КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление педагогических и естественнонаучных основ отечественной системы физического воспитания
Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов, Олимпийские игры в Томской губернии в 1918 г. Образование Российского олимпийского комитета. Становление и развитие видов спорта в Томской губернии. Зарождение и развитие современного спорта в России. Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях. Становление педагогических и естественнонаучных основ отечественной системы физического воспитания. 2. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной системы физического воспитания (образования). 3. В.С. Пирусский – основатель физической культуры в Сибирских регионах. Вторая половина XIX в. – 1917 г. – небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания, развитие современных видов спорта и становления практики физического воспитания в образовательных учреждениях. В 1856 г. Н.И. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, но безрезультатно. Прошедшая Крымская война (1853-1856 гг.) продемонстрировала неудовлетворительную подготовку российской армии. Он также поставил вопрос о необходимости внедрения в школах России научно обоснованной системы физического воспитания, которого в стране вообще не существовало. Развитие физиологии физического воспитания и спорта во многом связано с научной деятельностью выдающихся русских физиологов И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905), российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской Академии Наук создал теорию утомления при физической работе. Экспериментально он доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный: «…К немалому моему удивлению, – писал он, - наиболее действенным оказался не временный покой работавшей руки (им был сконструирован специальный эргограф, на котором можно было имитировать «пилящие» движения руки), а покой ее, даже более кратковременный, связанный с работой другой руки». И далее: "Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его... исключительно в центральную нервную систему". Большое значение для физического воспитания и спорта имеют открытия известного физиолога Н.Е. Введенского. Он считал, что "...каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в наш организм". Разрабатываемая им проблема резервных возможностей организма человека, особенно в спорте высших достижений, в дальнейшем становится одной из центральных. И.П. Павлов стал первым ученым дореволюционной России, удостоенным Нобелевской премии (1904 г.). Ему принадлежит масса открытий в областях физиологии, медицины, психологии, педагогики. В частности раскрыты представления о физиологических механизмах двигательных умений и навыков. Согласно его теории, в основе обучения движениям животных лежит рефлекторная деятельность нервной системы. Им сформулировано понятие динамического стереотипа, позволившего объяснить сложное двигательное действие, процесс формирования которого состоит из цепочки одновременных или последовательных более простых движений. Работы этого ученого обосновали сигнальную функцию условного раздражителя. Раздражитель следует понимать как сигнал (это требование отразилось в названиях – «первая и вторая сигнальные системы»). Исследования И.П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы и др.) сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии, педагогики. В нашей стране теория И.П. Павлова о том, что "одним из ведущих механизмов научения являются условные рефлексы", легла в основу теории обучения двигательным действиям в качестве одного из элементов методологии. Физиологическое обоснование формирования двигательных умений и навыков в физическом воспитании и спорте в свете положений теории условных рефлексов было продолжено сотрудником и учеником И.П. Павлова А.Н. Крестовниковым. Позднее значительный вклад в теорию обучения движениям внесли отечественные ученые П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин и др. Вторая половина XIX в. связана с деятельностью основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Он впервые научно доказал большое значение физического воспитания в общем процессе воспитания ребенка. Во-первых, в процессе умственного воспитания необходимо его закономерное чередование с физическими упражнениями, отчего результаты умственной деятельности будут более эффективными. Во-вторых, К.Д. Ушинский физическое и эстетическое воспитание считал единым и взаимосвязанным процессом. По этому поводу он говорил: "Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей - трудно... Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми - и уже в этой форме дети воспринимают изящное". В связи со сказанным, физическое воспитание для него не самоцель, а необходимый элемент в общем всестороннем воспитании человека. К.Д. Ушинский утвердил один из основополагающих принципов современной дидактики - принцип воспитывающего обучения. Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека: образование и воспитание должны базироваться на знаниях возрастных особенностей детского организма - анатомических, физиологических, психических и т.п. Врачи-гигиенисты Е.А. Покровский и Е.М. Дементьев в процессе физического воспитания детей на первый план выдвигали народные подвижные игры на свежем воздухе. Это средство особенно рекомендовалось использовать для детей младшего возраста. Они справедливо считали, что в условиях, когда спортивные залы в России практически отсутствовали, а квалифицированных учителей не было, применение гимнастики, в первую очередь снарядовой, было просто невозможным. Е.А. Покровский первым в России собрал и систематизировал народные игры и издал книгу "Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)". В принципе Покровский и Дементьев вовсе не отрицали спорт, особенно в форме народных игр, не отрицали также и гимнастику как средства физического воспитания детей более старшего возраста. В дореволюционной России не было профессиональной школы историков физической культуры. Вся информация по этому вопросу исходила от теоретиков, методистов, практиков физического воспитания, педагогов, врачей, революционных демократов и т.