6. Манипуляции в предпринимательской деятельности.
1. Сущность понятия «манипуляция»
Каждый из нас в той или иной ситуации для достижения своих целей прибегает не только к прямому, но и к скрытому способу психологического воздействия или противодействия - мани- пуляции. С одной стороны, манипуляция является «мягким» спосо- бом достижения управленческих целей, с другой - позволяет эф- фективно защититься от негативного воздействия окружающих. Ис- следователи переговорного процесса отмечают, что на перегово- рах активно используются различные приемы психологических ма- нипуляций в зависимости от индивидуальности переговорщика. Осо- бенность манипулятивного воздействии заключается в том, что оно предполагает специфический вид давления, основанный «на нор- мах и ценностях человека, его отношениях с окружающими, на та- ких присущих ему чертах, как интеллект, честность, стиль поведе- ния за столом переговоров». Манипулятор, как правило, очень хо- рошо проставляет, кто перед ним, и разбирается в психологичес- ком типе жертвы, в особенностях ее нервной системы.
Тот из участников переговоров, кто первый предпринимает попытку скрытого влияния на другую сторону, является инициа- торам манипуляции. Сторона, на которую обращена такая попыт- ка, - адресат. В процессе коммуникации, с помощью вербаль- ных (словесных) и невербальных (несловесных) средств инициа- тор побуждает адресата к переживанию определенных состоя- ний, принятию решений или выполнению действий, необходимых для достижения собственных целей.
К невербальным средствам относятся расположение переговорщиков в пространстве (расстояние, перемещения, движения), их поты, жесты, мимика, визуальные (зрительные) и аудиальные (слуховые) контакты и сигналы, передаваемые параллельно с речью. В переговорном процессе инициатор и адресат могут меняться ролями и/или быть и иници- атором (манипулятором) и адресатом (жертвой) одновременно. Манипуляция может быть направлена на индивидуально-психоло- гические особенности адресата; социальные связи адресата с ок- ружающими или его соииальио-психологнческис характеристики: нормы и ценности.
В соответствии с выделенными направлениями скрытого влияния на личность в качестве трех основных групп выделяют: 1) манипуляции, направленные на унижение оппонента (личност- но-психологичсскис манипуляции); 2) манипуляции, разрушающие понятие адресата о «социальной справедливости», и 3) манипуля- ции, основанные на «правилах приличия».
Манипулятивное воздействие может осуществляться на лю- бом этапе переговоров. Если специально упростить модель перего- воров для отражения только процессов межличностной коммуника- ции, то необходимо говорить о трех основных взаимосвязанных эта- пах: уточнение позиций участников, обсуждение позиций и согласо- вание позиций. Этап уточнения позиций и интересов характеризует- ся проявлением или демонстрацией своей позиции и восприятием чужой. На этом этапе в зависимости от ситуации осуществляется взаимное уточнение интересов, точек зрения, подходов и взглядов участников по определенным вопросам. На этапе обсуждения выд- вигаются аргументы в поддержку своих взглядов, предлагаемых действий, предложений и т. п., осуществляются анализ аргумента- ции оппонентов и контраргументация.
На этапе согласования позиций и интересов вырабатыва- ются договоренности, однако этот процесс может вылиться в уси- ление конфронтации и отчужденность участников переговоров. Представленная схема может иметь развернутую форму, как, например, при проведении официальных переговоров, или высту- пать в зависимости от условий в более или менее свернутом виде. С учетом намерений и целей участников, их отношений, степени доверия и открытости, используемых стратегий и тактик взаимо- действия, возможны различные подходы к управлению поведени- ем сторон на переговорах и их взаимовлиянию.
Наиболее многочисленные примеры разнообразных спосо- бов и приемов психологических атак переговорщиков друг на друга предоставляет этап обсуждения позиций, так как в нем в наиболь- шей степени сконцентрированы и рельефно проявляются разные способы скрытого принуждения личности. Сам процесс обсуж- дения выступает как структурная единица множества межлично- стных коммуникативных ситуаций и может рассматриваться как естественная модель, путем анализа которой могут быть рассмот- рены способы тайного принуждения личности. Рассмотрение дан- ного этапа как основной структурной единицы анализа манипуля- тивных техник оправданно как его определенной целостностью, так и тем обстоятельством, что дискуссия в переговорном про- цессе предоставляет особые условия воздействия на аудиторию в виде подготовленных суждений и полемик.
Специальная подготовка к этапу обсуждения позиций и пред- ложений предполагает разработку вариантов манипуляций на ос- нове правильной оценки психологических особенностей деловых партнеров. Целью таких манипуляций, как правило, является по- буждение другой стороны к решению, не совпадающему с его ак- туально существующими желаниями и потребностями.
Исследователями выделяются различные классификации манипуляций в зависимости от вида коммуникации. На основе анализа материалов российской практики публичной коммуника- ции И.Мельник говорил об уловках организационно-процедурного характера, личностно-психологических и логико-психологичских. Д.И. Дудинский дополняет этот список, опираясь на типологию человеческих темпераментов. Говоря об особенностях процесса межличностной коммуникации, он группирует манипулятивные приемы как уловки убеждения через непосредственный контакт, косвенные действия, непроизвольный транс и манипуляцию созна- нием (гипноз Эриксона).
Все группы уловок работают на цель манипулятора - «пой- мать оппонента на крючок», превратить его в послушное орудие, с помощью которого можно осуществить свои замыслы, удовлет- ворить свои потребности. Адресат манипуляции совершает спон- танные действия, не соответствующие его первоначальному пла- ну, полагая при этом, что его поведение свободно, и он сам выби- рает, что и как ему делать. На самом деле он подвергается осо- бому виду психологического воздействия, которое использу- ется оппонентом для достижения одностороннего выигры- ша посредством скрытого побуждения адресата к соверше- нию определенных действий.
Умение распознавать уловки другой стороны и противосто- ять этим уловкам - залог успешного ведения деловых перегово- ров, формирования и сохранения позитивной репутации компании. Установить факт применения к вам средств манипуляции - зна- чит использовать возможность ему противостоять. Именно по- этому так важно понимать механизмы манипулятивного воздей- ствия в переговорном процессе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление