Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная отчетность, Реформация и этика предпринимательства

Безусловно, важнейшим механизмом информирования общества о социальной ответственности бизнеса является социальная отчетность. В мире существуют общепризнанные стандарты GRI (Genera\ Reporting Initiative) и АА 1000. Стандарт GRI- это классический стандарт отчета корпорации, соответствующей статусу социально ответственной компании. В этом отчете раскрываются три группы индикаторов:

-экономические (10 ключевых и 3 дополнительных);

- специальные (25 ключевых и 25 дополнительных);

-экологические (16 ключевых и 19 дополнительных).

Стандарт АА 1000 определяет процесс подготовки социального отчета корпорации.

В современной России проблема социальной ответственности бизнеса является весьма актуальной. В стране только складываются традиции социальной ответственности и социальной отчетности. Например, в 2006 г. Ассоциация менеджеров России приняла меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности», где сформулировано определение корпоративной ответственности как философии поведения и концепции выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений.

В настоящее время находится в стадии изучения проблема внедрения отдельного биржевого индекса для социально ответственных компаний. Эта проблема активно изучается в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. Там считают, что социально ответственным компаниям необходим специальный биржевой индекс, то есть выделить для них отдельный сегмент на торгах. Это поможет оценить в деньгах вклад тех, кто финансирует различные социальные проекты. Исследования показывают, что существуют стимулы, которые заставляют компании позиционировать себя как социально ответственные. По данным Минздравсоцразвития РФ для 39% компаний биржевой индекс социально ответственной компании необходим, поскольку он влияет на бренд и репутацию, а для 25% - внедрение стандартов корпоративной социальной ответственности обусловлено необходимостью соответствия международным стандартам.

Нужно отметить, что в других странах уже существует практика поведения специального «социально ответственного биржевого индекса». Например, на Бомбейской фондовой бирже это индекс акций шариатских компаний (BSE ТASIS Sharia 50), в Европе торгуется Stoxx Europe Christian Index. В России разработаны базовые критерии такого индекса, где определены 19 социальных, 26 экологических и 23 корпоративных индикатора.

Социальная ответственность бизнеса - это еще и элемент культуры ведения бизнеса. В современной отечественной практике предпринимательство пока показывает невысокий уровень бизнес-культуры, но стратегическая линия развития социально-экономической жизни России неукоснительно ведет к рыночной экономике, к соответствующему уровню культуры предпринимательской деятельности. В Социальной хартии отечественного бизнеса сформулированы основные принципы социальной ответственности бизнеса, где отмечается участие бизнеса в развитии местного сообщества, в решении социально значимых проблем, стоящих перед страной. Как правило, социальные программы различных корпораций имеют внешнюю направленность и ориентированы преимущественно на решение социально значимых проблем, стоящих перед местным сообществом. Эти программы реализуются на основе современных технологий управления социальными инвестициями, куда включаются процедуры конкурсного отбора проектов для финансирования, мониторинг за ходом их реализации и оценку их реализации.

Основой указанных выше программ являются партнерские отношения бизнеса с органами местной власти, которые базируются на таких принципах:

- направленность на долгосрочную стратегию развития территорий;

- мониторинг и оценка эффективности профинансированных проектов;

- долевое финансирование;

- сопровождение корпоративных социальных программ мероприятиями по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих;

- совместные действия с общественностью;

- привлечение сотрудников компании к реализации социальных программ;

- привлечение независимых экспертов и консультантов;

- сотрудничество с российскими и международными благотворительными фондами и некоммерческими организациями.

Как мы уже отмечали, методы социального аудита пока не являются общепризнанными. Предлагаются различными организациями и специалистами свои схемы проведения социального или этического аудита. Можно привести в пример метод, который разработан Ассоциацией бухгалтеров США. Примечательно, что каждый следующий метод включает в себя использование предыдущего.

Метод инвентаризации. Такой метод включает в себя простое перечисление социальных программ, которые реализуются в компании на определенный период (например, за год).