д. Собственно же история физической культуры как отрасль исторической науки начала складываться во второй половине XIX столетия. Первой по времени отечественной работой в этом направлении была книга П. Тихановича "Очерк гимнастических игр у древних греков", изданная в 1856 г. Доктор А.Г. Берглинд, который в 1860-е гг. руководил врачебно-гимнастическим заведением в Петербурге, первым в России дал описание шведской гимнастики (1860 г., 1861 г.). Он же написал книгу по истории гимнастики (1872 г.), где говорится о причинах ее возникновения, ее месте в системе воспитания в Древней Греции, Средние века и в Новое время, приводятся данные о зарождении немецкой, шведской, французской гимнастики и их распространении в России, рассказывается о деятельности Ф. Яна, П. Линга, Ф. Амороса и др. Берглинд в частности подчеркивает, что введение гимнастики должно "...основываться на научных законах и потребностях человеческого организма". В конце XIX - начале XX в. выходит ряд книг, посвященных военно-физическому воспитанию. Примером может служить книга Ф.В. Игнатьева "Гигиена и история физических упражнений" (1899г.). Автор пишет о роли и значении гимнастики для военного дела, подготовки резервов для армии, приводит примеры развития гимнастики, преимущественно военной, в Германии, Дании, Англии, Швеции. Примечательной особенностью книги Ф.В. Игнатьева является то, что в ней рассказывается и об истории военной гимнастики России.
2. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной системы физического воспитания (образования). Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909 гг.). Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давлением военного ведомства сделало ряд попыток введения в учебных заведениях гимнастики. Безусловно, были отдельные школы, где физическому воспитанию уделялось должное внимание, например в Яснополянской школе, где Л.Н. Толстой пропагандировал здоровый образ жизни. Но эти отдельные примеры скорее были редкими исключениями в России. На этом фоне прогрессивной была деятельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствующего класса буржуазии, офицеров и генералов, которые будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкультурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360: Общество телесного воспитания «Богатырь», Общество содействия физическому развитию, Общество любителей бега на коньках, Общество русских скаутов и т.д. Создаются и общественные учебные заведения, которые существенно компенсировали слабые стороны государственной политики в области физического воспитания и спорта. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, созданные П. Ф. Лесгафтом в 1896 г. П.Ф. Лесгафт родился в семье обрусевшего немца – петербургского ювелира. Окончив в 1856 г. с серебряной медалью гимназию, поступил в Медицинско-хирургическую академию. В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там работать преподавателем анатомии и врачом патолого-анатомом. В 1865 г. блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а в1868 г. – вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии. В 1874-1876 гг., по заданию Военного министерства, Лесгафт в каникулярное время изучал опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран; параллельно проводил занятия по гимнастике во Второй петербургской военной академии. Это можно считать основным обстоятельствами начала работы Лесгафта над теорией и практикой физического образования. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей; 1888-1901 гг. создал фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»; с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; в 1893 г. открыл Биологическую лабораторию (в 1918 г. была преобразована в Естественнонаучный институт им. Лесгафта); в 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта). Основную роль в формировании личности ребенка П. Ф. Лесгафт отводил воспитанию. Он доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается»,– писал он. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека. "Большинство воспитателей,– писал он,– в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Система физического образования изложена Лесгафтом в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901гг.). В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования – педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физических упражнений и т.д. В этом и других своих трудах («Семейное воспитание» (1884г.)), В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам: § простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний; § упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия; § упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель; § систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию, ученым секретарем которого стал Лесгафт, к 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Т.к. преподавателей не хватало, то Лесгафт выступил с предложением о создании курсов для подготовки соответствующих кадров. Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (1896 г.) Прошедшие эти курсы получали хорошее общее и специальное образование. Курсы просуществовали 9 лет. Если в первый год их работы было всего 109 занимающихся, то в 1905 г. их стало уже 1169. Созданные курсы стали по сути дела высшим учебным заведением, готовящим руководителей и организаторов физического образования, но ни каких официальных прав они не давали.. В 1906 г. созданные Лесгафтом курсы были преобразованы, при его непосредственном участии, в Вольную высшую школу, численность которой составила уже более 2 тыс. человек, и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. Однако, это было время революционных перемен, и школу закрыли. Данное учебное заведение явилось прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры. В 1919 г. на базе курсов был открыт первый в Советском союзе Государственный институт физического образования. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Педагогическое наследие Лесгафта было высоко оценено в России и за рубежом. В теориях Лесгафта было много ошибочных положений, однако его система физического образования была для своего времени одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Между тем, система Лесгафта не стала в России основой для национального физического воспитания, т.к. царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.
3. В.С. Пирусский – основатель физической культуры в Сибирских регионах. На рубеже XIX-XX веков в одном из прогрессивных городов Сибири - Томске насчитывалось три «спортивные» организации: «Общество поощрения коннозаводства», «Общество правильной охоты» и «Общество содействия физическому развитию». Первые два прямого отношения к спорту не имели. Работа по физическому воспитанию проходила под флагом частной организации «Общество содействия физическому развитию» (ОСФР), созданной врачом, просветителем, профессором, общественным деятелем доктором В.С. Пирусским. Устав Общества был подписан 34 членами-учредителями 25 марта 1895 г. Целью ОСФР было: «Содействовать улучшению физического здоровья населения г. Томска». Устав был разработан В.С. Пирусским и включал в себя 64 параграфа в четырех разделах. Именно благодаря организаторской деятельности В.С. Пирусского и большой работе по пропаганде здорового образа жизни и физического воспитания, г. Томск стал третьим в России (после Одессы и Петербурга) и первым в Сибири городом, где появились зачатки физической культуры (существует мнение, что в г. Томске Общество было создано раньше, чем в Одессе). Владислав Станиславович Пирусский родился 31 марта 1857 г. в городе Гродно в семье беспоместных дворян. В основу деятельности общества был положен тезис В.С. Пирусского - «Здоровье - есть показатель культуры, которым обладает семья, общество и государство». Однако физическое воспитание занимало лишь незначительное место среди прочих оздоровительных мероприятий, проводимых этим обществом. Целью деятельности Общества являлось укрепление здоровья граждан, акцент в работе данная организация ставила на выполнение обширной программы оздоровления детей из малообеспеченных семей (летние прогулки за город, обучение детей конькобежному и лыжному спорту). «Обществу содействия физическому развитию» принадлежит и создание в 1896 г. в Сибири летней, а затем и круглогодичной детской колонии (колония – прообраз пионерского или спортивно-оздоровительного лагеря), школы-интерната в лесу (между деревнями Межениновка и Петухово) и школы-манежа в городе. За годы деятельности Общества в детских оздоровительных колониях побывала не одна тысяча детей бедноты. В 1898 г. Общество предоставляло бесплатные завтраки детям из малообеспеченных семей. Общество финансировалось за счет членских взносов и пожертвований, и за относительно небольшой промежуток времени стало обладателем солидного имущества: 24 оздоровительных учреждения, летние площадки, купальни, катки, зимние площадки, оздоровительные колонии. Создавая новую систему воспитания, В.С. Пирусский резко критиковал постановку воспитательной работы в дореволюционной школе. Он был одним из первых обративших внимание на воспитательный процесс, на необходимость не только обучения детей грамоте, но и их гармоничному воспитанию. В те годы Пирусский выступал на различных собраниях врачей, педагогов, служащих, доказывая важность правильного физического воспитания подрастающего поколения. С 1895 по 1917 гг. «Общество содействия физическому развитию», руководимое Пирусским, сыграло заметную роль в развитии физической культуры: были созданы детские площадки, купальни, катки. В Томске были открыты курсы гимнастики, Дом физического развития, курсы ручного труда, детские колонии. Это были первые шаги на пути становления физической культуры как в Томске, так и во всей Сибири. За неоценимый вклад в дело развития физической культуры в Сибири В.С. Пирусского называли «Сибирским Лесгафтом». Общество содействия физическому развитию было закрыто Томским ревкомом в феврале 1920 г. По настоянию В.С. Пирусского имущество «Общества» вместе с детской колонией было передано Томскому губздраву.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |