Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение и развитие тяжелой атлетики




Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях.

В конце XIX - начале XX в. со всей очевидностью обнаружилось, что учебные заведения России не подготовлены к введению гимнастики как учебной дисциплины. Неподготовленность выражалась в отсутствии квалифицированных преподавательских кадров и соответствующей материальной базы.

В тех учебных заведениях, в которых проводилась гимнастика, она была главным образом военной. Эта направленность, по сути дела, была программной установкой официальной педагогики.

В России того времени единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему, в русских дореволюционных школах не существовало. В 1912 г., по данным Министерства народного просвещения, в 855 средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в 296 - шведская, в 415 - немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта. Причем с 1911/12 учебного года Министерство народного просвещения рекомендовало в учебных заведениях своего ведомства проводить сокольскую гимнастику. В России это было связано с пропагандой панславянской культуры из-за значительного ухудшения отношений с Германией. Кружки сокольской гимнастики создавались в средних и высших учебных заведениях многих крупных городов России. Из Чехии были приглашены специалисты - "соколы", доставлено значительное количество гимнастических снарядов и оборудования для организации учебных занятий. Большими тиражами издавалась учебно-методическая литература по этой гимнастике.

Однако в России создавались и функционировали учебные заведения нового типа, организованные на принципах частной и общественной инициативы, т.е. негосударственных.

К числу таких школ относились: гимназии К.И. Мая, М.Н. Стоюниной, Н. и А. Медведниковых, М.Д. Могилянской, школа Е.С. Левицкой, училище В.Н. Тенишева, Петербургское коммерческое училище в Лесном и др. В отличие от государственных учебных заведений, где уроки физического воспитания часто вообще не проводились, в опытных школах эти занятия являлись обязательными, а в некоторых ежедневными. Объем обязательных уроков был не менее 4 - 6 ч в неделю. Опытные школы, как правило, имели собственные программы физического воспитания. В гимназии М.Н. Стоюниной, например, физическое воспитание проводилось по системе П.Ф. Лесгафта, который сам руководил занятиями. Для училища В.Н. Тенишева свою программу физического воспитания разработал петербургский педагог П.Н. Бокин. В Первом киевском коммерческом училище физическое воспитание строилось по программе врача А.К. Анохина. В качестве основных средств физического воспитания детей он предлагал подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд.



Программы учебных заведений нового типа подчеркивали важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. Так, Анохин рекомендовал дважды в год проводить контрольное тестирование физической подготовленности и состояния здоровья детей. На каждого ученика заводилась медицинская карта, в которой фиксировались показатели здоровья и физического развития.

В программах опытных школ, условия которых позволяли использовать внеурочные формы работы по физическому воспитанию, стали планироваться различные экскурсии и походы. Почти все опытные школы имели просторные гимнастические залы, несколько площадок для проведения игр на открытом воздухе, а в некоторых школах имелись даже свои бассейны.

Таким образом, прогрессивные идеи в области физического воспитания детей нашли свое применение в практике деятельности передовых для конца XIX - начала XX в. опытных частных школах России. Конечно, для столь огромной страны, как Россия, таких учебных заведений было крайне мало, но многое из этого богатейшего наследия не утратило своей ценности и значимости и в наши дни.

Большое значение для развития физической культуры в дореволюционной России имело возникновение нового типа физкультурных организаций (в отличие от спортивных кружков) - общественных физкультурно-спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей физического воспитания детей. Таких организаций к 1914 г. в России было около 360. В 1904 г. было создано Общество телесного воспитания "Богатырь". Сначала Общество занималось устройством детских игровых площадок и организацией детских праздников, а в 1909 г. открыло в Петербурге одногодичные курсы гимнастики и игр.

Начиная с 1910 г. деятельность Общества проходит в рамках созданного им двухгодичного Гимнастического института.

Обучение в институте было платным: стоимость обучения - 25 руб. в год, а для посещающих гигиенические группы (группы здоровья) - 3 руб. в месяц. Институт был популярным учебным заведением в Петербурге. К 1914 г. он выпустил свыше 200 специалистов физического воспитания с правом преподавания в средних учебных заведениях.

