КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профилактика. Неврозы — обратимые функциональные заболевания нервной системы, обусловленные перенапряжением раздражительного и тормозного процессов либо их подвижности
Неврозы — обратимые функциональные заболевания нервной системы, обусловленные перенапряжением раздражительного и тормозного процессов либо их подвижности. Развернутые картины «классических» неврозов — неврастении, истерии и психастении — наблюдаются у детей редко. Заметно чаще возникают у них «моносимптомные» неврозы, картины которых зависят в значительной мере от возраста ребенка и преморбидной слабости той или иной функциональной его системы. У детей нередко наблюдаются, в частности, невротического типа нарушения со стороны органов пищеварения (анорексия, рвоты, энкоироз), дыхательной (кашель, одышка), сердечно-сосудистой (боли, аритмии), мочевой (недержание и задержка мочи), расстройства функции сна (затрудненное засыпание, ночные страхи), расстройства речи (мутизм, заикание), и двигательной сферы (припадки, тики) и многое другое. У младших детей легко возникают, кроме того, различного типа страхи (темноты, незнакомых лиц, гудков и др.) и патологические привычки (сосание пальцев, грызение ногтей и др.), а у старших — навязчивые страхи и действия (боязнь заражения, острых предметов, ожирения, физических недостатков и др.), склонность к бродяжничеству и др. Многие из перечисленных невротических состояний возникают преимущественно у невро- и психопатических детей, на фоне общих изменений поведения ребенка и указывают на облегченное возникновение у них очагов инертного возбуждения — «больных пунктов». Реактивные или психогенные психозы представляют собою так же патологические реакции детей и подростков на острые и затяжные психические травмы. Шоковые психогенные реакции выражаются то во внезапном и бесцельном хаотическом психомоторном возбуждении («двигательная буря»), то в столь же внезапном и глубоком оцепенении и обездвижении («эмоциональный паралич», «мнимая смерть»), либо в неожиданных импульсивных действиях («реакции короткого замыкания»). Из сложных или личностных реакций у детей и подростков чаще наблюдаются реактивные депрессии, во время которых у них на фоне подавленности либо тревожной ажиотации возникают суицидные попытки, иногда очень тяжелые. В лечении неврозов и реактивных психозов велика роль различных форм психотерапии (убеждение, гипнотические внушения). Важны также продуманный режим дня, электро- и гидротерапия, общеуспокаивающие средства, при ночном недержании мочи — адиурекрин, эфедрин и другие средства, при заикании — специальная логопедическая работа с детьми и т. д. Психопатии. Этим понятием обозначают сборную группу непрогрессирующих патологических состояний, характеризующихся аномалиями развития личности, дисгармонией основных ее свойств, неадэкватностью реакции индивида на внешние раздражения, из-за чего такие лица становятся трудны для себя, либо для окружающих. У них наблюдаются нередко эндокринно-вегетативные нарушения, дисгенетические признаки, высокая рефлекторная возбудимость. В формировании психопатических личностей существенную роль играют, наряду с врожденной церебральной недостаточностью, разнообразные неблагоприятные средовые влияния (семейные неурядицы, безнадзорность, избалованность и др.). Удовлетворительной классификации психопатических личностей, особенно психопатических детей, пока создать не удалось. Следует, однако, подчеркнуть, что во многих предложенных классификациях психопатий выделяется под разными названиями ряд одних и тех же типов, представляющих собою, в конечном счете, клиническое отражение известных типов высшей нервной деятельности, выделенных И. П. Павловым, особенно — сильного неуравновешенного (безудержного) и слабого типов. Истинные, или «настоящие», психопатии встречаются у детей, особенно у младших детей, сравнительно редко. К сожалению, в рамки психопатий включаются нередко дети, трудности характера и поведения которых обусловлены неблагоприятными средовыми влияниями, либо перенесенными воспалительными и травматическими поражениями мозга, затяжной соматогенной астенизацией и другими факторами. Из всего многообразия типов психопатий целесообразно кратко обрисовать лишь некоторые, более отчетливо выступающие у детей. Гипертимики — дети холерического темперамента с постоянно приподнятым настроением, повышенной самооценкой и бурным стремлением к деятельности. Они всегда оживлены, подвижны, легко отвлекаемы, возбудимы, шаловливы, хвастливы, отличаются поверхностностью мышления, чувств, интересов и отношений, легко вступают в конфликты и драки. Из-за всех этих особенностей они часто трудны в семье и в школе, а в подростковом возрасте — не удерживаются на работе, безудержно вовлекаются в асоциальные и криминальные поступки. Астеники — группа детей, личность которых формируется на основе слабого типа высшей нервной деятельности. Одни из них — тревожномнительные личности — характеризуются постоянным тревожным напряжением, беспокойством о себе и своих близких, опасениями опоздать в школу, не справиться с заданием, осрамиться при вызове к доске и т. д. Они застенчивы, нерешительны, у них легко возникают навязчивые мысли и страхи, «ритуальные действия» (навязчивый счет, топтание на месте и др.). У других детей этой группы — сензитивных — выступает на передний план повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость, выраженное самолюбие, чувство собственного достоинства и др. Истероидные психопаты развиваются на основе слабого художественного типа высшей нервной деятельности. Важнейшая их особенность — в постоянном позерстве, наигранности поведения, в стремлении обратить на себя внимание, в «искании оценки». Одни из них пользуются любыми средствами, в том числе и вымыслом, чтобы приукрасить свою личность (псевдологи), другие погружаются в фантастический мир тех желаний (фантасты), которые, как им кажется, осуществляются. Мышление этих детей конкретно, кругозор ограничен, знания поверхностны, зато эмоции очень ярки и неустойчивы. Они за многое берутся, но быстро остывают. У них сочетаются нередко психический инфантилизм, явная детскость интересов и поведения с внешней «солидностью», восторженность с равнодушием, упрямство с внушаемостью и т. д., из-за чего эти дети редко приобретают подлинный авторитет и уважение товарищей. Психастеники («патологически замкнутые», «шизоиды») развиваются на основе слабого мыслительного типа высшей нервной деятельности. При удовлетворительном, а иногда и высоком интеллекте у них слабы инстинкты и эмоции, недостаточны умение приспособиться к реальной обстановке, понимание ее и связь с ней. Эти дети кажутся поэтому, иногда уже с ранних лет, какими-то странными, эмоционально холодными. Позднее у них развивается склонность к схоластическим рассуждениям, резонерству, «умственной жвачке», некоторые из них нерешительны, склонны к сомнениям и «рассудочным» навязчивым проявлениям. Заметно чаще, чем психопатии, у детей наблюдаются различные картины невропатии. Невропатии следует рассматривать как самостоятельную форму и не включать их в рамки астенических психопатий. Невропатия («конституциональная нервность») развивается на основе общего слабого типа высшей нервной деятельности и характеризуется синдромом «раздражительной слабости», т. е. повышенной возбудимостью и быстрой утомляемостью, истощаемостью. Невропатические особенности сказываются часто уже с грудного возраста. Дети-невропаты беспокойны, бурно реагируют на любые раздражения, капризны, суетливы, упрямы, то робки, застенчивы, вялы, то раздражительны, непослушны, с трудом удерживаются в семье и детских коллективах. У них легко возникают различные невротические состояния (заикание, ночные страхи и др.). Лечебно-педагогические и воспитательные мероприятия, проводимые систематически с раннего детства совместными усилиями родителей, врача и педагога, могут быть очень эффективными и обеспечивают нередко полную практическую компенсацию невро- и психопатического ребенка. Из лечебных мероприятий показаны электро- и гидротерапия, общеуспокаивающие средства, в том числе иногда и нейролептические (резерпин, аминазин и др.). Эпилепсия — другое наиболее частое нервно-психическое заболевание детского возраста — выражается в различного типа припадках— судорожных, малых и психических, сопровождающихся нередко развитием у больных стойких и характерных изменений психики. Припадкам предшествуют часто предвестники — дальние (головная боль, раздраженность и др.); и ближние (ауры). Различают ауры двигательные, чувствительные, вегетативно-висцеральные, психические, простые, сложные и др. Выражаются они то в подергиваниях, болях и парестезиях в отдельных частях тела, то в галлюцинациях, многообразных ощущениях со стороны внутренних органов, тошноте и рвоте, головокружениях, страхе, неясности восприятия окружающего, навязчивых мыслях, действиях и многом другом. Большой судорожный припадок начинается нередко с пронзительного крика, выражается в помрачении сознания, падении на пол, общих тонических и клонических судорогах, утрате чувствительности и рефлексов, непроизвольном мочеиспускании, прикусе языка и заканчивается глубоким сном, либо спутанностью сознания с дезориентировкой в окружающем и беспорядочным поведением. Малые приступы (petit mal) характеризуются кратковременным (1—2 мин.) глубоким помрачением сознания, обычно без падения на пол и грубых послеприпадочных расстройств. Промежуточной формой являются приступы автоматизмов, при которых больные на фоне разных степеней помрачения сознания совершают разные по сложности и эмоциональной окраске непроизвольные действия и поступки. Из многих других разновидностей припадков следует отметить лишь «психические эквиваленты», выражающиеся то в дисфории, т. е. приступообразных расстройствах настроения (мрачно-раздражительного или экстатического типа), то в сумеречных и других расстройствах сознания, характеризующихся обычно страхом, галлюцинациями, грубыми импульсивными действиями в отношении себя и окружающих и др. Все перечисленные типы припадков длятся от 1—2 минут до нескольких часов и дней, повторяются с крайне различной частотой, отличаются быстрым возникновением и окончанием и в большинстве случаев — полным отсутствием у больных каких-либо воспоминаний о них (амнезией). Стойкие изменения психики, выступающие в характерной форме уже у дошкольников, выражаются в «вязкости» мышления и эмоций больных, в их наклонности к «застреваниям» и ненужной детализации, в сочетании ханжества и угодливости с подозрительностью, взрывчатостью и злопамятством, в мелочности, педантичности и др. В тяжелых случаях развивается глубокое и характерное слабоумие— сужение интересов, ослабление памяти и оскудение всей личности. В одних случаях эти стойкие изменения психики развиваются медленно, а в других они наступают даже при не частых припадках, очень быстро (медленный и острый типы течения по С. С. Мнухину). В этиологии эпилепсии играют существенную роль наследственная отягощенность, повреждения зачатка и особенно родовые травмы и постнатальные воспалительные и травматические поражения мозга. Помимо разных внешних вредностей существенную роль играет в происхождении болезни специальное предрасположение, «готовность» к припадкам, усматриваемая то в некоей церебральной неполноценности, то в различных нарушениях обмена веществ — азотистого, водно-солевого и др. В основе эпилептических припадков лежит (по И. П. Павлову) «больной пункт» или «очаг застойного возбуждения», разряд которого в зависимости от локализации и сложных внутрицентральных отношений реализуется в различного типа припадках. В зависимости от характера припадков, этиологии, патогенеза и течения болезни и предположительной локализацией мозгового поражения выделяли судорожную и психическую, общую и локальную, генуинную и симптоматическую, церебральную и гуморальную, доброкачественную и злокачественную, лобную, височную, диэнцефальную формы эпилепсии и многое другое. Во всех этих классификациях содержатся, несомненно, рациональные зерна, но ни одна из них не может претендовать на исчерпывающее решение задачи. В детском возрасте судорожные припадки являются нередко неспецифической ответной реакцией организма на самые различные вредности (инфекции, интоксикации, соматические заболевания и многое другое). Одна из наиболее признанных особенностей детской эпилепсии, как болезни, заключается в том, что у детей заметно чаще появляются различного типа «неполные», «абортивные» и «атипические» припадки. Распознавание эпилепсии у детей надо отграничивать от ряда других приступообразно протекающих заболеваний неэпилептической природы — от спазмофилии, аффективно-респираторных судорог («закатываний»), ночных страхов и снохождений и др. У детей младших возрастов резко преобладают грубо органические формы эпилепсии, связанные с родовыми травмами, пре- и постнатальными воспалительными процессами в нервной системе. В связи с этим судорожные припадки возникают у них нередко на фоне грубых неврологических расстройств (геми- и дипарезов и др.) и умственной отсталости и характеризуется своей «фокальностью», очаговой «окраской» (началом и преобладанием судорог на одной стороне, четко локализированными аурами, послеприпадочными парезами и др.). Реже встречающаяся генуинная эпилепсия выражается у младших детей в «изолированных» аурах и сравнительно редко — в припадках с симметрическими тонико-клоническими судорогами и в малых приступах. Из абортивных и атипических припадков у младших детей наблюдаются нередко молниеносные кивательные приступы (в Blitz und Nickkrampfe), выражающиеся в частых внезапных и резких однократных рывках головы («кивок»); либо головы и туловища («клевок») кпереди, сопровождающихся иногда падением ребенка на пол и ушибами. Эти «злокачественные» (Моро) припадки в совокупности с присоединяющимися к ним большими судорожными припадками приводят к быстрому и глубокому органическому распаду психики, речи и движений с картиной генерализованной гипотонии и атаксии. У мальчиков нередко наблюдается описанная С. С. Мнухиным «статусоподобная» форма эпилепсии, протекающая в виде одних лишь эпизодически повторяющихся эпилептических состояний (status epilepticus). Эти эпилептические состояния длятся иногда часами и сопровождаются помрачением сознания, судорожными припадками, подъемом температуры, а иногда и послеприпадочными параличами, их расценивают иногда как острые энцефалиты. В возрасте от 4 до 10 лет, чаще у девочек, нередко появляется пикнолепсия (pyknos — частый), выражающаяся в ежедневных множественных (до 150 в день) коротких (до 40—50 секунд) абсансах с поверхностным затемнением сознания и легкими ритмическими движениями глаз, а иногда глаз и головы то кверху и кзади, то кпереди, то в стороны. Несмотря на частоту приступов, пикнолепсия в отличие от малых приступов (petit mal) не ведет к прогрессирующим изменениям психики и примерно в 1/3—1/2 случаев заканчивается в пубертатном возрасте выздоровлением. Трудная в ряде случаев задача отграничения эпилепсии от спазмофилии, ночных страхов, снохождений и других подобных состояний облегчается сейчас в значительной мере благодаря новым методам исследования, особенно электроэнцефалографии. Лечение эпилепсии: 1) диететическое — ограничить потребление жидкости, соли, белковых и острых блюд; 2) медикаментозное — люминал (0,06—0,1 в сутки) и дифенин (те же дозы) в сочетании с 1/2 дозы кофеина, гексалидин (0,5—1,0 в сутки), хлоракон (до 1,0—1,5 в сутки), препараты буры (до 1,0 в сутки), бромиды, сернокислая магнезия (25%-ная внутривенно, для малых приступов — до 0,2—0,4 в сутки во время еды). Имеется ряд полезных лекарственных смесей — Серейского, Кармановой, Воробьева, Конторовича и др. При эпилептическом статусе рекомендуются: клизмы из хлоралгидрата (3%-ного — 15,0 после очистительной), внутривенные вливания сернокислой магнезии (25%-ной — 5,0), иногда спинномозговая пункция, внутримышечно — гексонал (10%-ный — 3,0—5,0 вводят медленно). Следует быть осторожным с проведением прививок, резких глистогонных мероприятий, особенно у детей без явной эпилепсии, а лишь с «готовностью» к ней. Важна организация обучения, а позднее — правильное трудоустройство больных эпилепсией.
Профилактика эпилептической болезни включает меры первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика, направленная на предупреждение эпилепсии, разработана недостаточно. В связи с важной ролью генетических факторов в этиологии болезни профилактика эпилепсии заключается в предупреждении брака двух лиц, страдающих эпилепсией, а также тщательном наблюдении за здоровьем детей в семьях с наследственной отягощенностью. Такие дети составляют группу повышенного риска по эпилепсии. Вторичная профилактика сводится к предупреждению неблагоприятного течения и обострений заболеваний, то есть к стабилизации достигнутой терапевтической ремиссии. Особое значение имеют профилактика интеркуррентных заболеваний, забота о режиме и питании больного. Олигофренией (малоумием), или умственной отсталостью, врожденным слабоумием, обозначают сборную группу патологических состояний, разных по своей этиологии и анатомо-физиологической основе, важнейшим общим признаком которых является различное по своим картинам и тяжести непрогрессирующее недоразвитие психики, особенно умственной деятельности ребенка. Олигофрения является одним из наиболее частых нервно-психических нарушений у детей (у 2-5% всего детского населения). В зависимости от тяжести олигофрении принято издавна различать три степени ее — идиотию, имбецильность, дебильность. Идиотия характеризуется почти полным отсутствием у детей каких-либо разумных проявлений в поведении — они часто не узнают своих близких и не обнаруживают к ним ясных привязанностей, у них вовсе отсутствуют либо очень слабо развиты внимание и речь, инстинкты и эмоции то бледны и мало заметны, то резки и неустойчивы. Менее тяжелая степень психического недоразвития — имбецильность — характеризуется заметно лучшей житейской ориентировкой детей, их более развитой речью и способностью овладеть зачатками чтения, письма и счета, в поведении одни из них вялы, бездеятельны и пассивны, другие — услужливы и трудолюбивы, а третьи — упрямы, злобны и импульсивны. Дети с дебильностью отличаются недоразвитием более сложных форм психической деятельности — способности к отвлечению и обобщению, к сосредоточению, либо гибкому переключению внимания и к смысловому запоминанию, к самообладанию, выдержке и других форм, поведение их зависит от состояния инстинктов и эмоций, от условий воспитания и средовых влияний. Для определения степени психического недоразвития наилучшим является метод терпеливого и всестороннего клинического изучения ребенка. Дети-идиоты нуждаются в постоянном надзоре и уходе (в учреждениях СОБЕСа), имбециллы — в индивидуальном обучении и постоянном присмотре и опеке, дебилы — в обучении в специальных школах со сниженной программой и замедленными темпами обучения, а позднее — в работе, не требующей высокой квалификации. В трудных и неясных случаях этот практически нередко очень важный вопрос должен быть решен в «пользу ребенка», т. е. в плане установления менее тяжелой степени недоразвития его. Состояния психического недоразвития выявляются уже в первые месяцы жизни ребенка. Они сказываются в недостаточности его ориентировочных реакций, в «отсутствии интереса» к окружающему, а позднее — в задержках и дефектах развития движений, речи и пр. У многих детей эти состояния сочетаются с различными соматоневрологическими уклонениями — с задержками или ускорением роста и полового созревания, аномалиями строения черепа и всего скелета (макро-микро-оксицефалия), различными дисгенетическими признаками, неврологическими симптомами грубо органического поражения мозга и др. В происхождении олигофрении участвуют очень многие преинтра- и постнатальные патогенные факторы — психопатическая наследственность, алкоголизм и сифилис родителей, внутриутробные и постнатальные энцефалиты, эндокринные и метаболические нарушения и многие другие. Анатомической основой олигофрении являются различные формы недоразвития и ранних поражений мозга — размягчения, рубцы, кисты, порэнцефалия, микрогирия, атрофии и склероз мозга и др. Стремясь к внедрению этиологического и нозологического принципов в учении об олигофрении, С.С.Мнухин с сотрудниками разрабатывают в последние годы клинико-физиологическую группировку форм олигофрении, сводящуюся, в частности, к выделению стенической, астенической и атонической форм ее. Заслуживают внимания в этом плане формы, связанные с токсоплазмозом, резус-конфликтом, туберозным склерозом, неврофиброматозом, ангиоматозами, гидромикроцефалией, дизостозами черепа, болезнями Дауна и Лауренс — Моон —Бидля, определенными эндокринными нарушениями и заболеваниями обмена веществ (гаргоилизм, амавротическая идиотия) и др. Помимо общего психического недоразвития, выделяют некоторые формы «частичного» недоразвития. К ним относят нарушения развития речи при сохраненном понимании ее (моторная алалия, косноязычие), нарушения понимания ее (сенсорная алалия), длительную неспособность овладеть навыками чтения и письма (врожденная алексия и аграфия). Все эти нарушения не являются у детей вполне изолированными и связаны, по-видимому, с преимущественным поражением определенных областей мозга. Лечение олигофрении — в некоторых случаях причинное (противосифилитическое, гормональное), в других, особенно при астенической форме, — стимулирующими средствами (глютаминовой кислотой, алоэ, витаминами B6 и B12, церебролизином), иногда осторожная рентгенотерапия (облучения области межуточного мозга). Особенно важна правильная организация обучения и воспитания умственно отсталого ребенка.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |