Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности методики преподавания экономических дисциплин

Читайте также:
  1. D/S – модель при анализе экономических воззрений древних мыслителей.
  2. D/S – модель при анализе экономических теорий XYIII-XIX веков.
  3. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  4. II. Особенности политического устройства Ирана
  5. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  6. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  7. III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
  8. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
  10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.
  11. Административное право как наука и учебная дисциплина.
  12. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его ограничение от преступления и дисциплинарного проступка.

Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:

  • лекции,
  • самостоятельная работа,
  • семинарские занятия,
  • консультации,
  • зачеты,
  • экзамены,
  • различные формы внеклассной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

  • она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
  • вооружает учащихся методологией изучения данной науки;
  • лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
  • органично сочетает обучение с воспитанием;
  • нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:

  • это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,
  • одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
  • средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

  • она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;
  • она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;
  • наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.



Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:

  • Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.
  • Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).
  • Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.
  • Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.

 

Варианты чтения лекций

1) Устное эссе –предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Здесь преподаватель активен – студенты пассивны

2) Устное эссе – диалог –дает возможность взаимодействовать студенту и преподавателю, которые привлекаются к работе посредством скрытого и открытого диалога

3) Лекция с участием студентов – особенность в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определённым образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный вариант, состоящий из идей студентов записывается на доске

4) Лекция, с постановкой и решением проблемы – лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждающие интерес у студентов. Ответ, как правило к концу лекции, определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения, учитель дает обширную информацию, подводит их к истине.

5) Лекция с процедурой пауз - предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная проблема, затем 5-10 минут она обсуждается. Можно обсудить в малых группах, а потом кому-то высказать общее мнение. Вслед за обсуждением, идет еще одна микролекция. В результате реализуется обратная связь между преподавателем и студентом.

6) Лекция-диспут – контролируется преподавателем. Аудитория делится на группы: сторонников данной концепции, оппозицию и арбитров. Студенты высказывают свою мысль и учатся ее отстаивать

Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.

Лекция должна:

  • быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;
  • выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;
  • учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;
  • быть грамотной и логичной.

Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:

  • на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;
  • из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;
  • успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся.

Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:

1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

3. Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.

4. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

5. Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся.

Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1. Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.

2. Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления учащихся.

3. Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

4. Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися других школ.

Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся.

Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой
включает в себя:

1. обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

2. управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы;

3. контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

Сложность руководства и организации самостоятельной работы учащихся объясняется целым рядом факторов, главными из которых является:

1. частая смена экономических приоритетов;

2. неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам;

3. специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

4. отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Эффективное использование педагогических средств.

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

10. Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

В методике преподавания экономике накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы экономических знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Методика интегрированного обучения имеет цели - помочь учащимся:

  • научиться познавать;
  • научиться делать
  • научиться жить вместе
  • научиться жить в ладу с самим собой.

Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.

Совершено другая картина наблюдается в случае управляемой интеграции. Основным дидактическим инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности.

Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:

  • преподавание синтезированных курсов
  • комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний учащихся;
  • комплексные формы организации обучения в младших классах, когда все предметы ведёт один учитель, практикуя "интегрированные дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам.
  • Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:
  • в общем, комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач;
  • в содержании изучаемого материала в виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван "фрагментарным");
  • уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);
  • учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.

Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  • в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
  • интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
  • при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.

Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.

Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.

5. Дидактические особенности курса «Основы экономики»

Эффективность обучения определяется не только знанием преподавателем своего предмета, но и тем, насколько он владеет методикой передачи учащимся этого знания.

Методика преподавания экономического учебного курса базируется на общих принципах дидактики. Они пронизывают весь процесс экономического образова­ния, отражая его объективные закономерности: науч­ность и объективность содержания; системность и пос­ледовательность изложения учебного материала; ак­тивность обучения и прочность усвоения учебного ма­териала; сочетание абстрактности курса с нагляд­ностью и доступностью изложения.

Вместе с тем преподавание каждого отдельного предмета строится на частной методике, которая конкретизируется с учетом содержания именно дан­ного учебного курса, его предмета и метода. Препо­давание «Основ экономики» также базируется на раз­работке и внедрении в учебный процесс соответству­ющей частной методики.

Общие особенности обучения экономическим дис­циплинам в.школе, лицее, колледже, т. е. на дову­зовском уровне, учет которых для учителя является, по нашему мнению, обязательным, определяются, в первую очередь, предметом и методом экономической науки. При этом следует различать особенности эко­номической теории как науки и особенности эконо­мической теории как учебного курса.

«Экономическая теория» в широком смысле обоз­начает всю совокупность знаний об общественно-про­изводственной практике. Сегодня эти знания пред­ставлены необозримым множеством экономических наук, интегрируемых единством изучаемого объек­та — «экономики» и использующих достижения и инструментарий всего современного научного зна­ния (социологии, статистики, математики, демо­графии, экологии, истории, политологии и т. д.). Практически нет такой сферы общественной жиз­ни, которая бы находилась вне внимания экономи­ческой теории.

В «узком» же смысле «экономическая теория» — это наука о тех экономических формах, которые обес­печивают максимально эффективное — при данных условиях — производство материальных благ и ус­луг.

Современная экономическая теория представлена почти четырьмя десятками специальных дисциплин. Условно их можно разделить на «фундаментальные», «функциональные» и «прикладные».

Экономическая наука необъятна, поэтому учебный школьный курс реально может включать только те ее разделы, которые объясняют, как устроена современ­ная экономика. Задача учителя — дать необходимыйкатегориальный аппарат для овладения логикой эко­номического мышления, заложить основы элементар­ной экономической культуры.

Чтобы понять устройство современной экономичес­кой системы, школьнику необходимо получить зна­ния о:

— производстве как системе ограниченных ресур­сов;

— идеальной модели рыночной экономики;

— взаимодействии спроса и предложения;

— механизме ценообразования, инфляции и дохо­дов;

— макроэкономических факторах и институтах.

Каждая экономическая наука (экономическая теория, история экономической мысли, история экономики, прикладная экономика, международные экономические отношения, статистика, демография ти т. д.) представлена в учебном курсе в той мере, в какой она способствует решению перечисленных задач. -;/

«Логическим стержнем» школьного учебного кур­са является изложение трех фундаментальных бло­ков экономической теории: общеэкономические про­цессы, микро- и макроэкономика. Особое место в дан­ном курсе занимает прикладной аспект, представлен­ный экономической деятельностью предприятия как основного субъекта микроэкономики. Максимально должна быть учтена в школьном курсе национальная специфика экономики; отдельным разделом необхо­димо представить проблемы переходного к рынку пе­риода России.

Процесс познания школьником экономических явлений, категорий и законов имеет ряд особенностей. Учет таких особенностей является базой для разработки эффективной методики преподавания экономических дисциплин.

Ученик приходит в школу имея определенное сформировавшееся понятие об экономике, которое обсуждается в семье. Но эти комментарии, оценки порой еще более противоречивы, чем сама действительность.

Поэтому к моменту изучения основ экономики в школе у учащихся по различным экономическим вопросам складываются достаточно прочные стереотипы, которые могут кардинально расходиться с теми положениями, которые они начинают изучать.

Следовательно, преподаватель должен быть готов не только к «пассивном» восприятию школьником новых знаний, но и к тому, что это восприятие может быть критическим, вплоть до категорического отрицания. Ломка стереотипов – это одна из серьезных методических проблем, решаемых учителем. В этом случае необходимо проявлять такт, терпение и настойчивость.

Изучение представления об экономике базируются на системе экономических категорий, т.е. абстрактных понятий: цена, стоимость, инфляция, капитал и т.д. Познание экономических категорий и их усвоение составляет дидактическое содержание учебного курса в школе; только с помощью понятий можно изучить внутренние закономерности экономической жизни.

Учитель должен учитывать, что переход от чувственных форм отражения к понятиям – процесс сложный. Поэтому в сознании, памяти ученика понятия должны складываться, закрепляться на основе анализа живых конкретных и убедительных фактов. И, следовательно, чем менее подготовлена аудитория, тем большее место должно занимать в учебном процессе освещение конкретной действительности.

С другой стороны, особенность преподавания экономики заключается в том, что здесь далеко не всегда, в отличие от многих иных наук, можно опираться на живые примеры и конкретные восприятия. Поэтому учителю важно научиться использовать различные способы конкретизации теории: это могут быть сравнения, образность, противопоставления, статистический материал, использование графиков и схем.

Из совокупности видов восприятия (слуховое, зрительное, осязательное) в обучении основ экономики главным является первое, что и следует иметь в виду учителю при изложении материала. Его речь должна быть содержательной, интересной, логич­ной.

Не менее важно для учителя научиться вскрывать за конкретными представлениями нечто понятийно общее, т. е. закономерности экономических процес­сов. В этой связи особенно эффективным является ис­пользование современного дидактического принципа нежесткой, неканонизированной подачи законов и ка­тегорий. Он обоснован психологическими исследова­ниями и предполагает, что закон (категория) могут иметь несколько определений, каждое из которых правильно в том смысле, что верно отражает данный уровень его проявления. Использование названного принципа в сложном школьном курсе экономики поз­волит облегчить усвоение материала.

Задача учителя экономики ■— максимально акти­визировать процесс восприятия учеником новых зна­ний. В этих целях уже в процессе подготовки заня­тия в конспекте урока необходимо отметить те поло­жения, которые следует подавать в активной форме.

Большую помощь в решении этой задачи окажут учителю наглядные пособия. Графики, таблицы, диа­граммы являются неотъемлемыми атрибутами учеб­ных занятий. Изучение наглядных пособий в прямом смысле «вынуждает» ученика осмысливать изобража­емое.

Например, график

 

кривой спроса уже на уровне внешнего восприятия подводит ученика к уяснению «обратной» внутренней связи меж­ду ценой и объемом платежеспособного спроса на производи­мые товары и услуги

Помимо наглядных пособий учитель может ис­пользовать и такой прием, как переход от повество­вательного изложения материала к постановке во­просов к аудитории. Это активизирует внимание уча­щихся.

Активность обучения со стороны преподавателя должна сочетаться с активной деятельностью самих учащихся в усвоении учебного материала. Реализа­ция этого принципа требует от преподавателя в пер­вую очередь учета специфики аудитории, с которой он работает, т. е. ее психологических, социологичес­ких, возрастных особенностей.

При этом следует учитывать, что у многих се­годня, в том числе и у школьников, может быть сформировано достаточно пессимистическое отноше­ние к возможностям экономической науки, ее роли в жизни общества; более того, некоторые склонны в проблемах сегодняшнего дня обвинять экономистов. Учитель в этом случае должен объяснить, что эко­номическая наука не заменяет, она только обобща­ет экономическую практику и не всегда в состоя­нии предсказать конкретный ход развития событий, но она открывает их экономическую логику, и в познании этой логики заключается ее практичес­кая ценность.

Активное восприятие учеником нового материала может быть не только позитивным, но и критичес­ким. Более того, вполне возможна и такая ситуация, когда школьники задают сложные вопросы, на кото­рые учитель затрудняется ответить.

Этого не следует опасаться. Многие экономичес­кие процессы в действительности являются противо­речивыми, на многие вопросы экономическая наука еще не напала ответов, проблемы переходной эконо­мической ситуации в России находятся в стадии изу­чения. В подобной ситуации можно рассказать о на­личии различных подходов в понимании той или иной

проблемы. Можно предложить ученику дополнитель­ную литературу по данному вопросу с обязательным условием повторно вернуться к нему; можно предло­жить и самим учащимся ответить на возникший в ходе обсуждения вопрос.

Например, большой интерес вызывает вопрос о перспективах развития частной собственности на зем­лю. Вряд ли учитель сможет дать однозначный от­вет. Но он может пояснить, что есть серьезные аргу­менты «за» и «против» введения частной собствен­ности на землю в России. G одной стороны, выпаде­ние одного из важнейших видов рынка — земельно­го — из объектов купли-продажи нарушает систем­ность рыночных отношений и приводит к серьезным деформациям. С другой стороны, неразвитость нор­мативной базы, отсутствие системы государственно­го мониторинга земельного рынка не позволяют се­годня решить эту проблему, т. к. могут возникнуть серьезные социально-экономические последствия в виде нерационального использования земель, скуп­ки ее в спекулятивных целях и т. д. Более того, не во всех странах с рыночной экономикой введена час­тная собственность на землю. Поэтому учебной группе можно предложить самостоятельно оценить возмож­ные положительные и отрицательные последствия введения частной собственности на землю в совре­менных условиях российской экономики. При этом важно, чтобы учитель контролировал ход дискуссии, не допуская превращения занятия в пустую полеми­ку. Задача этого методического приема — активизи­ровать процесс усвоения нового знания в ходе поис­ковых рассуждений.

В целом же на довузовском уровне обучения эко­номике учителю целесообразно, насколько это возмож­но, минимизировать научные, тем более дискуссион­ные, аспекты учебного курса и сосредоточить внима­ние на нормативных вопросах курса. Очевидно, что любая проблемная дискуссия требует таких знаний, которыми школьники еще не владеют.

Большое значение для успешного изучения эконо­мических предметов имеют практические занятия. .

С точки зрения активизации процесса обучения, приоритетным является использование деятельностно-го подхода. Он предполагает не столько изложение учеником подготовленного домашнего задания, сколь­ко решение конкретных практических заданий с ис­пользованием изученного материала.

Для этого можно использовать организацию ими­тационных игр, экономических задач на основе ин­дивидуальных и совместных расчетов, обсуждение ре­альных фактов для приобретения опыта принятия са­мостоятельных решений и т. д. Проведение занятий в таких формах требует высокой профессиональной подготовки преподавателя и соответствующего эмо­ционального настроя. Он должен определить конеч­ный результат деятельности учащихся, критерии оцен­ки работы всей группы и по возможности отдельных участников, контролировать ход выполнения задания. По ходу решения могут возникать и непредвиденные ситуации, дискуссии, и это следует иметь в виду пре­подавателю при подготовке к занятию.

Экономические категории и законы представляют собой сложную систему, определяемую логикой исто­рического экономического развития общества. Логи­ка науки требует соответствующей логики изложения. В экономической науке принцип системности и ло­гичности изложения чрезвычайно актуален. Это тре­бует от учителя приведения учебного материала в стро­гую систему в соответствии с научным изложением курса экономики. Только непрерывное, последователь­ное изучение предмета дает школьнику систему зна­ний.

Последовательное изучение требует и последова­тельного изложения, переход к новому знанию должен осуществляться исключительно на основе твер­дого усвоения предшествующих знаний. Изложение материала с нарушением логики теряет свою доказа­тельность и убедительность. Логика учебного курса подчинена его основным задачам, которые были из­ложены выше.

Курс открывается изучением исходных принципов и категорий, далее рассматривается механизм функ­ционирования рынка на микро- и макроуровнях. Раз­дел «Международные экономические отношения» за­вершает курс. Учителю важно равномерно распреде­лить учебное время по темам соответственно слож­ности их изложения и усвоения.

Для активизации процесса обучения крайне необ­ходима правильная организация самостоятельной ра­боты учащихся.

Учитель должен заранее подумать о дополнитель­ной литературе по той или иной проблеме, чтобы при необходимости посоветовать заинтересованному уче­нику воспользоваться ею.

Полезно периодически практиковать подготовку докладов и рефератов по наиболее актуальным про­блемам, проведение «круглых столов». Такие формы позволяют рационально сочетать индивидуальный подход к каждому отдельному ученику с активиза­цией учебного процесса в целом.

Важно постоянно показывать ученику, что изуче­ние экономики требует систематических занятий. Эко­номические категории и законы отражают историю и логику экономического развития, следовательно, они постоянно развиваются. Поэтому целесообразно рас­крывать основные категории сначала через простое представление, а затем в последующих темах посте­пенно углублять понимание их сущности. Изучение экономики, следовательно, требует и постоянного пов­торения пройденного материала.

Одной из существенных методических особенностей преподавания экономических дисциплин является использование математического аппарата – графиков и формул. .Не обойтись учителю и без использования статистического материала.

В целом же активизация процессе обучения, его эффективность достигается прежде всего пробуждением у учащихся интереса к изучаемому предмету, доверием к выводам преподавателя, положительными эмоциями от приобретения новых знаний, помогающих адаптации в новой реальности

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип прочности | І Тестування координаційних здібностей

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5843; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. D/S – модель при анализе экономических воззрений древних мыслителей.
  2. D/S – модель при анализе экономических теорий XYIII-XIX веков.
  3. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  4. II. Особенности политического устройства Ирана
  5. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  6. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  7. III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
  8. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
  10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.
  11. Административное право как наука и учебная дисциплина.
  12. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его ограничение от преступления и дисциплинарного проступка.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.