КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие правовых актов управления
Правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых они издаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами). Имеется в виду либо нормативное регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, либо создание системы административно-правовых отношений. Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно — юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления), т.е. полностью соответствовать ее задачам и функциям. Данное условие в принципе считается соблюденным в любом случае издания правового акта, ибо на него распространяется презумпция действительности (правильности). Такая презумпция справедлива, поскольку имеются в виду волеизъявления субъектов, осуществляющих государственную власть, выражающие его волю и интересы. Отсюда вытекает вывод: акт действует либо до истечения установленного срока его «жизни», либо до его официального изменения или отмены. Поэтому, как правило, правовой акт приобретает юридическую силу с момента его издания или опубликования, если особо не оговорен иной порядок приведения его в действие (например, устанавливается определенный срок вступления его в юридическую силу). Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официальному обязательному опубликованию подлежат все постановления и распоряжения Правительства, кроме актов или их отдельных положений, содержащих государственную тайну. Публикуются они в течение десяти дней после дня их подписания в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Нормативные акты Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Семь дней — срок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан и т.п.; иные его акты вступают в силу со дня их подписания. Может быть установлен и иной порядок вступления в силу названных правовых актов. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер, затрагивающие статус физических и юридических лиц и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме содержащих государственную тайну) в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов этих органов. Правовые акты названных органов, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Вступление же их в силу определяется истечением десяти дней после дня их официального опубликования, если ими не устанавливается другой порядок вступления их в силу. Важное значение для механизма действия правовых актов имеют установленные процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в законную силу. В данном случае акцент должен быть сделан на подготовке проектов актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре принятия, подписания и т.п. За такого рода процедурами можно проследить на примере подготовки и издания постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Так, Законом о Правительстве Российской федерации предусмотрен круг вопросов, решения по которым принимаются исключительно на его заседаниях (коллегиальность); установлено, что на его заседаниях решения принимаются большинством голосов членов Правительства, а в неотложных случаях от имени Правительства распоряжения по отдельным вопросам государственного управления издает его Председатель, информируя об этом Правительство; что проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство, предварительно рассматривают первые заместители и заместители Председателя Правительства, а для разработки проектов решений Правительства и рассмотрения разногласий по ним Правительство создает постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы; что постановления подписываются Председателем Правительства или же по его поручению первым его заместителем, а распоряжения — Председателем или его первым заместителем; что постановления и распоряжения вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах; что постановления публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, а при необходимости широкого и немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации (ст. 24—27, 29—30). В соответствии с Регламентом заседаний Правительства Российской Федерации проекты решений по вопросам, включенным в план заседаний, вносятся руководителями центральных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов федерации. Проекты решений могут направляться на согласование руководителям центральных федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства рассматривают представленные в Правительство проекты решений, дают при необходимости указания о проведении их экспертизы и доработке. Для доработки проектов решений Правительство или его Президиум образуют рабочие группы из своего состава и представителей других государственных органов, научных учреждений и общественных объединений. Положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации предусмотрено, что предложения граждан, организаций и предприятий о принятии правительственных решений направляются для предварительного рассмотрения соответствующим органам исполнительной власти. Проекты решений вносятся с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Проекты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, государственными, общественными и иными организациями. После согласования они визируются руководителями указанных органов и организаций. При разногласиях по проекту руководитель, готовящий его для внесения в Правительство, должен провести обсуждение с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если таковое найдено не будет, к письму в Правительство прилагается перечень разногласий. Проекты решений Правительства нормативного характера в обязательном порядке согласовываются с Министерством юстиции Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации (его соответствующий отдел) проводит анализ и экспертизу проектов и обоснований к ним, редакторскую доработку текста, согласование с заинтересованными отделами аппарата и с Главным государственно-правовым управлением Президента, а также визирование проекта у руководителей этих подразделений. К проекту решения прилагается справка, в которой кратко излагается существо проекта с аналитическими, справочными и другими необходимыми материалами. Срок на подготовку проекта решения устанавливается, как правило, в пределах до 10-ти дней. Если в процессе доработки проекта в него вносятся существенные изменения, он подлежит повторному визированию. Подготовленный проект визируется заместителем Председателя Правительства и передается руководителю Аппарата Правительства для доклада Председателю Правительства. После всех обозначенных действий решение принимается, подписывается и вступает в законную силу. Для процедуры подготовки правовых актов управления с позиций обеспечения их соответствия требованиям законности важное значение имеет установленный порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации; правила подготовки ведомственных нормативных актов; порядок государственной регистрации и опубликования ведомственных нормативных актов. Все эти нормативные установления обобщены в Указе Президента Российской Федерации от 26 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие: а) Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 85 Конституции Российской Федерации); б) Правительство Российской Федерации в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик (ст. 17 Закона); в) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством Российской Федерации действие актов министерств и ведомств Российской Федерации, противоречащие российскому законодательству. В случае подтверждения Правительством правомочности приостановленного акта он вступает в силу. Решение Правительства может быть в таком случае обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации; г) принесение протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста; д) подача жалобы в течении десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного изыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. Вопрос 3. Понятие и классификация методов государственного управления Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления. Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления. Методам управления присущи следующие характерные черты: - они выражают связь субъекта управления с объектом управления, - метод - это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления; - методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей; - методы управления являются подвижным и активным элементом в системе управления; - использование методов носит альтернативный характер; - в государственном управлении они являются инструментом политики государства, который используется государственным аппаратом для достижения политических целей. Независимо от содержания и направленности методы управления обладают: - объективной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило) поведения; - характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); - способом воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный); - временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); - тактическим и стратегическим характером. Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач. Говоря о методах государственного управления, следует вспомнить определение управления вообще. Любое управление представляет собой организующее целенаправленное воздействие управляющей стороны на управляемую. Следовательно, каждое управленческое отношение должно преследовать какую-либо цель. Однако достижение одной и той же цели возможно различными путями. Рассмотрим, какими же способами возможно достижение управляющей стороной стоящей перед ней цели управления в государственном управлении.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |