Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы компенсации риска




По виду воздействия методы компенсации относят к упреждающим методам, которые должны создать условия, исключающие появле­ние причин и факторов риска.

Методы компенсации риска включают:

1. Стратегическое планирование, относящееся к наиболее эффективным методам. Как средство компенсации риска стратегическое планиро­вание дает эффект в том случае, если процесс разработки стратегии про­низывает буквально все сферы деятельности предприятия.

Полномасштабные работы по стратегическому планированию, кото­рым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появле­ние узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специ­фический профиль факторов риска данного предприятия и, следователь­но, разработать заранее комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

2.Прогнозирование экономической обстановки, заключающееся в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем, и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

3. Активный целенаправленный маркетинг. В этом случае предприятие, решившее реализовать в качестве средства борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, начинает интенсивно формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка и оценка его емкости; организация рекламной компании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.д.

4. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды, который заключается в оперативном отслеживании текущей информации о социально-экономических процессах. Для применения этого метода необходимы компьютерная нормативно-справочная информация, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, проведение заказных исследований, использование услуг консультационных фирм и отдельных консультантов.

Получаемые данные позволяют уловить новые тенденции во взаимо­отношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для ком­пенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятель­ности, оперативно скорректировать стратегические и тактические планы.

5. Создание системы резервов, близкой к страхованию, но сосредоточенной внутри предприятия.

Основными формами этого направления являются:

формирование резервного фонда предприятия, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия;

формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования служит фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям и т.д. Перечень таких фондов, источники и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами;

формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, проводимых различными центрами ответственности. Такие резервы предусматриваются обычно во всех видах бюджетов и в ряде гибких текущих бюджетов;

формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Такие страховые запасы создаются по сырью, материалам и комплектующим, по денежным средствам, готовой продукции. Формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, создаются свободные мощности, устанавливаются и поддерживаются новые контакты и связи;

нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде. До его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных рисков.

6. Привлечение внешних ресурсов. В случае, когда фирма не в состоянии покрыть все потери внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступ­ность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главное из них - перспектива будущей прибыльности.

Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того чтобы получить кредит, необходимо дока­зать, что ты в нем нуждаешься». Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы.

Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение фирмы. Кредитные ресурсы как средство покрытия потерь не повышают эффективность финансовых операций, несут за собой допол­нительные расходы, связанные с процентными платежами.

Среди перечисленных средств явное предпочтение в настоящее время оказывается созданию финансовых резервов, которые могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготов­ки «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использование залогов и т.д.

Следовательно, для предприятия актуальным становится выработка финансовой стратегии, политики управления своими активами и пасси­вами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.

В планах развертывания резервов должно быть задействовано и ис­пользование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования — от обучения и тренинга персонала в соответ­ствии с его склонностью к риску до выработки специфической корпора­тивной культуры.

Кроме перечисленных методов управления рисками могут быть использованы и другие методы:

• обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций. Это направление нейтрализации финансовых рисков предусматривает расчет и включение в условия контрактов с партнерами необходимых размеров штрафов, пе­ни, неустоек и других форм финансовых санкций в случае нарушения фи­нансовых обязательств. Уровень штрафных санкций должен в полной ме­ре компенсировать финансовые потери предприятий в связи с неполуче­нием расчетного дохода, инфляцией, снижением стоимости денег во вре­мени и т.д.;

сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами. В отечественной практике этот перечень необоснованно расширяется (против общепринятых международных правил), что позволяет партнерам избегать в ряде случаев финансовой ответственности за невыполнение своих договорных обязательств;

получение от партнеров дополнительного уровня премии за риск. Если уровень риска по намечаемой финансовой операции превышает расчетный уровень дохода по ней (по шкале «доходность-риск»), необходимо получение дополнительного дохода по ней или отказаться от ее проведения.

Перечисленные методы компенсации риска, как правило, более тру­доемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.