания.

9. Обобщение и ограничение понятий: определение, правила выполнения операций, примеры. Род и вид в соотношениях понятий.

10. Совместимость и несовместимость понятий. Сравнение понятий по объемам в круговых схемах Л.Эйлера.

 

Упражнения:

1. Определите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму:

 

1) Некоторые ученые-альпинисты.

2) Все хирурги - врачи.

3) Ни один крокодил не летает.

4) Ничто не возникает из ничего.

5) Гений - это труд.

6) Некоторые машины создают энергию из ничего.

 

2. Выясните, какие логические законы нарушены в следующих случаях:

 

1) Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: "Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья".

2) "Вокруг была ночная мгла, а по небу луна плыла. И туча шла за тучей. Вдобавок солнышко пекло, и было ужас как светло" (Л. Кэррол).

3) "- Жива ли еще та старушка, которую повесили в прошлую субботу за то, что она утопилась в собственной перине? Она еще жива? - Еще нет". (Английская сказка "Великан с ноготок").

4) Профессор, обращаясь к аудитории, говорит: "Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в национальном музее, другой - у меня".

5) "Но все, как бурные, так и кроткие, оставили по себе благодарную память в сердцах сограждан, ибо все были градоначальниками" (М. Салтыков-Щедрин).

 

 

Вопросы к семинарскому занятию 2.

 

 

1. Деление понятий как логическая операция.

1.1. Дихотомическое деление: правила выполнения, примеры. Дихотомическое деление с использованием триадической схемы (универсум, класс, дополнение).

1.2. Деление по видообразующему признаку: правила выполнения, примеры.

2. Типичные ошибки деления понятий: анализ, примеры.

3. Определение необходимого и достаточного условия и их роль в образовании понятия, в т.ч. с использованием триадической схемы.

4. Классы: определение и виды.

5. Операции над классами: сложение, умножение, вычитание, отрицание. Их пояснения в схемах.

6. Коммутативность (переместительность), ассоциативность (сочетательность), дистрибутивность (распределительность), идемпотентность (сохранение степени) как общие свойства операций над высказываниями и классами.

7. Основы теории определения (дефиниции) в логике. Виды определений и их примеры.

8. Типичные ошибки определения понятий: анализ, примеры.

9. Основы логики вопросов и ответов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.