КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности методики преподавания экономических дисциплин
Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики. Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся. В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую. В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему. Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:
Варианты чтения лекций 1) Устное эссе – предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Здесь преподаватель активен – студенты пассивны 2) Устное эссе – диалог – дает возможность взаимодействовать студенту и преподавателю, которые привлекаются к работе посредством скрытого и открытого диалога 3) Лекция с участием студентов – особенность в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определённым образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный вариант, состоящий из идей студентов записывается на доске 4) Лекция, с постановкой и решением проблемы – лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждающие интерес у студентов. Ответ, как правило к концу лекции, определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения, учитель дает обширную информацию, подводит их к истине. 5) Лекция с процедурой пауз - предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная проблема, затем 5-10 минут она обсуждается. Можно обсудить в малых группах, а потом кому-то высказать общее мнение. Вслед за обсуждением, идет еще одна микролекция. В результате реализуется обратная связь между преподавателем и студентом. 6) Лекция-диспут – контролируется преподавателем. Аудитория делится на группы: сторонников данной концепции, оппозицию и арбитров. Студенты высказывают свою мысль и учатся ее отстаивать Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий. Лекция должна:
Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:
Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так: 1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. 2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации. 3. Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе. 4. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности. 5. Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся. Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них: 1. Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем. 2. Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления учащихся. 3. Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов. 4. Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися других школ. Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся. Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой 1. обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях; 2. управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы; 3. контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия; Сложность руководства и организации самостоятельной работы учащихся объясняется целым рядом факторов, главными из которых является: 1. частая смена экономических приоритетов; 2. неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам; 3. специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения); 4. отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе. Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Эффективное использование педагогических средств. 8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 9. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 10. Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. В методике преподавания экономике накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы экономических знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Методика интегрированного обучения имеет цели - помочь учащимся:
Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета. Совершено другая картина наблюдается в случае управляемой интеграции. Основным дидактическим инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности. Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного. Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин. Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении. Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами. 5. Дидактические особенности курса «Основы экономики» Эффективность обучения определяется не только знанием преподавателем своего предмета, но и тем, насколько он владеет методикой передачи учащимся этого знания. Методика преподавания экономического учебного курса базируется на общих принципах дидактики. Они пронизывают весь процесс экономического образования, отражая его объективные закономерности: научность и объективность содержания; системность и последовательность изложения учебного материала; активность обучения и прочность усвоения учебного материала; сочетание абстрактности курса с наглядностью и доступностью изложения. Вместе с тем преподавание каждого отдельного предмета строится на частной методике, которая конкретизируется с учетом содержания именно данного учебного курса, его предмета и метода. Преподавание «Основ экономики» также базируется на разработке и внедрении в учебный процесс соответствующей частной методики. Общие особенности обучения экономическим дисциплинам в.школе, лицее, колледже, т. е. на довузовском уровне, учет которых для учителя является, по нашему мнению, обязательным, определяются, в первую очередь, предметом и методом экономической науки. При этом следует различать особенности экономической теории как науки и особенности экономической теории как учебного курса. «Экономическая теория» в широком смысле обозначает всю совокупность знаний об общественно-производственной практике. Сегодня эти знания представлены необозримым множеством экономических наук, интегрируемых единством изучаемого объекта — «экономики» и использующих достижения и инструментарий всего современного научного знания (социологии, статистики, математики, демографии, экологии, истории, политологии и т. д.). Практически нет такой сферы общественной жизни, которая бы находилась вне внимания экономической теории. В «узком» же смысле «экономическая теория» — это наука о тех экономических формах, которые обеспечивают максимально эффективное — при данных условиях — производство материальных благ и услуг. Современная экономическая