КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы компенсации риска
По виду воздействия методы компенсации относят к упреждающим методам, которые должны создать условия, исключающие появление причин и факторов риска. Методы компенсации риска включают: 1. Стратегическое планирование, относящееся к наиболее эффективным методам. Как средство компенсации риска стратегическое планирование дает эффект в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия и, следовательно, разработать заранее комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов. 2.Прогнозирование экономической обстановки, заключающееся в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем, и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании. 3. Активный целенаправленный маркетинг. В этом случае предприятие, решившее реализовать в качестве средства борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, начинает интенсивно формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка и оценка его емкости; организация рекламной компании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.д. 4. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды, который заключается в оперативном отслеживании текущей информации о социально-экономических процессах. Для применения этого метода необходимы компьютерная нормативно-справочная информация, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, проведение заказных исследований, использование услуг консультационных фирм и отдельных консультантов. Получаемые данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, оперативно скорректировать стратегические и тактические планы. 5. Создание системы резервов, близкой к страхованию, но сосредоточенной внутри предприятия. Основными формами этого направления являются: • формирование резервного фонда предприятия, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия; • формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования служит фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям и т.д. Перечень таких фондов, источники и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами; • формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, проводимых различными центрами ответственности. Такие резервы предусматриваются обычно во всех видах бюджетов и в ряде гибких текущих бюджетов; • формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Такие страховые запасы создаются по сырью, материалам и комплектующим, по денежным средствам, готовой продукции. Формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, создаются свободные мощности, устанавливаются и поддерживаются новые контакты и связи; • нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде. До его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных рисков. 6. Привлечение внешних ресурсов. В случае, когда фирма не в состоянии покрыть все потери внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главное из них - перспектива будущей прибыльности. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того чтобы получить кредит, необходимо доказать, что ты в нем нуждаешься». Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение фирмы. Кредитные ресурсы как средство покрытия потерь не повышают эффективность финансовых операций, несут за собой дополнительные расходы, связанные с процентными платежами. Среди перечисленных средств явное предпочтение в настоящее время оказывается созданию финансовых резервов, которые могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использование залогов и т.д. Следовательно, для предприятия актуальным становится выработка финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств. В планах развертывания резервов должно быть задействовано и использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования — от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры. Кроме перечисленных методов управления рисками могут быть использованы и другие методы: • обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций. Это направление нейтрализации финансовых рисков предусматривает расчет и включение в условия контрактов с партнерами необходимых размеров штрафов, пени, неустоек и других форм финансовых санкций в случае нарушения финансовых обязательств. Уровень штрафных санкций должен в полной мере компенсировать финансовые потери предприятий в связи с неполучением расчетного дохода, инфляцией, снижением стоимости денег во времени и т.д.; • сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами. В отечественной практике этот перечень необоснованно расширяется (против общепринятых международных правил), что позволяет партнерам избегать в ряде случаев финансовой ответственности за невыполнение своих договорных обязательств; • получение от партнеров дополнительного уровня премии за риск. Если уровень риска по намечаемой финансовой операции превышает расчетный уровень дохода по ней (по шкале «доходность-риск»), необходимо получение дополнительного дохода по ней или отказаться от ее проведения. Перечисленные методы компенсации риска, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |