Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация менеджмента туристского бизнеса

Бизнес-план как руководство к действию в письменном виде служит основой организации менеджмента туристского бизнеса.

Основная проблема новой туристской организации - создание жизнеспособного отлаженного организма, в рамках которого работники четко осознают цель своей деятельности и способы ее достижения. Если вновь созданное предприятие не превращается в отлаженное и управляемое производство, то оно обречено на провал, несмотря на блестящую предпринимательскую идею, привлеченный крупный капитал, надлежащее качество выпускаемых услуг и даже высокий спрос на них.

Алгоритм организации менеджмента туристского предприятия предполагает выполнение ряда мероприятий, обеспечивающих рациональное построение бизнеса исходя из его особенностей (см, рис. 1).

1. Выбор стратегии менеджмента туристской организации, оп­ределение целей и задач. Стратегия менеджмента определяется стратегией бизнеса, а также стилем руководства управленческой команды организации. Исходя из выбранной стратегии управления конкретизируются цели и задачи менеджмента на предприятии. стратегия, цели и задачи находят отражение в философии предприятия.

Философия туристской организации представляет собой базовый внутренний нормативный документ, который разрабатывается на основе Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Всеобщей декларации прав человека ООН, постановлений Правительства РФ по Труду и социальным вопросам. Философия регулирует систему трудовых отношений на предприятии и служит базой построения производственной и организационных структур организации.

2. Разработка производственной структуры. Здесь необходимо дать определение: производственная структура туристской организации — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, составляющих хозяйственный единый объект. Структура определяется размерами организации и видом предпринимательства в социально- культурном сервисе и туризме.

При всем многообразии структур туристские организации выполняют идентичные функции и имеют в своем составе основные, вспомогательные, дополнительные и административные подразде­ления. Подразделения являются функциональными звеньями, каж­дое из которых наделяется определенной производственной само­стоятельностью, является обособленной в организационном, техни­ческом и административном отношении производственной едини­цей и выполняет закрепленные за ним производственные функции.

Администрация организует и контролирует работу всех функ­циональных подразделений туристской организации; в нее входят генеральный директор и его заместители.

Каждая организация имеет в своем составе основное производственное подразделение, которое выполняет функцию, подтверждающую отраслевую принадлежность организации. Например, производственное подразделение туроператора формирует туры различ­ной направленности и включает несколько групп (в зависимости от направления деятельности туристской организации): группу по внутреннему туризму, группу (отдел) по въездному туризму и т.д.

Помимо основной деятельности каждая организация выполняет функции обязательные (в соответствии с законами РФ) и целесообразные (в соответствии с политикой организации) для обеспечения эффективной деятельности организации. Данную работу выполняет функциональное подразделение туристской организации, которое традиционно состоит из службы маркетинга, планово-экономического отдела, финансово-расчетной службы, отдела кадров.

Вспомогательное подразделение обеспечивает нормальную, беспе­ребойную работу служб основного производственного подразделения. В его состав могут входить складское хозяйство, транспортное хозяйство и др.

В условиях рыночной экономики туристским организациям целесообразно иметь дополнительное подразделение, которое предоставляет клиентам дополнительные платные услуги, что повышает уровень сервиса и доходы. Например, туроператор может в рамках данного подразделения создать отдел бронирования, отдел оформ­ления виз и др.

В отличие от крупных туристских организаций функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а, наоборот, интегрируются до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции директора выполняет, например, бухгалтер.

В любом случае первичным звеном пространственной организа­ции производства является рабочее место. Исходя из наличия и со става рабочих мест строится вся структура организации, определяются ее масштабы.

Производственную структуру предприятия обычно изображают с помощью структурной схемы. Она не относится к документам строгой отчетности, ее наличие носит рекомендательный характер, Однако практика показывает, что отсутствие производственной структуры порождает массу ошибок и, как правило, приводит к снижению качества туристских услуг.

3. Разработка организационной структуры. Организационная структура туристской организации определяется ее назначением, местоположением, спецификой потребителей и другими факторами, Она является отражением производственной структуры, характеризуется совокупностью рабочих мест и должностей органов управления, показывает их взаимосвязи, а также определяет место каждого сотрудника в производственном процессе и его роль в достижении стратегических целей организации.

На практике большинство туристских организаций имеет линейную или линейно-функциональную организационную структуру, Во главе организации стоит генеральный директор (или директор), В его подчинении находятся несколько функциональных руководителей, возглавляющих отдельные службы. Традиционно крупные организации стремятся выделить каждому подразделению (или службе) отдельного руководителя: заместитель директора по производству, заместитель директора по маркетингу и др. Этот подход обеспечивает высокое качество управленческих решений. Малый Отнес не может себе этого позволить из-за незначительных объе­мом производства, поэтому вынужден значительно сокращать чис­ленность руководящего состава.

Организационную структуру предприятия обычно изображают с помощью структурной схемы. Она отражает формальные взаимоот­ношения, количество командных уровней, каналов взаимосвязей в данный период для конкретного предприятия. Формально организационная структура закрепляется Уставом предприятия и оформляется документально специальными положениями и должностны­ми инструкциями.

4. Разработка и утверждение организационно-правовой документации. Состав организационно-правовой документации традицион­но включает штатную численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также различные инст­рукции (например, по технике безопасности) и правила (например, Правила проживания в гостинице»). Рассмотрим правила составления и оформления названных документов.

Первый организационно-правовой документ — штатная численность, который составляется на основании организационной структуры туристской организации. Здесь указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой должности. Документ составляется на бланке предприятия, подпи­ливается заместителем руководителя предприятия, согласовывается главным бухгалтером, утверждается директором предприятия.

Второй организационно-правовой документ — штатное распи­сание. Документ отражает должностной и числен­ный состав предприятия с указанием фонда заработной платы. Штатное расписание составляется на бланке предприятия и содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Подписывается оно заместителем руководителя предприятия и после согласования с главным бухгалтером утверждается директо­ром предприятия. При этом в грифе утверждения указываются общая штатная численность предприятия и месячный фонд заработной платы. Изменения в штатное расписание вносят приказом директора предприятия.

Третий организационно-правовой документ - положение о структурном подразделении, в котором определяются правовой статус, задачи, функции, права и обязанности, ответственность подразделения. Настоящий документ оформляется на общем бланке предприятия с обязательными реквизитами: наимено­вание предприятия, наименование вида документа, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Положение о структурном подразделении предпри­ятия разрабатывается и подписывается руководителем подразделе­ния, согласовывается с заместителем директора предприятия, юристом и утверждается директором.

Должностная инструкция — внутренний правовой документ ту­ристской организации, регламентирующий назначение и место ра­ботника в туристской организации, а также его функциональные обязанности, права и ответственность.

Должностные инструкции разрабатываются по каждой должно­сти управленческого персонала в соответствии со штатным распи­санием и являются логическим продолжением и развитием положе­ния о структурном подразделении. Они утверждаются руководите­лем предприятия для всех сотрудников и доводятся до них под рас­писку. Основанием для внесения изменений в должностную инст­рукцию является приказ директора предприятия. Приказ о внесе­нии изменений издается при необходимости перераспределения функций и штатных обязанностей, при реорганизациях, сокраще­нии штатов и т.д. Обязательными реквизитами должностной инст­рукции являются наименование предприятия и наименование структурного подразделения, дата, номер и место составления до­кумента, заголовок к тексту, подпись и гриф утверждения.

Организация работы предприятия, взаимные обязанности ра­ботников и администрации, предоставление отпусков, командиро­вание сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы отражаются в следующем организационно-правовом документе - правилах внутреннего трудового распорядка. Этот документ составляется на бланке организации, согласовывается пу­тем обсуждения на собраниях трудового коллектива, визируется юристом и утверждается директором предприятия.

Мы рассмотрели лишь некоторые формы организационно- правовых документов туристских предприятий. На практике пакет организационно-правовой документации, как правило, значительно объемнее, а его содержание зависит от основного вида деятельности организации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните сущность указанных слов и словосочетаний: организация бизнеса в СКСиТ, оценка возможностей бизнеса, бизнес-план.

2. Что такое коммерческий расчет, каковы его цели и задачи? Раскройте содержание этапов коммерческого расчета.

3. Каковы содержание бизнес-плана как стратегического документа туристской организации и его структура?

4. Какими показателями пользуются в туристской практике при обосновании бизнес-проектов?

5. Охарактеризуйте систему организационно-правовой документации туристской организации, определите содержание и назначение каждого документа.

Задания для самостоятельной работы

1. Выберите наиболее привлекательный для вас вид предприни­мательства в социально-культурном сервисе и туризме, осуществите коммерческий расчет (на основании данных вашего региона) и разработайте бизнес-план создания туристской организации по производству соответствующих услуг.

2. Разработайте организационную и производственную структуры вашей организации. Подготовьте пакет организационной документации в соответствии с установленными требованиями.

3. Решите задачу.

Имеются итоговые показатели инвестиционного проекта: при­быль от операций — 21 103 тыс. руб., инвестиционные затраты — 'I 190 тыс. руб. Определите чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта и оцените его эффективность, если коэффи­циент дисконтирования 0,22, а норма доходности инвестиционных затрат должна быть не менее 80%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка бизнес-плана для туристской организации | Тема 6. Психологические особенности иррациональных средств управлении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.