Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Готовность ребенка к школе




Ребенок не может быть уверенным в себе без уверенности в том, что родители его любят. Любят таким, какой он есть без условий и оправданий. Истинно любящий родитель – это и есть основа формирования уверенности и успешности ребенка.

 

Поэтому первое полугодие 1 класса – максимум внимания и к рассказам о школе, и к самому малышу. Ваши воспоминания и обмен впечатлениями, типа «.. у нас тоже был мальчик, похожий на вашего Петю» приветствуются. Совместные развлечения - походы в парк по выходным - поддержат вашего ребенка и помогут лучше адаптироваться к новой обстановке. Кроме того, сознание, что «дома меня любят», повышает как адаптивность, так и успеваемость.

Теорет. и экспер. исследования выявили зависимость шк. успеваемости от псих. готовности детей к обучению в школе.

Однако в психологии не сложилось единого мнения в определении содержания этого понятия. Существуют 3 отличных друг от друга подхода к этой проблеме.

 

1ПОДХОД (Тарунтаева Т.В., Журова Л.Е.)

Готовность к школе отождествляется с наличием опред. круга знаний и представлений, необходимых для обучения. На 1й план выходит интеллект. развитие, развитие познават. процессов (внимания, памяти, воображения, речи, мышления, восприятия), сформированность предметно-специфических знаний (матем. представления, речевая, пространственно-графическая подготовка).

Последнее время педагоги и родители все больше стараются загружать дошкольников «полезной» содержательной Д, предполагая что таким образом они в будущем избавят их от шк. трудностей. Фактически школьный тип обучения вошел в дошкольное образование. Группы дет. сада мало чем отличаются от шк. классов. В дошк. учреждениях жизнь ребенка четко регламентирована, и специалисты в течение дня проводят с малышами различные занятия, причем дети большую часть этих занятий сидят за партами. У дошкольников не остается времени для игры. Некоторые родители так спешат вырасти вундеркиндов _ логически рассуждающих, абстрактно мыслящих, и не только на родном языке, что забывают о возрасте ребенка.

Школьная практика показывает, что при подготовке к школе недостаточно развития позн. процессов, формирования значимых ЗУН. Это необходимо, но недостаточно. Можно привести много примеров тому, как дошкольник, казалось бы хорошо подготовленный к школе, если судить по объему его З и У, попадает в число трудных учеников. Школа и уроки не являются для такого ребенка чем-то новым, притягивающим, необычным. Чаще всего, отвечая на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» - такой ребенок отвечает: «Я уже научился», «Я уже хожу в школу, там совсем неинтересно», «в школе скучно, там совсем маленькие перемены».

Другой пример. Часто при наборе в школу приоритет имеют читающие дошкольники, но с первого сентября эти дети, в соответствии с программой начинают учить буквы. Часто школа предъявляет высокие требования к ребенку, поступающему в 1 класс, но при этом не вносит коррективы в учеб. программы с учетом готовности детей.

 

ВТОРОЙ ПОДХОД (Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Холмовская В,В., Мухина В.С., Цеханская Л,И. и др)

ПГ понимается как наличие предпосылок и источников учебной Д.

Подготовка к школе предполагает формирование у старших дошк-в элементов будущей уч. Д.: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчинять свои действия правилу, У слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями партнера.

На спец-но организованных занятиях по рисованию. лепке, аппликации, конструированию у старших дошкольников формировали эл-ты уч. Д. Воспитатель сначала показывает детям образец, н-р, аппликации, к-ю дети должны сделать и подарить кому-нибудь из близких родственников. Потом дети вместе с воспитателем рассматривали аппликацию по частям, определяя способ Д и последовательность операций, приступали к изготовлению, при этом ориентировались на образец. Последний этап обучения был связан с оценкой собств. Д.

Помимо этого выполнялись рисуночные диктанты, в к-е вводятся правила, обязательные для выполнения. Так в программу подготовки детей к школе вошли графические диктанты, рисование по клеточкам (Эльконин), рисуночные диктанты (Венгер, Цеханская)

Исследования, выполненные в рамках этого подхода, внесли существенный вклад в развитие проблемы подготовки детей, но компоненты уч. Д, являясь ее структурными единицами не могут выступать в качестве предпосылок возникновения самой уч. Д.

 

ТРЕТИЙ ПОДХОД (Л.И. Божович, В.В. Давыдов)

ПГ связана с особенностями всей личности ребенка – с его умственными, эмоционально-волевыми, моральными, физическими и др. качествами.

 

Божович считала, что у ребенка, поступающего в 1 класс. должны возникнуть готовность к изменению соц. статуса и определенный уровень познават. интересов, в результате чего должно появиться новое отношение к действительности и «внутр. позиция школьника».

