Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения. Логическая теория аргументации и области ее теоретического и практического применения




Логическая теория аргументации и области ее теоретического и практического применения

Индукция, ее роль в организации данных наблюдения и опыта, роль индукции в становлении экспериментальной базы естествознания

 

1. Понятие причины в логике и выражение причинно-следственных взаимодействий в теории индукции.

2. Методы установления причинно-следственных связей. Метод сходства, его логическая схема и область применения в рассуждениях.

3. Метод различия его логическая схема и область применения в рассуждениях.

4. Объединенный метод сходства и различия его логическая схема и область применения в рассуждениях.

5. Метод сопутствующих изменений его логическая схема и область применения в рассуждениях.

6. Метод остатков его логическая схема и область применения в рассуждениях.

7. Понятие логической модальности, модальные операторы.

8. Аподиктические, ассерторические, проблематичные суждения. Законы, выражающие соотношения данных суждений и их представление в модальном шестиугольнике.

9. Алетическая, эпистемическая, деонтическая модальности. Важнейшие связи и их выражение в языке логики высказываний.

10. Понятие об умозаключениях по аналогии и вероятностной силлогистике.

 

Вопросы к семинарскому занятию 9.

 

1. Логическая структура аргументации. Определения тезиса, аргументов, демонстрации.

2. Прямое доказательство: определение, логическая структура, примеры.

3. Косвенное апагогическое доказательство: определение, логическая структура, примеры.

4. Косвенное разделительное доказательство: определение, логическая структура, примеры.

5. Прямое опровержение: определение, логическая структура, примеры.

6. Косвенное опровержение: определение, логическая структура, примеры.

7. Основные ошибки в процессе доказательства и опровержения по отношению к тезису, аргументам, демонстрации.

8. Типичные примеры ошибок в аргументации. Опыты построения и экспертизы доказательств и опровержений.

1. Найдите тезис и аргументы. Установите логические ошибки:

1) Человек - разумное животное, потому что он рассуждать может. А рассуждать он может потому, что он - разумное животное.

2) Пчелы никогда не жалят дураков. Но я этому не верю, потому что я часто имел дело с пчелами, и они меня ни разу не ужалили. А я себя дураком не считаю (рассуждения Г.Финна, героя повести М.Твена).

3) Горький университета не кончал. Легендарный Чапаев тоже не учился в военной Академии. Значит, лучшие писатели и полководцы те, кто не обременял себя наукой.

 

2. Квалифицируйте ошибки в рассуждении:

1) Наташа Ростова, полюбив А. Курагина, слишком доверяя своим чувствам, принимает его красоту за красоту души: "Я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен..."

2) Если бы не было Колумба, Америка все равно была бы открыта. Если бы не было Ньютона, закон всемирного тяготения был бы найден другими. Если бы не было Менделеева, периодический закон открыл кто-нибудь другой. Этот ряд можно продолжить и вывод вытекает такой: каждого великого человека можно заменить другим. Если это так, то человечество может обойтись без великих людей.

3) Хирург, обращаясь к студентам, говорит: "После таких операций пациенты живут в среднем семь лет". Один из студентов возражает: "Как же так? Моему дяде сделали такую операцию десять лет назад и он жив - здоров". Сформулируйте ошибку студента.

 

3. Определите способ опровержения:

1) - Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто: фу - фу. Что же он стоит? Кому он нужен? - Да вот вы же покупаете, стало быть, нужен. Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать. (Н. Гоголь "Мертвые души")

2) На заседании Академии наук предложено было избрать в действительные члены малограмотного военного министра Аракчеева. Когда один из академиков указал на отсутствие у него научных заслуг, ему ответили: "Зато он близок к государю! - "В таком случае прошу избрать и кучера Илью Байкова, " - возразил академик. (Способ опровержения оказался настолько эффективным, что академик оказался в ссылке).

3) В романе И.Тургенева "Отцы и дети" есть диалог:

Базаров. - Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

Павел Петрович. - Как так?

Базаров. - Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлечений!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.