В1923 г. институт был ликвидирован, но многие "богатыри" внесли значительный вклад в дальнейшее развитие советской системы физического воспитания. Эта форма физкультурно-спортивной работы в дореволюционной России не отличалась массовостью: общественные физкультурно-спортивные организации охватывали всего около 40 тыс. человек, главным образом представителей привилегированных классов.

 

5. Зарождение и развитие современного спорта в России:

Зарождение и развитие видов спорта в России начинается в конце XIX – начале XX столетий (примерно на 50 и более лет позже, чем на Западе). По сути, это было отражением интенсивного развития спортивной направленности в физической культуре нашей страны. Однако заниматься спортом могли только представители богатых сословий и только в городах, поэтому в масштабе страны число занимающихся едва превышало 3 %.

 

Первоначально (до 30-х гг. XX в.) тяжелая атлетика объединяла виды спорта – поднятие тяжестей, борьбу и бокс.

В зарождении этого богатырского вида спорта немалая заслуга принадлежит профессиональным силачам, которые во второй половине XIX в. выступали на цирковых и балаганных подмостках. Гастролируя, они пробуждали живой интерес публики к атлетике во Франции, Англии, Германии, Голландии, Дании, Италии, России и других странах Старого Света. Профессиональные атлеты существовали и на Американском континенте. Во многих странах были свои геркулесы, которые вызывали в народе живой интерес к атлетизму. Так, канадец Луи Сир, в 1880 г. поднял до колен вагонную ось весом 669 кг. Американец Том Вальтер Кеннеди оторвал от земли до полного выпрямления ног и спины 600-килограммовое ядро, чех Антон Риха перенес на себе груз весом в 854 кг. Российский матрос Василий Бабушкин славился тем, что на его груди разбивали молотом гранитную глыбу весом около 200 кг.

Основателем отечественной тяжелой атлетики считается уроженец Варшавы, петербургский врач Владислав Францевич Краевский.

10 августа 1885 г. он открыл в своей квартире на Михайловской площади первый в России «Кружок любителей атлетики». Кружок размещался непосредственно в квартире Краевского, и насчитывал в то время около 70 человек (желающих было намного больше).

Методика Краевского была направлена на всестороннее физическое совершенствование атлетов. В основе его методики лежала система рационального развития силы. Наряду с поднятием тяжестей в его учебно-тренировочной работе немало места отводилось общему физическому развитию. Дополнительно к поднятию тяжестей, его воспитанники выступали как борцы, гимнасты, боксеры, пловцы, велосипедисты.

С 1892 г. посетивший кружок известный польский борец В.А. Пытлясинский начал обучать членов кружка французской (греко-римской) борьбе. Именно оттуда этот вид спорта берет свое начало.

В январе 1897 г. состоялось торжественное открытие Петербургского атлетического общества, которое культивировало и тяжелую атлетику. Инициатором создания и председателем общества стал граф Рибопьер.

По инициативе Рибопьера и при активной поддержке Краевского в 1897 г. в Петербурге был разыгран первый в истории чемпионат России по тяжёлой атлетике (поднятие тяжестей и борьба). Первым чемпионом России (участники не разбивались на весовые категории) стал член Петербургского атлетического общества 20-летний ученик Краевского Гвидо Майер (выжал двумя руками штангу весом в 114,6 кг и толкнул 131 кг). Он вошел в историю отечественного спорта и как один из основоположников бокса.

В последующих чемпионатах чемпионом становился тот, кто превышал результат первого чемпиона. Нужно отметить, что показатели Майера не были лучшими для атлетов России того времени. Так, профессиональный атлет москвич А. Знаменский в феврале того же 1897 г. продемонстрировал фактически мировой рекорд (толкнул двумя руками 154,5 кг при собственном весе 84 кг), а летом Г. Гаккеншмидт, только что начавший заниматься у Краевского, повторил это выдающееся достижение. В следующих чемпионатах победителями становились Г. Гаккеншмидт (1898 г.) и С. Елисеев (1899г.). В 1901 г. был сделан новый шаг в организации Всероссийских соревнований по тяжёлой атлетике. Были введены предварительные испытания для атлетов в присутствии специальной комиссии.

В 1898 г. Краевский реорганизовал свой узкий по программе занятий кружок в Петербургское велосипедно-атлетическое общество с официально утверждённым властями уставом.

Начиная с 1898 г. российские тяжелоатлеты успешно выступали на международных соревнованиях. Среди них были воспитанники Краевского Г. Гаккеншмидт, удостоившийся от современников эпитета «Гераклу подобный», а также С. Елисеев, обладавший редкой способностью – умением поднять рекордный вес с первой попытки, отличившиеся на первых мировых чемпионатах по тяжелой атлетике.

Первый чемпионат мира по тяжелой атлетике состоялся в Вене в 1898 г., и эту дату можно принять за начало эпохи ее развития как самостоятельного вида спорта. Первенство принадлежало австрийцам (В. Тюрк), имевшим в тот период времени наиболее развитые атлетические традиции. Российский атлет Г. Гаккеншмидт, показав блестящие результаты, занял почетное третье место. Вторым участником этого исторического чемпионата от России был Г. Мейер, удостоившийся серебряной медали за исполнение жима двумя руками 100 кг в солдатской стойке. На том чемпионате в качестве поощрения спортсменов были введены медали и ленты для победителей, а также почетные дипломы для прочих призеров.

Высокие результаты отечественных спортсменов на первых мировых чемпионатах доказали конкурентоспособность российской тяжелой атлетики.

Однако в марте 1901 г. умер Владислав Францевич Краевский, и атлеты России остались без руководителя. Большинство учеников В.Ф. Краевского после его смерти покинуло кружок и в российском тяжелоатлетическом движении возник раскол.

В 1908 г. в Петербурге была создана тяжелоатлетическая лига, возглавившая деятельность всех спортивных клубов и кружков.

С 1910 г. возобновились Всероссийские чемпионаты силачей.

Значительным событием в спортивной жизни нашей страны стали Всероссийские олимпиады, состоявшиеся в 1913 и 1914 гг. в Киеве и Риге. Участники тяжелоатлетических соревнований олимпиады 1913 г. в Киеве выступали в трёх весовых категориях. Победителем в тяжёлом весе стал Я.Краузе, в среднем – Г.Седаит, в лёгком – П. Херудзинский. На второй Всероссийской олимпиаде 1914 г. соревнования проводились в пяти весовых категориях.

После революции 1917 г. Всероссийский тяжелоатлетический союз был упразднен – его место заняла Московская тяжелоатлетическая лига.

В 1919 г. в Москве прошел чемпионат РСФСР, а в 1923 г. состоялся первый чемпионат Советского Союза. В нем участвовали 58 атлетов из разных городов СССР. Первыми чемпионами Советского Союза стали (в порядке возрастания весовых категорий): А. Бухаров (Москва), И. Жуков (Киев), Д. Эхт (Киев), Я. Спарре (Москва), М. Громов (Москва).

В 1920-е гг. отечественные штангисты и гиревики выступали в рабочих клубах и парках культуры, пропагандируя здоровый образ жизни. К 1928 г. тяжелая атлетика была включена в программу I-й Всесоюзной спартакиады, в которой участвовали и некоторые западные атлеты.

 

5.2. Конькобежный спорт.

С 1877 г. в Петербурге образуется Общество любителей бега на коньках. Бессменным председателем Общества в дореволюционной России был Срезневский. Этот вид включал в себя скоростной бег на коньках и фигурное катание.