теория представлена почти четырьмя десятками специальных дисциплин. Условно их можно разделить на «фундаментальные», «функциональные» и «прикладные». Экономическая наука необъятна, поэтому учебный школьный курс реально может включать только те ее разделы, которые объясняют, как устроена современная экономика. Задача учителя — дать необходимыйкатегориальный аппарат для овладения логикой экономического мышления, заложить основы элементарной экономической культуры. Чтобы понять устройство современной экономической системы, школьнику необходимо получить знания о: — производстве как системе ограниченных ресурсов; — идеальной модели рыночной экономики; — взаимодействии спроса и предложения; — механизме ценообразования, инфляции и доходов; — макроэкономических факторах и институтах. Каждая экономическая наука (экономическая теория, история экономической мысли, история экономики, прикладная экономика, международные экономические отношения, статистика, демография ти т. д.) представлена в учебном курсе в той мере, в какой она способствует решению перечисленных задач. -;/ «Логическим стержнем» школьного учебного курса является изложение трех фундаментальных блоков экономической теории: общеэкономические процессы, микро- и макроэкономика. Особое место в данном курсе занимает прикладной аспект, представленный экономической деятельностью предприятия как основного субъекта микроэкономики. Максимально должна быть учтена в школьном курсе национальная специфика экономики; отдельным разделом необходимо представить проблемы переходного к рынку периода России. Процесс познания школьником экономических явлений, категорий и законов имеет ряд особенностей. Учет таких особенностей является базой для разработки эффективной методики преподавания экономических дисциплин. Ученик приходит в школу имея определенное сформировавшееся понятие об экономике, которое обсуждается в семье. Но эти комментарии, оценки порой еще более противоречивы, чем сама действительность. Поэтому к моменту изучения основ экономики в школе у учащихся по различным экономическим вопросам складываются достаточно прочные стереотипы, которые могут кардинально расходиться с теми положениями, которые они начинают изучать. Следовательно, преподаватель должен быть готов не только к «пассивном» восприятию школьником новых знаний, но и к тому, что это восприятие может быть критическим, вплоть до категорического отрицания. Ломка стереотипов – это одна из серьезных методических проблем, решаемых учителем. В этом случае необходимо проявлять такт, терпение и настойчивость. Изучение представления об экономике базируются на системе экономических категорий, т.е. абстрактных понятий: цена, стоимость, инфляция, капитал и т.д. Познание экономических категорий и их усвоение составляет дидактическое содержание учебного курса в школе; только с помощью понятий можно изучить внутренние закономерности экономической жизни. Учитель должен учитывать, что переход от чувственных форм отражения к понятиям – процесс сложный. Поэтому в сознании, памяти ученика понятия должны складываться, закрепляться на основе анализа живых конкретных и убедительных фактов. И, следовательно, чем менее подготовлена аудитория, тем большее место должно занимать в учебном процессе освещение конкретной действительности. С другой стороны, особенность преподавания экономики заключается в том, что здесь далеко не всегда, в отличие от многих иных наук, можно опираться на живые примеры и конкретные восприятия. Поэтому учителю важно научиться использовать различные способы конкретизации теории: это могут быть сравнения, образность, противопоставления, статистический материал, использование графиков и схем. Из совокупности видов восприятия (слуховое, зрительное, осязательное) в обучении основ экономики главным является первое, что и следует иметь в виду учителю при изложении материала. Его речь должна быть содержательной, интересной, логичной. Не менее важно для учителя научиться вскрывать за конкретными представлениями нечто понятийно общее, т. е. закономерности экономических процессов. В этой связи особенно эффективным является использование современного дидактического принципа нежесткой, неканонизированной подачи законов и категорий. Он обоснован психологическими исследованиями и предполагает, что закон (категория) могут иметь несколько определений, каждое из которых правильно в том смысле, что верно отражает данный уровень его проявления. Использование названного принципа в сложном школьном курсе экономики позволит облегчить усвоение материала. Задача учителя экономики ■— максимально активизировать процесс восприятия учеником новых знаний. В этих целях уже в процессе подготовки занятия в конспекте урока необходимо отметить те положения, которые следует подавать в активной форме. Большую помощь в решении этой задачи окажут учителю наглядные пособия. Графики, таблицы, диаграммы являются неотъемлемыми атрибутами учебных занятий. Изучение наглядных пособий в прямом смысле «вынуждает» ученика осмысливать изображаемое. Например, график кривой спроса уже на уровне внешнего восприятия подводит ученика к уяснению «обратной» внутренней связи между ценой и объемом платежеспособного спроса на производимые товары и услуги Помимо наглядных пособий учитель может использовать и такой прием, как переход от повествовательного изложения материала к постановке вопросов к аудитории. Это активизирует внимание учащихся. Активность обучения со стороны преподавателя должна сочетаться с активной деятельностью самих учащихся в усвоении учебного материала. Реализация этого принципа требует от преподавателя в первую очередь учета специфики аудитории, с которой он работает, т. е. ее психологических, социологических, возрастных особенностей. При этом следует учитывать, что у многих сегодня, в том числе и у школьников, может быть сформировано достаточно пессимистическое отношение к возможностям экономической науки, ее роли в жизни общества; более того, некоторые склонны в проблемах сегодняшнего дня обвинять экономистов. Учитель в этом случае должен объяснить, что экономическая наука не заменяет, она только обобщает экономическую практику и не всегда в состоянии предсказать конкретный ход развития событий, но она открывает их экономическую логику, и в познании этой логики заключается ее практическая ценность. Активное восприятие учеником нового материала может быть не только позитивным, но и критическим. Более того, вполне возможна и такая ситуация, когда школьники задают сложные вопросы, на которые учитель затрудняется ответить. Этого не следует опасаться. Многие экономические процессы в действительности являются противоречивыми, на многие вопросы экономическая наука еще не напала ответов, проблемы переходной экономической ситуации в России находятся в стадии изучения. В подобной ситуации можно рассказать о наличии различных подходов в понимании той или иной проблемы. Можно предложить ученику дополнительную литературу по данному вопросу с обязательным условием повторно вернуться к нему; можно предложить и самим учащимся ответить на возникший в ходе обсуждения вопрос. Например, большой интерес вызывает вопрос о перспективах развития частной собственности на землю. Вряд ли учитель сможет дать однозначный ответ. Но он может пояснить, что есть серьезные аргументы «за» и «против» введения частной собственности на землю в России. G одной стороны, выпадение одного из важнейших видов рынка — земельного — из объектов купли-продажи нарушает системность рыночных отношений и приводит к серьезным деформациям. С другой стороны, неразвитость нормативной базы, отсутствие системы государственного мониторинга земельного рынка не позволяют сегодня решить эту проблему, т. к. могут возникнуть серьезные социально-экономические последствия в виде нерационального использования земель, скупки ее в спекулятивных целях и т. д. Более того, не во всех странах с рыночной экономикой введена частная собственность на землю. Поэтому учебной группе можно предложить самостоятельно оценить возможные положительные и отрицательные последствия введения частной собственности на землю в современных условиях российской экономики. При этом важно, чтобы учитель контролировал ход дискуссии, не допуская превращения занятия в пустую полемику. Задача этого методического приема — активизировать процесс усвоения нового знания в ходе поисковых рассуждений. В целом же на довузовском уровне обучения экономике учителю целесообразно, насколько это возможно, минимизировать научные, тем более дискуссионные, аспекты учебного курса и сосредоточить внимание на нормативных вопросах курса. Очевидно, что любая проблемная дискуссия требует таких знаний, которыми школьники еще не владеют. Большое значение для успешного изучения экономических предметов имеют практические занятия.. С точки зрения активизации процесса обучения, приоритетным является использование деятельностно-го подхода. Он предполагает не столько изложение учеником подготовленного домашнего задания, сколько решение конкретных практических заданий с использованием изученного материала. Для этого можно использовать организацию имитационных игр, экономических задач на основе индивидуальных и совместных расчетов, обсуждение реальных фактов для приобретения опыта принятия самостоятельных решений и т. д. Проведение занятий в таких формах требует высокой профессиональной подготовки преподавателя и соответствующего эмоционального настроя. Он должен определить конечный результат деятельности учащихся, критерии оценки работы всей группы и по возможности отдельных участников, контролировать ход выполнения задания. По ходу решения могут возникать и непредвиденные ситуации, дискуссии, и это следует иметь в виду преподавателю при подготовке к занятию. Экономические категории и законы представляют собой сложную систему, определяемую логикой исторического экономического развития общества. Логика науки требует соответствующей логики изложения. В экономической науке принцип системности и логичности изложения чрезвычайно актуален. Это требует от учителя приведения учебного материала в строгую систему в соответствии с научным изложением курса экономики. Только непрерывное, последовательное изучение предмета дает школьнику систему знаний. Последовательное изучение требует и последовательного изложения, переход к новому знанию должен осуществляться исключительно на основе твердого усвоения предшествующих знаний. Изложение материала с нарушением логики теряет свою доказательность и убедительность. Логика учебного курса подчинена его основным задачам, которые были изложены выше. Курс открывается изучением исходных принципов и категорий, далее рассматривается механизм функционирования рынка на микро- и макроуровнях. Раздел «Международные экономические отношения» завершает курс. Учителю важно равномерно распределить учебное время по темам соответственно сложности их изложения и усвоения. Для активизации процесса обучения крайне необходима правильная организация самостоятельной работы учащихся. Учитель должен заранее подумать о дополнительной литературе по той или иной проблеме, чтобы при необходимости посоветовать заинтересованному ученику воспользоваться ею. Полезно периодически практиковать подготовку докладов и рефератов по наиболее актуальным проблемам, проведение «круглых столов». Такие формы позволяют рационально сочетать индивидуальный подход к каждому отдельному ученику с активизацией учебного процесса в целом. Важно постоянно показывать ученику, что изучение экономики требует систематических занятий. Экономические категории и законы отражают историю и логику экономического развития, следовательно, они постоянно развиваются. Поэтому целесообразно раскрывать основные категории сначала через простое представление, а затем в последующих темах постепенно углублять понимание их сущности. Изучение экономики, следовательно, требует и постоянного повторения пройденного материала. Одной из существенных методических особенностей преподавания экономических дисциплин является использование математического аппарата – графиков и формул..Не обойтись учителю и без использования статистического материала. В целом же активизация процессе обучения, его эффективность достигается прежде всего пробуждением у учащихся интереса к изучаемому предмету, доверием к выводам преподавателя, положительными эмоциями от приобретения новых знаний, помогающих адаптации в новой реальности
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |