Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные организации, осуществляющие противодействие легализации (отмыванию) денег транснациональными криминальными корпорациями




Борьба с отмыванием денег является важнейшим средством противодействия транснациональным криминальным корпорациям, так как «отмывание» «грязных» денег напрямую связано с деятельность организованной преступности. С помощью «отмывания» доходов, полученным преступным путем, придается респектабельный вид этим средствам, чтобы в дальнейшем внедрить их в экономические и финансовые структуры государств. Противодействие легализации криминальных денег осуществляется на международном уровне не только путем принятия международных соглашений и приведения национального законодательства в соответствие с ними, а также создаются специальные организации, координирующих действия по борьбе с отмыванием денег на международном уровне.

Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания» денег «Financial Action Task Force on Money Laundering» (FATF) была создана в июле 1989 года по решению стран «большой семерки» в Париже.

В ряде изданий авторы переводят на русский язык название «Financial Action Task Force on Money Laundering» как «Группа международных финансовых действий». Вряд ли с этим можно согласиться. По итогам Меж­дународной конференции по вопросам противодействия отмыванию капита­лов и финансовому мошенничеству в финансово-кредитной сфере, прохо­дившей с 9 по 10 октября 1998 года в Санкт-Петербурге, Центральным бан­ком Российской Федерации и FATF был подписан Меморандум. В Меморандуме название «Financial Action Task Force on Money Laundering» переводится как «Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег». Данное наименование принято соответственно и в настоящей лекции.

Специальная финансовая комиссия по вопросам «отмывания» денег яв­ляется межправительственной организацией, целью которой является разра­ботка и содействие политике государств, направленной на борьбу с «отмыва­нием» денег.

Исполнительным органом FATF является Секретариат со штаб-квартирой в Париже, возглавляемый Исполнительным Секретарем.

Основные направления деятельности FATF:

– разработка и совершенствование системы мер, направленных на борь­бу с «отмыванием» денег. Основу этой системы образует Специальная программа FATF по борьбе с «отмыванием» денег, рассмотренная в предыдущем разделе;

– распространение рекомендаций FATF и оказание технической помощи государствам в разработке и экспертизе соответствующего законода­тельства с учетом рекомендаций FATF;

– поведение инспекций в государствах-членах FATF с целью оценки выполнения рекомендаций и состояния дел в сфере борьбы с «отмыва­нием» денег;

– проведение семинаров и конференций.

Наряду с рекомендациями, являющимися основой для разработки госу­дарствами законодательства, направленного на борьбу с «отмыванием» де­нег, FATF выпускает рекомендации по конкретным проблемам.

Принятые в 1990 году рекомендации определяют идентификацию действительных бенефициаров банковских сделок, ведение учета, а также правовую защиту при сообщениях о подозрительных сделках. Рекомендуется усиление контроля над финансовыми учреждениями и увеличение перечня сообщений о сделках с наличными. Основная мысль рекомендаций заключается в том, что финансовая система должна стать более прозрачной, чтобы незаконные сделки с наличными деньгами обнаруживались, чтобы можно было о них сообщить и восстановить для нужд системы криминальной юстиции.

Рекомендации FATF по конкретным вопросам являются одним из пер­вых шагов на пути решения проблемы оффшорных зон.

Оффшорные зоны иг­рают большую роль в «отмывании» криминальных денег. Именно в оффшорных зонах «грязные» деньги отделяются от источника происхождения. Сложность борьбы с «отмыванием» денег в оффшорных зонах обусловлена следующими факторами:

– оффшорные зоны располагаются на территории суверенных государств, которые в соответствии с нормами международного права обладают на своей территории всеми присущими государству суверенными пра­вами;

– финансовый сектор, нередко наряду с туризмом, является основой формирования доходной части бюджетов оффшорных зон, в нем занята основная часть населения;

– через оффшорные зоны наряду с финансовыми операциями преступных организаций проходит довольно значительная часть операций транс­национальных корпораций и других компаний, действующих в сфере легального бизнеса в целях снижения уровня налогообложения. Эти компании обычно имеют большой вес при принятии политических и экономических решений в своих странах;

– наряду с коммерческими предприятиями оффшорные зоны в отдельных случаях используют и государства, в частности, для операций по тор­говле оружием.

Таким образом, попытки поставить под контроль деятельность в оффшор­ных зонах столкнутся со множеством политических и международно-правовых проблем.

На наш взгляд, по мере развития деятельности транснациональных кри­минальных корпораций возможно осознание государствами опасности этого явления. В этом случае, учитывая, что наиболее эффективным путем проти­водействия транснациональным криминальным корпорациям является подрыв финансовой основы их деятельности, воз­можно оказание давления на оффшорные зоны со стороны мирового сообщест­ва по аналогии с современной практикой деятельности Совета Безопасности ООН в ситуациях, квалифицируемых как угроза миру, нарушение мира или акт агрессии.

На сегодняшний день, при отсутствии соответствующего международно-правового механизма, возможности оказания давления на оффшорные зоны со стороны любого государства ограничены.

Тем не менее, рекомендации FATF, несмотря на то, что они не имеют обязательной силы, оказывают большое политическое воздействие на госу­дарства. Отказ государств и находящихся в их юрисдикции экономических субъектов от деловых контактов с компаниями, зарегистрированными в офф­шорных зонах, создающих льготный режим для «отмывания» денег, делает экономически невыгодным создание такого режима. Таким образом, можно говорить о том, что рекомендации FATF оказывают косвенное, опосредован­ное воздействие и на оффшорные зоны.

По итогам работы FATF публикует ежегодные отчеты. В отчетах, наряду с информацией о деятельности FATF за прошедший год, дается подробный анализ состояния дел и изменений правового регулирования в сфере борьбы с «отмыванием» денег в странах, в которых проводились инспекции FATF. По результатам инспекций в годовых отчетах даются рекомендации государст­вам по совершенствованию национального законодательства.

Деятельность FATF играет важную роль в создании правовой базы для развития сотрудничества в борьбе с «отмыванием» денег между государст­вами Западной Европы и государствами Центральной и Восточной Европы. Рекомендации FATF по своим основным положениям и подходам к построе­нию системы борьбы с «отмыванием» денег близки к Директиве Совета ЕС 91/308 от 10 июня 1991 года. Благодаря активной деятельности FATF по раз­витию технического сотрудничества положения рекомендаций в значитель­ной степени учитываются при разработке законодательства, направленного на борьбу с «отмыванием» денег, стран Центральной и Восточной Европы. Таким образом, происходит приближение их законодательства к стандартам Европейского Союза.

В 2001 году были дополнительно приняты восемь специальных Рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, которые в дополнение к 40 рекомендациям по борьбе с отмыванием денег, создают основы обнаружения, предотвращения и пресечения финансирования терроризма и террористических актов. Государствам рекомендуется предпринимать немедленные и скорейшие меры по полному внедрению положений Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, а также предпринять меры по борьбе с финансированием терроризма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.