Первый официальный чемпионат России состоялся в Москве 19 февраля 1889 г. на лучшем в ту пору катке (в настоящее время - каток "Динамо") с 200-метровой дорожкой и проводился по инициативе Московского речного яхт-клуба. Титул первого конькобежца страны оспаривали семь спортсменов - пять москвичей и два петербуржца. Победителем стал Александр Паншин, показавший лучший результат на дистанции 3 версты (3200 м) - 7 м 30 с. Александр Паншин (служащий Николаевской железной дороги). Внес большой вклад в разработку формы коньков. В 1887 г. он заказал в мастерской хирургических инструментов коньки, которые изготовили по его собственной модели: удлиненное и совершенно прямое лезвие - прообраз сегодняшних беговых. Долгое время они так и назывались – «паншинские» и были признаны тогда одними из лучших в мире. Скорость бега на этих коньках значительно выросла, милю он мог уже пробежать в этом же году на 22 с быстрее. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений. Паншин открыл список русских чемпионов. В 1887 г. он выиграл международное соревнование в Петербурге на катке Юсуповского сада, в том же году - открытый чемпионат Австрии.

В 1890 г. в России были опубликованы первые правила соревнований по скоростному бегу на коньках. Программа чемпионатов Росси по конькам отличалась от мировых первенств. Первые 5 лет была лишь одна дистанция – 3 версты (3200 м.). Старт был общим, организовывалось несколько забегов и обязательный финальный забег для сильнейших. С 1894 г. конькобежцы бежали в парах, но финальный забег все равно проводился. Вскоре ввели две дистанции1500 и 5000 м., но чемпионом становился спортсмен, выигравший обе дистанции (с 1896 по 1907 гг. первенство России проводилось по двум дистанциям 1500 и 5000 м). Немногим это удавалось сделать, и ряд лет в России не было чемпионов, хотя первенства страны проводились. Правила проведения чемпионатов России изменились в 1908 г.: в один день необходимо было преодолеть три дистанции: 500, 1500 и 5000 м. Звание чемпиона получал победитель на двух дистанциях из трех. Первым это удалось выполнить Николаю Струнникову.

Первенство России (разыгрывалось на дистанциях 500, 1500 и 5000м) и чемпионат Москвы, который разыгрывался только на одной дистанции - 5000м. были главными стартами для скороходов того времени.

Чемпионами России становились: москвич Николай Седов (1904-1907 гг.), Николай Струнников (1908-1910 гг.), которому в 1910-11 гг. не было равных в мире.

После 1905 г. в русском спорте появилась тенденция к объединению мелких спортивных организаций в более крупные. В 1911 г был основан Московский кружок конькобежцев, а в мае этого года разработан устав. В 1913 г. была создана «Московская конькобежная лига», которая по существу возглавляла развитие конькобежного спорта во всей России, тогда же и издала правила международных соревнований. Звание чемпиона России, московская конькобежная лига постановила в 1915 г по наименьшей сумме занятых мест на четырех дистанциях.

Первые соревнования среди женщин по скоростному бегу на коньках в России были проведены в 1910 г. Спортсменки бежали один круг в паре с мужчинами, взявшись за руки. С 1911г. женщины стали выступать в одиночных забегах на дистанции 500 м. В 1913 г. Всероссийский союз конькобежцев совместно с Московской конькобежной лигой включила в программу соревнований на первенство Москвы и бег на коньках для женщин. Первой чемпионкой России стала москвичка Е. Кременчевская, ее результат 65 сек на дистанции 500 м.

После октябрьской революции 1917 г., уже в 1918 г. в Москве был проведен первый чемпионат РСФСР. Первым заслуженным мастером спорта СССР во всех видах спорта стал конькобежец Яков Мельников, последний чемпион Российской империи и первый чемпион РСФСР по конькобежному спорту, а также первый советский призер чемпионата мира в многоборье – 1923 г. в Стокгольме (Швеция).

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса
  2. II. Зарождение оппозиционного движения. Первые политические партии
  3. II. Политическое развитие страны: реформы и их последствия
  4. II. Установление сегуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка
  5. III. Развитие сельского хозяйства
  6. VII. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ РАЗВИТИЕ.
  7. Авария, ее развитие и ликвидация
  8. Автотрофное развитие, развитие с учетом
  9. Акцентуация - это преувеличенное развитие одних черт характера в ущерб другим.
  10. Борьба России за выход в Балтийское море в начале XVIII века и ее влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны.
  11. В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
  12. В педагогике под развитием подразумевают количественно - качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.02 сек.