Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема управления проектами в экономике


Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Многопричинность и усиливающаяся значимость активизации использования инвестиционного потенциала для его целеориентированной интеграции в вектор стабилизационных и расширительных тенденций развития экономики на всех уровнях иерархии: макро-, мезо и микроуровне, - инициируют необходимость перевода на качественно новые методологические позиции решение проблемы управления инвестиционными проектами, реализуемыми на обозначенных уровнях, что требует систематизации и обобщения существующих разноаспектных подходов, методических приемов и инструментария оценки принципиальной целесообразности и эффективности инициируемых проектов; уточнения на этой основе источников, форм и новых технологий их финансирования, ориентированных на снижение рисковой составляющей, имманентно сопряженной с инвестициями (особенно венчурными); адаптации инструментария управления проектами к требованиям инновационного развития экономики с использованием самых современных информационных технологий и программных систем.

§ 1.1. Экономическое содержание инвестиционного проекта: понятие и системообразующие функции в экономике

Стабилизация экономики России в соответствии с темпами, заданными в последние годы исполнительными органами государственной власти высшего иерархического звена политической системы страны, в современных рыночных условиях хозяйствования в значительной степени сопряжена с кардинальным изменением инвестиционной политики на всех ее уровнях: макро-, мезо- и микроуровне, важнейшей составляющей которой является процесс управления проектами. Особая значимость принятия адекватных управленческих решений в отношении инициируемых на разных уровнях национальной экономики инвестиционных проектов объясняется последовательным переходом экономики страны от восстановительного этапа к этапу экономического роста и развития, ее переориентацией (в контексте формирования валового внутреннего продукта) с добывающего на перерабатывающий сектор. Последнее делает продвижение рыночных реформ напрямую детерминированным как масштабами инновационных проектов, так и формированием адекватной современным императивам системы управления ими, тесно сопряженной с институциональной средой, способствующей активизации привлечения и эффективного использования инвестиций.



Совокупность сформулированных выше, а также целый комплекс других причинно-следственных факторов определяют значимость развития теории и практики управления проектами с новых методологических позиций, базирующейся на предварительном уточнении нового экономического содержания и системных свойств инвестиционного проекта как экономической категории, уточнения его структуры и жизненного цикла, развития и инструментального обеспечения комплексной оценки эффективности проектов на основе уточнения их специфики, проявляющейся в зависимости от уровня иерархии (макро-, мезо-, микро-), а также сферы реализации (производственная сфера, социальная и т.п.).

Однако этот теоретический посыл имеет значение только в том случае, если он успешно верифицируется реальной экономической практикой, которая свидетельствует о том, что базовым индикатором достаточности обеспечения экономики инновационными проектами, создающего предпосылки расширенного воспроизводства, является положительная динамика инвестиций в основной капитал. В условиях же современного развития сферы хозяйствования в России, как свидетельствуют данные таблицы 1, потребность в инвестиционных проектах и их финансировании обусловлена необходимостью решения как текущих, так и стратегических задач, связанных с ликвидацией угрозы возникновения острого кризиса, обусловленного возможностью массового выхода из строя российского парка машин и оборудования[1].

В то же время проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Это подтверждают параметры прогноза социально-экономического развития страны до 2007 года, который проводился по следующим вариантам[2]:

I вариант – умеренно-пессимистический - исходит из возможного резкого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов по сравнению с текущим периодом, которое не удается компенсировать за счет внутренних факторов развития.

II вариант – консервативный - предполагает существенное снижение мировых цен на нефть при продолжении тенденции к повышению эффективности функционирования экономики.

III вариант – оптимистичный – исходит из того, что мировая цена на нефть не опустится ниже верхней границы коридора ОПЕК, а склонность российского бизнеса к инвестированию своих доходов не снизится. Третий вариант рассматривается в качестве наиболее вероятного сценария развития экономики и служит базой для формирования проекта бюджета.

Современное соотношение факторов роста российской экономики выглядит следующим образом: за I полугодие 2004 года из 7,4% прироста ВВП в годовом исчислении 2,7 п.п. обеспечены за счет превышения среднего за десятилетний период уровня цен на нефть, что на 0,7 п.п. выше, чем в 2003 году, остальные 4,7 п.п. прироста ВВП обусловлены реальным ростом инвестиций в основной капитал (1,9 п.п.), ростом реальных располагаемых доходов населения (2,2 п.п.), а также фактором роста совокупной эффективности факторов (0,6 п.п.) – рис. 1.