Метод финансовых затрат. По этому методу предполагается не только перечисление социальных программ, но и финансовые затраты на их реализацию.

Метод программного управления. Этот метод включает в себя и список социальных проектов компании вместе с затраченными на это средствами, и цели компании, которые были реализованы при осуществлении этих проектов.

Метод «издержкиприбыль». Он включает в себя выше перечисленные методы социального аудита и, кроме того, предполагает еще и расчет прибыли, полученной в результате. Конечно, это не всегда легко сделать, поэтому данный метод применяется далеко не во всех компаниях.

Крупнейшие мировые фирмы в последние годы публикуют в открытой печати и на своих сайтах ежегодные отчеты о социальной ответственности - Social Responsibility Report, и перечисляют все свои социальные мероприятия и затраты на них. Например, примерная стоимость такого бюджета для крупных транснациональных компаний составляет в среднем около 100-150 млн долл. в год. В частности, компания IBM тратит ежегодно значительные средства на поддержку образования, в том числе и высшего и во всех регионах мира; на поставку новых технологий, компьютерного оборудования и программного обеспечения; оказание технической экспертизы, различного рода услуг. Кроме того, эта корпорация выделяет средства на программы развития здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды и т.д. Этический кодекс IBM отмечает, что «ни одна компания не может преуспевать, если она является частью неблагополучного общества, и не может быть процветающего общества, если в нем не хватает образованных людей».

Расходы IBM на различные программы постоянно растут, а также в них увеличивается доля расходов компании в Канаде, в Европе, на Среднем Востоке и в Африке и особенно в Азии и Тихоокеанском регионе, где расходы увеличились с 2,1 в 1998 г. до 12,5 млн долл. в 2003. (за 6 лет- в 6 раз в абсолютном выражении и в 4 раза- в относительном). Примечательно, что тот же период доля затрат компании на территории США несколько снизилась, и это симптоматично: чем больше расширяется деятельность IBM в мировом масштабе, тем важнее для компании развивать социальные проекты в странах своего присутствия.

Основные формы инкорпорирования этики бизнеса. Корпорация Johnson&Johnson одна из самых крупных в мире корпоративных контрибьюторов. Численность занятых на 200 предприятиях компании в 57 странах мира составляет в настоящее время 109 500 человек, продукция поставляется в 175 государств мира. Ежегодные расходы на по ставку медикаментов, медицинского оборудования, на программы здравоохранения, просвещения и другие проекты составляют более 200 млн долл., включая прямые финансовые выплаты. Например, в 2002г. донорская помощь составила 280 млн долл., включая выплаты наличными и поставки продукции. Необходимо отметить, что социальные программы корпорации делятся на два типа:

- Signature Program;

- Non-Signature Program.

Эти программы можно условно назвать программами «с подписью» и «без подписи». Программы первого типа имеют логотип компании и направлены в долгосрочной перспективе на получение финансовых результатов от их реализации. Они связаны с четырьмя основными сферами деятельности компании:

- забота о здоровье;

- детское здравоохранение;

- программы профессионального обучения;

- социальные программы, предназначенные для местных сообществ. Программы второго типа предназначены для решения самых общих социальных проблем:

- охрана окружающей среды;

- помощь различным некоммерческим организациям.

Безусловно, самое главное - это чтобы этические кредо и кодексы сотрудников корпораций заработали и приносили конкретную пользу, а для этого необходимо чтобы выполнялись некоторые условия:

• в выработке кредо или кодексов должны участвовать все или хотя бы большинство сотрудников фирмы, а не только топ­ менеджмент;

• в любом случае их должны знать все сотрудники;

• сотрудники должны одобрять положения кодекса по возможности осознанно, а не под давлением обстоятельств;

• важно, чтобы кредо (кодекс) время от времени корректировалось или хотя бы обсуждалось в компании;

• руководство должно само, по меньшей мере, не нарушать положения этического кодекса, причем ни явно, ни тайно.

Тем не менее, для соблюдения этических норм в бизнесе не достаточно иметь этическое кредо или кодекс, проводить тренинги среди сотрудников и иметь отдел по этике в составе компании. Для реального выполнения принципов социальной ответственности необходима определенная мотивация как для компании в целом, так и для ее сотрудников.

Социально ответственные корпорации, как правило, более привлекательны для потребителей, которые позитивно оценивают их деятельность. В последние годы в развитых странах появились так называемые этические потребители, т.е. потребители, которые принимают решения о покупках с учетом этических аспектов. Например, в соответствии с результатами исследований более 80% потребителей делают выбор в пользу социально ответственных компаний в мире.

Кроме того, соблюдение принципа социальной ответственности важно и с точки зрения отношений с другой группой: инвесторами. Конечно, с одной стороны, социальные мероприятия корпорации могут в краткосрочной перспективе привести к снижению доходности акций из­за роста издержек. С другой стороны, в долгосрочной перспективе, как правило, происходит рост акций социально ответственных компаний.

В последние годы появилась новая категория инвесторов - этические инвесторы, которые осуществляют этические или социально ответственные инвестиции. В настоящее время выработаны основные критерии отнесения инвестиций к этичным. Они делятся на так называемые негативные и позитивные.

К выделенным на основе негативных критериев относят инвестиции:

- в торговлю оружием;

- в атомную энергетику;

- в табачную промышленность;

- в компании, работающие в странах с репрессивным режимом, и т.п.

 

К выделенным на основе позитивных критериев относят инвестиции:

- в производство оборудования для контроля над состоянием окружающей среды;

- в энерго- и ресурсосберегающие технологии;

- в социально ответственные компании и др.

Основу этических правил бизнеса составляют:

• гуманистические идеалы служения обществу, постоянная забота о его благополучии;

• уважение прав отдельной личности;

• идея социальной ответственности как перед собственными работниками, так и перед своими партнерами и потребителями;

• выстраивание доверительных отношений с партнерами;

• уважение культурных, национальных и этнических традиций при общей тенденции к интеграции стран и их экономик;

• забота об окружающей природе;

• четкое следование «букве и духу» закона;

• «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.

Кодекс корпоративной этики. В последнее время многие отечественные компании «обзавелись» кодексами корпоративной этики. Практика показывает, что этические кодексы содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач. Вместе с тем, единого методологического подхода к созданию этических кодексов пока не существует. Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. Кодекс позволяет задавать определенную модель поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. Можно считать, что самыми первыми универсальными кодексами, которые представляют собой набор общечеловеческих ценностей, явились своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Затем, позднее, появились различные частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (в частности, Кодекс самурая «Бусидо»). В настоящее время наибольшее распространение получили два вида этических кодексов, которые регулируют отношения людей внутри данных групп:

- профессиональные;

- корпоративные.

Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для «свободных профессий», где в наибольшей степени выражены профессиональные этические дилеммы. Например, одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известными являются кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.). Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом «обращения в профессию» (например, допуск к врачебной деятельности осуществляется после принятия клятвы Гиппократа).

Основная причина этических проблем в бизнесе - это противоречия в интересах заинтересованных групп. Дело в том, что бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: потребителями, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, властными органами, сообществами - заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов корпорации, а не только интересы акционеров. В частности, при решении вопросов по КСО необходимо руководствоваться интересами именно корпорации, т.к. акционеры, как правило, не всегда понимают важность мероприятий КСО для развития имиджа корпорации.

Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:

- репутационную;

- управленческую;

- развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к потребителям, поставщикам, подрядчикам и т.п.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

- регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;

- определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях;

- указания на неприемлемые формы поведения.

Итак, корпоративная этика является составной частью корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

 

Безусловно, этика бизнеса уходит корнями в этику общечеловеческую. Она тесно связана с религиозными и философскими воззрениями людей. Если обратиться к различным системам социально-культурных ценностей позволяет понять, почему, например, протестантизм способствовал развитию предпринимательства на Западе, а конфуцианство во многом определило специфику развития предпринимательства на Востоке. И возникает вопрос: почему православная религия оказалась фактическим препятствием для построения капитализма в России? Протестантская трудовая этика представляет собой неформальную систему норм и ценностей протестантизма, регламентирующую человеческие отношения и общественное поведение. В отличие от евангельских заповедей принципы протестантской этики строго не зафиксированы, а содержатся в учениях различных идеологов Реформации. Как известно, Реформация, т.е. критический пересмотр догм католической церкви и соответственно традиций средневековой культуры, началась в XVI в. и охватила большинство стран Европы. Главными идеологами эпохи Реформации были немецкий общественный деятель и богослов Мартин Лютер (1483-1546) и французский теолог и проповедник Жан Кальвин (1509-1564). Они- основатели двух ключевых направлений в Реформации- лютеранства и кальвинизма. В 1512 г. М.Лютер получил степень, доктора богословия и стал профессором в университете г. Виттенберга в Германии. Раздумывая над вопросами веры, он пришел к выводу о том, что доктрина «добрых дел» официальной католической церкви неверна. Католицизм предписывал верующим людям искупление грехов через добрые дела: молитвы, пост, паломничества к святым местам, пожертвовования церквям и монастырям, покупку индульгенций (бумаг об отпущении грехов за определенную плату).

М.Лютер проработал самостоятельно Писание, пришел к выводу, что такие добрые дела не свидетельствуют о богоизбранности человека. Публичная защита своего учения побудила М.Лютера 31 октября 1517 г. вывесить на дверях церкви в Виттенберге, где он жил, 95 тезисов против торговли индульгенциями и других деяний католической церкви. По его мнению, корыстная торговля небесными сокровищами должна рассматриваться как нарушение евангельских заповедей.

В соответствии с протестантской этикой основными признаками богоизбранности человека являются его вера, его трудовая деятельность и деловой успех. Таким образом, протестанты считали, что в основе богоизбранности (помимо веры) лежит повседневная деятельность самого человека. Какой она должна быть? Настоящий христианин должен собственным трудом доказать свою богоизбранность. Трудом производительным, честным, основанным на знаниях, мастерстве и дисциплине, стремлении к предпринимательскому успеху. Трудовая деятельность стала считаться формой служения Богу. Истинный протестант должен был соблюдать определенные требования и в труде, и в быту:

•Быть аккуратным, опрятным, дисциплинированным.

• Учиться самому и учить своих детей, учеников и подмастерьев. Быть верным своему слову, обязательствам и долгу не только перед Богом, но и перед домочадцами, работниками, деловыми партнерами и всеми окружающими людьми.

Кроме того, в протестантизме осуждаются пьянство, лень, разврат и стремление к роскоши. Милосердие в виде поданной милостыни не признавалось за доброе дело, т.к. милосердие понимается протестантами иначе: дать возможность обучиться ремеслу, дать работу в соответствии с пословицей: «Хочешь накормить человека рыбой, дай ему удочку и научи ловить рыбу».

Своей идеологией протестантизм осудил праздность и лень, что привело к принятию в ряде стран Европы суровых законов против бродяг. Особенно жестко насаждалась этика протестантизма в Англии. Например, только в годы правления английского короля Генриха VIII (1509-1547) по оценкам историков было повешено более 72 тысяч бродяг и нищих. В частности, известный политический и общественный деятель того времени, писатель Томас Мор, автор книги «Утопия», который служил у Генриха VIII лорд-канцлером королевства, не одобрял деятельности своего короля и отступничества от римско-католической церкви и поплатился за это жизнью... Т.Мора казнили в Тауэре после того, как он отказался присягнуть Генриху VIII как главе англиканской (протестантской) церкви.

Вместе с тем, насаждение этики английского протестантизма проходило затем со значительными сложностями. После кончины Генриха VIII на королевский трон пришла его дочь Мария I (ее мать Катарина Арагонская), которая была воспитана в традициях католицизма. Она начала преследовать протестантов: по ее приказу на кострах инквизиции погибло более 300 человек, которые не отказались от своей веры. За это народ прозвал ее «Кровавая Мэри». После Марии I на престол изошла ее сестра Елизавета I, которая начала вести прямо противоположную политику в вопросах веры и общественного развития. Она поняла те выгоды, которые принесет для ее королевской власти протестантизм и начала притеснять католиков, хотя до сжигания их на кострах дело не дошло. Елизавета I вошла в историю не только благодаря своей дальновидной политике, развитии этики протестантизма. Она держала почти 20 лет в заточении; в разных замках, Марию Стюард, королеву Шотландскую, которую потом и казнили по ее приказу. Нужно отметить, что при этом центральную роль сыграло их религиозное противостояние: Мария была католичкой, ее поддерживали не только многие шотландские кланы, но и Франция с Испанией, страны, которые боролись с Англией за мировое господство.

Таким образом, на примере Англии можно наблюдать сложный путь Реформации, внедрения этики протестантизма, которая затем привела эту страну к вершинам мировой экономической науки и обретению статуса «мастерская мира».

Свой путь в Реформации прошла Франция. Приверженцы протестантизма в этой стране гугеноты так же были теснимы и унижаемы. Например, в ночь св. Варфоломея, с 23 на 24 августа 1572 г., по приказу короля Генриха III, с подачи его матери Екатерины Медичи, было убито более 3 тысяч гугенотов. Вождем французских гугенотов (кальвинистов), был Генрих, король Наваррский, который, в целях занятия королевского престала Франции в 1593 г., отказался от кальвинизма и принял католичество, сказав при этом известную фразу: «Париж стоит мессы». Нужно отметить, что это обстоятельство послужило концом религиозных войн во Франции, которые продолжались около 30 лет (с 1562 г.). Новый король Генрих IX подписал в 1598 г. Нантский эдикт, по которому во Франции устанавливалась «свобода совести и вероисповедания». Гугеноты также получили право занимать государственные должности, управлять некоторыми городами Франции и с некоторыми ограничениями исповедовать кальвинизм. Нужно отметить, что в этой стране воцарилась религиозная терпимость, после почти 40-летней войны между католичеством и протестантизмом.

Безусловно, этика корпоративной социальной ответственности и этика протестантизма взаимосвязаны друг с другом. Протестанты, по заветам М.Лютера, начали доказывать свою богоизбранность, что создало мощный стимул к их предпринимательской деятельности. Деловая этика, деловой успех, основанные на честном напряженном труде, стали доминировать у приверженцен протестантизма, явились символом их добродетельности и богоизбранности. Именно надежда на спасение таким путем оказала огромное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания людей в эпоху протестантизма, отличных норм морали. По учению М.Лютера, получить меньшую прибыль при возможности получения большей прибыли означает согрешить перед Богом. Протестантская этика учит: много и добросовестно работать - хорошо, но еще нужно иметь стремление и к получению доходов, которые рекомендовалось главным образом пускать (инвестировал., по современной терминологии) обратно в производство, а тратить его на личные нужды сверх необходимого считается грехом. Непроизводительные же траты и времени, и капитала осуждались. Отсюда развилась и идеология протестантского аскетизма. Итак, через приобретение богатства каждый протестант имеет возможность доказать свое право попасть в рай. Говоря о корпоративной социальной ответственности у бизнесменов-протестантов следует пояснить, что последние с не очень большой охотой идут на социальные траты за пределами своих предприятий. Но зато они создают максимально комфортные социальные условия для работников своих предприятий, вкладывают средства во «внутреннюю социальную ответственность», стимулируя тем самым высокопроизводительный и качественный труд.

Необходимо отметить, что идеи М.Лютера попали на благодатную социально-трудовую почву: различные социальные сословия в германии объединились, а затем и в других странах, против римско­ католической церкви, против доминирования папской власти. М.Лютер был обвинен католической церковью в ереси, отказался предстать перед церковным судом, в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучившую его от церкви. После этого он стал ключевой фигурой протестантского движения - именно «протестация» (протест) сторонников М.Лютера на имперском сейме в 1529 г. и дала название всем религиозным христианским течениям, которые возникли в период Реформации (к ним относятся, помимо кальвинизма, баптизм, англиканская и методическая церкви и некоторые другие).

Среди других деятелей Реформации, кроме М.Лютера, был Жан Кальвин, богослов, юрист. В 1533 г. он отрекся от католицизма под воздействием идей М.Лютера и примкнул к движению протестантов. Из-за жестоких преследований протестантов во Франции Ж.Кальвин был вынужден эмигрировать в город-государство Женеву, где возглавил реформаторское движение. Его представления о протестантской этике были еще суровее, чем у М.Лютера, что привело к его гонениям в Женеве, но спустя три года ему предложили вернуться, он с почетом возвратился и стал там своего рода протестантским «папой». После этих событий уже не католическая, а протестантская церковь получила большую власть и контроль над жизнью людей,, а свобода совести была сведена к свободе от католицизма. В протестантизме, несмотря на упрощение церковного культа, предусматривается обязательное посещение службы, запрещены различные развлечения, танцы, яркие одежды и украшения. Ж.Кальвин придал протестантизму свою философию, развил протестантское учение о предопределенности судьбы человека и его богоизбранности. Он сформировал концепцию о том, что Бог заранее предопределил одних людей к спасению, других - к гибели, но главным при знаком, подтверждающим богоизбранность, служит успех в профессиональной деятельности. Отсюда, по кальвинизму, успех человека в труде становится ценностью сам по себе, он угоден Богу, но одновременно поведение человека в повседневной жизни должно быть аскетичным, пуританским. Но поскольку главным показателем успеха в трудовой деятельности протестанта считалось богатство, оно превращалось в нечто священное, и к достижению его люди стремились не щадя сил.

Известный немецкий философ, экономист, социолог Макс Вебер (1864-1920) выполнил свое уникальное исследование протестантизма. В своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» и других он показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма. М.Вебер отмечает: «...мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий». М.Вебер обратил внимание на то, что протестантизм сформировал именно «дух капитализма», а не сам капитализм.

М.Вебер полагает, что исторические заслуги протестантизма состоят в следующем:

- кальвинистское понимание предопределения к спасению избранных сделало деловой успех признаком избранности и тем самым эффективным стимулом к предпринимательству;

- протестантизм способствовал рационализации производства и буржуазного правопорядка;

- протестантская трудовая этика утвердила в сознании людей и на практике такие ценности, как бережливость, экономность, трудолюбие, честность в деловых отношениях, благоговейное, по сути, отношение к собственности и к богатству.

По М.Веберу свобода необходима для того, чтобы индивид мог заниматься предпринимательской деятельностью, а наличие своего дела в свою очередь служит условием свободной деятельности. Отсюда, следовательно, способности человека могут реализовываться при служении Богу в частном предприятии. Таким образом, по мнению М.Вебера, быстрый экономический и культурный рост в странах: Западной Европы и США был связан с идеями протестантизма, которые послужили своего рода духовными движущими силами этих процессов. По этому вопросу его взгляды расходились принципиально с материалистическими идеями марксизма, которые предполагают, что «бытие определяет сознание», а развитие рыночных отношений - это надстройка, которая включает различные религиозные течения, этические воззрения и духовные ценности людей. М.Вебер и П.Сорокин, русско-американский социолог, наоборот, считали, что только культурологические и духовные факторы создали благоприятные предпосылки для развития в недрах феодального общества капиталистических отношений.

Современный анализ проблемы показывает, что в наиболее экономически развитых странах мира доминирующим религиозным течением является протестантизм (лютеранство, англиканство и другие течения). В частности, в Европе к протестантским по вероисповеданию относятся как раз государства с наиболее высоким уровнем социально-экономического и научно-технического развития. К этим странам относятся: Германия, Швейцария, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия. Одновременно можно отметить, что другие страны Европы, где большая часть населения исповедует католицизм или православие (Португалия, Италия, Испания, Греция), имеют экономические показатели несколько ниже.

Конфуцианство. Это учение получило название от китайского мыслителя Конфуция, который родился в VI в. до н.э. в одном из древнекитайских царств - царстве Лу (провинция Шаньдун в современном Китае). По преданию, Конфуций родился в пещере, которая обладала магической силой, куда его отец отвел свою жену, как только приблизились роды. Китайцы до сих пор считают эту пещеру священной. Несколько лет назад в эту пещеру приезжало руководство Китая, тем самым было подчеркнуто «непреходящее значение идей Конфуция».

Главное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь. Э тот китайский термин переводится на русский язык как гуманность, человеколюбие. Жэнь графически изображается двумя знаками, один из которых обозначает человека, а другой- цифру «2», т.е. вместе это означает «два человека» и характеризует отношения между людьми.

Для более глубокого понимания сущностных основ деловой этики целесообразно рассмотреть основные религии и религиозных реформаторов (в хронологическом порядке):

 

Авраам (монотеизм) ОК. 1850 ДО Н.Э.
Моисей (иудаизм) ОК. 1250 ДО Н.Э.
Заратуштра (зороастризм) 650-583 ДО Н.Э.
Лао-Цзы (даосизм) 605-520 ДО Н.Э.
Будда (буддизм) 563-484 ДО Н.Э.
Конфуций (конфуцианство) 551-479 ДО Н.Э.
Махавира (джайнизм) 540-468 ДО Н.Э.
Иисус Христос (христианство) 4 ДО Н.Э. - 30 Н.Э.
Мухаммед(ислам) 570-632 н.э.
Ничирен (буддизм Японии) 1222-1282 н.э.
Нанак (сикхизм) 1469-1539 н.э.
Лютер (лютеранство) 1483-1546 н.э.
Генрих VIII (англиканская Церковь) 1491-1547 н.э.
Кальвин (кальвинизм) 1509-1564 н.э.

 

Например, английский король Генрих VIII, желая преобразовать английскую церковь, разогнал монахов, которые, будучи сами ленивы, поддерживали леность и в других: благодаря соблюдаемому ими гостеприимству бесчисленное количество праздных людей, дворян и горожан проводило жизнь в скитаниях из одного монастыря в другой. Он уничтожил также и богадельни, где простой народ находил средства к существованию, подобно тому как дворяне находили их в монастырях. После этого преобразования в Англии водворился дух торговли и промышленности.

Вопросы

 

1. Существующие подходы к определению границ и содержания понятия «социальная ответственность бизнеса».

2. Производственный характер социальной ответственности бизнеса.

3. Корпоративные социальные инвестиции. Понятие, виды, индикаторы.

4. Обобщающие экономические результаты благотворительной деятельности компании.

5. Взаимодействие социально ответственной компании с коммерческими контрагентами.

6. Социально ответственная компания и ее сотрудники.

7. Отношение инвесторов к социально ответственной компании.

8. Властные органы во взаимоотношениях с социально ответственным бизнесом.

9. Методы социального аудита. Метод Ассоциации бухгалтеров США. lО. Этические инвесторы: понятие негативных и позитивных критериев инвестирования.

11. Протестантская трудовая этика: генезис, основоположники, общие понятия.

12. М.Вебер и его понимание протестантизма, этики капитализма и социальной ответственности.

13. Конфуцианство и его роль в развитии идей социальной ответственности бизнеса.

14. Англиканская церковь и ее роль в развитии мировой деловой этики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды социальной отчетности и формирование этики социальной ответственности бизнеса в период реформации | Выступление перед аудиторией как коммуникативный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.