Таблица 1.1. - Основные показатели развития экономики в 2003-2007 г.г.

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)1

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
  I полугодие II полугодие 2003 г. I полугодие II полугодие (оценка) 2004 г. (оценка) прогноз** прогноз** прогноз**
                   
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в %     112,0     110,0 108-109 107-107,5 105,5-106,5
                   
ВВП 107,7 107,0 107,3 107,4* 106,4 106,9 106,3 106,1 106,5
                   
Производство продукции промышленности 106,8 107,2 107,0 107,4 106,9 107,1 105,5 105,7 106,1
                   
Производство продукции сельского хозяйства 99,7 103,3 101,5 98,8 102,6 100,7 103,4
                   
                   
Инвестиции в основной капитал 111,8 113,2 112,5 112,6 110,8 111,5 109,8 109,7 110,6
Иностранные инвестиции (прямые), млрд.долл.США       6,2 7,3 13,5 12,6 14,6 16,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения 115,6 111,8 113,7 109,8 109,1 109,4 108,1 108,3
                   
                   
Реальная заработная плата 109,5 112,3 110,9 114,1 113,6 113,9 111,7 110,0 108,9
                   
Оборот розничной торговли 109,5 107,3 108,4 111,1 109,6 110,2 108,5 107,4 107,4
                   
                   
Экспорт товаров, млрд. долл. 62,8 73,1 135,9 77,7* 160,7 163,2 172,5 181,9
                   
Импорт товаров, млрд. долл. 33,9 41,5 75,44 42,2* 50,8 93,0 104,7 116,1 130,0
                   

1.Составлено по: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г. и основные параметры до 2007 г.-Минэкономразвития России.-М.-2004.

* оценка Минэкономразвития России; ** прогноз, соответствующий III варианту.


 
 

Рисунок 1.1. - Позиционирование инвестиций в системе факторов роста ВВП в 2003-2005 г.г. и на период до 2007 г.[3]

 

Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России[4], что подтверждает значимость совершенствования методологии управления проектами.

В 2006-2007 годах прогнозируется усиление инновационно-инвестиционной направленности экономического развития. Если доля потребления домашних хозяйств за этот период повысится с 50,1% ВВП (в 2004 г.) до 51,9% (в 2007 г.), то доля накопления возрастет более значительно - с 22,4% до 27,4% ВВП. В структуре накопления ожидается сближение темпов роста капитального ремонта и инвестиций в основной капитал, что в большей степени отвечает требованиям модернизации экономики. Повышение доли валового накопления в ВВП в сочетании с сокращением чистого экспорта приведет к уменьшению разрыва между располагаемым объемом сбережений и той их частью, которая направляется на инвестиции во внутренние проекты, а не используется на кредитование остального мира.

Среди источников инвестиций все большую роль будут играть привлеченные средства, как собственно заемные средства предприятий, так и средства, характеризующие межотраслевой перелив капитала путем перераспределения средств от холдингов к их производственным подразделениям. Доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций по II-III вариантам возрастет с 55% в 2002 году до 60,5-60,8% в 2007 году, по I варианту – до 59,6 процента (табл. 1.2).

Таблица 1. 2. - Структура инвестиций в основной капитал организаций по источникам финансирования, в % к итогу[5]

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
I в. II в. III в. I в. II в. III в. I в. II в. III в.
Инвестиции в основной капитал
в том числе по источникам финансирования:                        
собственные средства 45,6 45,2 43,9 43,3 43,2 42,5 41,5 41,3 40,4 39,5 39,2
Из них:                        
прибыль, остающаяся в распоряжении организаций 19,1 18,0 17,9 17,8 17,7 17,7 17,9 18,0 18,0 17,7 18,2 18,2
Амортизация 21,9 23,8 23,2 22,1 21,7 21,6 20,6 19,5 19,3 18,7 17,3 17,0
привлеченные средства 54,4 54,8 56,1 56,7 56,8 57,5 58,5 58,7 59,6 60,5 60,8
в том числе:                        
бюджетные средства 19,9 18,7 17,4 17,0 17,1 17,1 16,2 16,3 16,3 16,1 15,4 15,4

 

Номинальный объем средств, используемых на инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, возрастет за период 2004-2007 годов в 2,0-2,2 раза по II и III вариантам. Это соответствует, с учетом индекса-дефлятора инвестиций, реальному росту в 1,5 раза, а среднегодовые темпы роста инвестиций составят около 10 процентов. В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал будет возрастать доля отраслей, производящих конечную продукцию, сырье и материалы. При этом доля инвестиций в ТЭК будет постепенно снижаться (табл. 1.3).

Таблица 1. 3. - Удельный вес отдельных групп отраслей в объеме инвестиций в основной капитал (II-III варианты), %[6]

 

  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
ТЭК 26,0 24,5 23,3-23,1 23,1-22,8 22,5-22,2
в том числе          
Электроэнергетика 4,6 5,4 5,45 5,5 5,5
Газовая промышленность 4,1 4,7 5,0-4,9 5,0-4,9 5,0-4,9
Отрасли, производящие сырье и материалы 8,9 9,2 9,2-9,3 9,5-9,6 9,6-9,7
Отрасли, производящие продукцию конечного потребления 7,4 7,5 7,6-7,7 8,1-8,3 8,3-8,5
Транспорт и связь 22,5 23,5 24,8-24,9 25,6-25,8 26,9-27,1

 

В соответствии с данными прогнозами, приток внешних инвестиций будет носить неравномерный характер. После удвоения прямых иностранных инвестиций в 2004 году ожидается их временная стагнация. Рост инвестиций возобновится в 2006-2007 годах после ожидаемого присвоения инвестиционного рейтинга России всеми ведущими рейтинговыми агентствами. Ежегодный объем привлекаемых прямых иностранных инвестиций в 2006-2007 годах будет составлять от 12 до 16 млрд. долларов или около 10-11% прогнозируемого объема инвестиций.

На третьем этапе реализации стратегической государственной инвестиционной политики (2005-2010 годы) основной целью станет обновление всего спектра объектов производственной инфраструктуры. Данный этап должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства[7].

В соответствии с вышеотмеченным, стратегия социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу может стать теоретически обоснованной и практически реализуемой только тогда, когда она проработана в отношении всех ориентированных для этих целей проектов,- как на макро-, мезо-, так и на уровне каждого отдельного предприятия.

В самом общем смысле инвестиционным проектом называется план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли. Более строго можно сказать, что понятие “инвестиционный проект” употребляется в двух смыслах:

- как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких- либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов) и требующих для своего осуществления инвестиционных ресурсов;

- как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов для осуществления каких- либо действий, связанных и инвестированием, или описывающих такие действия.

Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными - от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности приобретения недвижимого имущества. Во всех случаях, однако, присутствует временной лаг - задержка между моментом начала инвестирования и моментом, когда проект начинает приносить прибыль.

Иными словами, инвестиционный проект (ИП) можно определить как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в течение определенного периода и при ограниченном бюджете. Отсюда следует, что:

1) Инвестиционный проект- это системное образование, комплекс взаимосвязанных мероприятий: его разработка и реализация связаны с процессом последовательного временного осуществления ряда мероприятий, математической моделью которого может служить сетевая модель (график).

2) При разработке проекта важно обосновать и задать временной интервал рассмотрения проекта, длительность его жизненного цикла.

3) Важным является понятие бюджета проекта. Рассматривая проект с кибернетической точки зрения, к нему можно применить понятие "черного ящика", когда отслеживаются только входные потоки или контакты типа "среда- проект", и только выходные типа "проект- среда". На вход проекта поступают разнообразные потоки ресурсов (физических, трудовых, капитальных, информационных), их стоимостной эквивалент называется затратами. Элементы выходного потока - это проектная продукция или услуги, также измеряемая в денежной форме и называемая доходами (выгодами). В бюджет проекта включаются именно эти затраты и доходы с указанием времени их осуществления.

4) Сформулированная цель проекта должна строго соблюдаться на всех этапах его жизненного цикла, так как ее изменение непременно приводит к необходимости отказа от данного проекта и перехода к разработке нового.

В контексте отмеченной выше необходимости системного подхода к управлению инвестициями в целом и реализуемыми в требуемом (инновационном) направлении проектами, в частности, рассмотрение ИП следует осуществлять с амбивалентных позиций: во-первых, проект - как относительно самостоятельная система социально-экономического статуса, и во-вторых, как подсистема экономической системы (макро-, мезо- или микроуровня в зависимости от уровня реализации проекта), имеющая особое позиционирование в силу специфических системообразующих и целереализующих свойств проекта.

Иными словами, использование принципов системного подхода к управлению инвестиционными проектами предполагает рассмотрение последних в качестве относительно самостоятельной функциональной подсистемы экономики, то есть в качестве некоторой социально-экономической системы. Как известно, социально-экономические системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от технических систем. Проект как разновидность социально-экономической системы имеет все присущие такого рода системам особенности, но обладает рядом специфических свойств, не присущих другим системам. Рассмотри их подробнее, поскольку это имеет принципиальное значение для формирования, выбора и принятия адекватных управленческих решений в отношении инвестирования в проект.

Рассматриваемое с очерченных позиций развитие теории этого вопроса свидетельствуют о важности взаимоувязанного и взаимосогласованного представления инвестиционного проекта как социально-экономической системы и макроэкономического окружения в направлении стимулирования его созидательных функций посредством выявления, уточнения, учета и усиления его системообразующих и целереализующих свойств в экономике. В их составе необходимо, прежде всего, выделить специфическую системо- и структурообразующую функцию инвестиционных проектов. Данная системная функция проявляется одновременно в нескольких плоскостях, полноценное развитие которых и обеспечивает достижение целей экономической системы в целом (рис. 1.1)[8].

Во-первых, инвестиционный проект (отдельного предприятия; экономической системы мезоуровня – региона, отрасли, корпорации, кластера; экономической системы государства) является, с одной стороны, частью инвестиционного потенциала экономики, что делает его увязанным с макроэкономическими детерминантами (в том числе с инвестиционной стратегией российской экономики), с другой стороны, - интегрирует в себе потенциальные возможности всех перечисленных выше субъектов экономики в отношении их инвестиционной деятельности, что, в силу их функционирования в качестве элементов одной системы, проявляется в синергетическом эффекте от инвестиций в ее границах.

 

       
   
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации (макроэкономические детерминанты)
 
 

 

 


Институциональная инф-раструктура инвестиционной деятельности в регионе

                 
   
Инвестиционные проекты, аккумулируемые в региональной экономической системе
     
 
 
 
   
 
 
   

 

 


Рисунок 1.1. Системные функции инвестиционных проектов в системе координат макро-и мезоэкономики

 

Специфика инвестиционных проектов как одного из факторов-ресурсов экономики формирует вторую плоскость проявления его системо- и структурообразующей роли, связанной с распространением новшеств на внутри и межрегиональных рынках инноваций, что позволяет повышать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность региональной экономики, развивать межрегиональные и межотраслевые связи и отношения, тем самым инициируя параметры развития структурно-территориальной инвестиционной и инновационной политики в регионе, региональной экономики в целом, а также каждой ее отрасли, корпорации, территориально-производственных комплексов и инвестиционно-инновационных кластеров в макроэкономической проекции[9].

Проявление функции самоорганизации в рамках каждого отдельного инвестиционного проекта является особенно значимым с позиций поиска эффективных путей управления системой региональной экономики в неравновесном состоянии в условиях достаточно хорошо сложившейся рыночной конъюнктуры. Не менее важной системной функцией инвестиционных проектов в региональной экономике является их самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. При этом необходимо учитывать, что неравновесие является таким же фундаментальным свойством экономических систем, как равновесие, позволяя детерминировать свободный выбор оптимизационного синтеза из целого спектра возможных направлений регионального развития. Если равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования региона, то неравновесное состояние представляет собой существенный момент перехода в новое состояние, в котором мезоэкономическая система приобретает более высокий уровень организации и продуктивности. Именно в ситуации, когда экономическая система теряет функциональную устойчивость, возникают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур, требующие инвестиционных вложений. Приобретая в новых условиях функционирования стабилизирующее положение, экономическая система, таким образом, проходит свои равновесные состояния как промежуточные этапы на траекториях неравновесной самоорганизации[10].

Как было отмечено выше, при исследовании системных функций инвестиционного проекта необходимо учитывать возникающий в ходе развития системы и взаимодействия ее элементов эффект синергии. С позиций синергетического подхода возможно научное объяснение процессов неравновесной упорядоченности в экономической реальности, а также выявление определяющих причин структурирования экономических объектов. Более того, синергетический анализ системы региональной экономики показывает, что управляющие параметры не регулируют непосредственно поведение объекта управления, а формируют внутренний механизм его самоорганизации, что и инициирует проявление функции самоорганизации инвестиционного проекта на мезоуровне.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Манипуляции в предпринимательской деятельности | Проблема управления проектами в экономике: системный подход

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.
  2. II. Экономические методы управления.
  3. Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП)
  4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
  5. Автоматизированные системы управления технологическими процессами
  6. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  7. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития.
  8. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования.
  9. Административно-правовое регулирование управления внутренними делами.
  10. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.
  11. Административно-правовое регулирование управления юстицией.
  12. Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.