Вот это новообразование - «внутр. позиция школьника» является главным критерием готовности. Такая позиция может сформироваться при условии, что переход к шк. обучению несет в себе что-то новое, ранее неизвестное ребенку. К большому сожалению, соврем. детей обучают по школьной системе «с пеленок», поэтому к школьному возрасту желание учиться у них не появляется, а полностью исчезает. Переход из дет. сада в школу не воспринимается детьми как этап новой самост. жизни, приближающей к заветной взрослости. В последнее время растет число детей не желающих учиться в школе. В школе кроме внешне привлекательных атрибутов: форма, портфель, дневник, есть еще длиннющие уроки и короткие перемены, злые дети и строгие учителя, а еще К/р, и в школу надо ходить каждый день.

Однако встречаются дети, к-е испытывают огромное желание стать школьниками, как брат, сосед, знакомый. Они обещают учиться на пятерки, но через 2-3 недели заявляет, что учиться в школе тяжело и неинтересно.

Значит, ПГ – это не только желание стать школьником.

Итак, мы будем придерживается следующей точки зрения.

 

Готовность к школе – такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, к-й ему необходим для успешного освоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Значит, понятие «готовность к школе» включает физиологическую, психологическую, социальную или личностную готовность.

 

1)Физиолог. готовность проверяют медики. Учитывается уровень физиологич. развития и состояние здоровья реб-ка. Это фундамент школьной Д. Часто болеющие дети даже при наличии высокого развития интеллекта, как правило испытывают трудности в обучении.

 

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. В чем это выражается? Систематич. учеб. работа, большой объем новой информации, необходимость длительно сохранять вынужденную позу, изменение привычного режима дня, пребывание в большом коллективе – требуют напряжения сил реб-ка.

Чем младше реб-к, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Рез-ты исследования показали, что число «неготовых» к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте 5 лет их 80%; среди 6-леток -51%; среди 6,5 – 32%; среди семилеток неготовых 13%.

2) Социальная (личностная) готовность – готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окруж. миру и к самому себе.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

 

Прохождение кризиса 7 лет. Адекватная самооценка.

 

Что влияет на формирование СО дошкольника? Выделяют 3 условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1. опыт общения реб-ка со взрослыми

2. опыт общения ребенка со сверстниками

3. индивид. опыт ребенка

 

1.опыт общения реб-ка со взрослыми самый сильный фактор развития СО в детстве. Ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие и прежде всего родители.

 

Высокая или низкая самооценка у человека закладывается в детстве, прежде всего благодаря родителям. Ведь именно от родителей кроха узнает что такое «хорошо и что такое плохо» и ведет себя в соответствии с полученными знаниями. С.О. как осознание себя «хорошим или плохим» формируется в 3-4 года. Малыша-дошкольника «лепит» семья. Дети, дома у которых царит атмосфера взаимного уважения и доверия, вырастают приспособленными к жизни, независимыми взрослыми, с адекватной!, высокой СО. Для ее воспитания также важны дисциплина, т.е. ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, безусловное принятие ребенка матерью. Это значит, что вы любите малыша за то, что он – это он, а не за то, что он похож на любимого вами мужа.

Итак, условия формирования адекватной высокой СО в семье:

1. атмосфера взаимного уважения и доверия дома

2. дисциплина, т.е. ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку

3. безусловное принятие ребенка матерью

4. адекватная высокая СО матери

 

Важен и уровень СО самой матери – тревожная и неуверенная в себе заражает своей тревожностью и ребенка. Завышенная СО – результат чрезмерно мягкого и все поощряющего воспитания, когда ребенка восхваляют и балуют. (стиль воспитания «кумир семьи»). А низкая СО? Она тесно связана с попытками сформировать из ребенка «приспособленца». Главные требования «жестких» родителей: беспрекословное послушание, полная (и часто подчеркиваемая: «да что ты можешь!») зависимость от взрослых, опрятность, бесконфликтные отношения со сверстниками. Подобный конформизм обычно оказывается не во благо. Дети из авторитарных семей вырастают надломленными, лишенными чувства собственного достоинства, считающими, что их ценят не самих по себе, а только за какие-то заслуги. Такое же самовосприятие характерно детям равнодушных родителей, уделяющих ребенку мало внимания.

 

Уверенность в себе любого человека состоит из 3х его убеждений: «Меня любят», «Я могу», «Я хороший». Как только малыш появляется на свет, весь мир вокруг него либо способствует, либо препятствует укреплению этих убеждений. Если у ребенка зарождаются сомнения хотя бы в одном из них, страдают и два остальные, и мы имеем дело с подорванной верой в себя.

Результатом обычно становится возникновение синдрома неудачника, не верящего в себя, считающего себя недостойным любви и уважения. Любые проблемы и сложности дети склонны интерпретировать как собственную вину: «Ушел из семьи папа – это потому, что я плохой, и он меня не любит, а теперь еще плохо маме; я не могу побороть свой страх темноты, потому что я хуже всех и поэтому мама сердится; я тупой, неуклюжий и поэтому все надо мной смеются и учительница поставит мне двойку, потому что она знает, что от меня нечего ожидать.»

Неуверенность в себе влияет на все стороны жизни ребенка. Достаточно сказать, что здоровая СО играет более важную роль в освоении учебного материала, чем IQ.

 

2.Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на развитие детского самосознания. Сверстники выступают для ребенка «сравнительным» материалом. Оценивая своих сверстников, реб-к учится оценивать себя. Умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру помогают сформировать благоприятные отношения с одноклассниками. А такие отношения явл-ся важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе.

Трудности в общении приводят к напряжению, нервозности, утомляемости и как следствие – негативному отнош. к школе.

У детей, к-е не научились устанавливать естественные контакты с ровесниками, не смогли своевременно освободиться от симбиоза с матерь проявляется школьная фобия.

С робкими детьми хорошо бы разучить 1-2 игры, чтобы ребенок мог рассказать правила другим и поиграть с др. детьми на перемене или после уроков.

 

В рез-те общения развиваются коммуникативные качества. О важности этих качеств для обучения в школе говорит такой пример.

: Психологи проводили отбор детей, поступающих в 1й класс гимназии. По результатам собеседования с применением различных методик был сформирован класс, в к-й попали дети читающие, считающие, рассуждающие, много знающие, показавшие высокий уровень готовности к обучению в школе по интеллектуальному развитию и желанию учиться. Один мальчик, отвечая на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе с учительницей или дома с мамой?» - сказал, что учиться хочет только в школе с учительницей, потому что хочет знать все о Земле, а мама столько не знает.

В процессе шк. обучения, уже к концу 1го полугодия в этом классе выделилась группа блестяще успевающих, слабо- и среднеуспевающих школьников, что не могло не привлечь нашего внимания. В результате оказалось, что по некоторым показателям (развитие памяти, внимания, мышления) «неблагополучные» школьники значительно выше, чем «благополучные». А вот что касается развития произвольных форм общения со сверстниками и взрослыми, то тут были выявлены явные проблемы.

Слабоуспевающие школьники с первых дней отличались робким поведением. Они старались избегать контактов с учителем, боялись отвечать на уроке. Один мальчик говорил, что как только учитель спрашивает его, у него в голове «становится все темно», а на контрольной работе, если текст написан на доске, то «закрывается черная шторка» и он ничего не видит, поэтому не успевает выполнить задания К/р.

Трудности этого мальчика состояли в том, что действовать по правилам, установленным учителем, ему было трудно, а объяснить это учителю он не мог. Учительница требовала, чтобы все задания К/Р выполнялись по порядку. Первой нужно было решать задачу, потом примеры. Решение задачи ребенку давалось с большим трудом и требовалось много времени на ее осмысление, на решение примеров времени не оставалось и итоговая оценка всегда была низкой. Зная заранее результат К/р, ребенок с первых минут урока начинал испытывать волнение. В дальнейшем всегда в день, когда должна была состояться К/р у него повышалась температура до 40 при отсутствии симптомов заболевания. а К/р проводились регулярно один раз в неделю.

Анализ детских проблем, переживаний и страхов позволил увидеть причину шк. трудностей в низком уровне развития произвольных форм общения.

3.Индивид. опыт ребенка – это те умственные и практические действия, к-е ребенок может сам предпринимать. Взрослые часто недооценивают значение собственной активности ребенка. Для того, чтобы представления ребенка о себе были разносторонними необходимо не ограничивать его активность. Бегая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ему возможность попробовать себя в различ. видах Д: рисовании. конструировании, танцах, спорте. Роль взрослого в формировании инд. опыта ребенка в том, чтобы обратить внимание дошк-ка на результаты, создать условия для успеха и проанализировать неудачи.

Можно создать высокую СО, но без опоры на реальные достижения, такая СО превратится в мыльный пузырь, к-й может привести к неврозу и агрессивности, снобизму.

 

Итак, развитие коммуникативных способностей, адекватная СО, прохождение кризиса 7 лет и появление нового уровня самосознания (внутренней позиции школьника) – показатели высокой соц. готовности к обучению в школе.

Упр. сделать на лекции со студентами:

определение уровня развития мелкой моторики с. 16

посадить ребенка за стол, руки на стол, пальцы разведенные. Обвести кисти ребенка, показать ему, попросить положить так, чтобы контуры совпадали.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, к-й я покажу. Другие пальцы поднимать не надо.»

Начинать с правой руки. Прикасаться карандашом к пальцу в случайном порядке.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы в такой последовательности: 5-1-2-4-3 (1-большой). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой.

При выполнении нужного дв-я указанного пальца, могут появиться ненужные, непроизвольно. Эти 2лишние» дв-я называются синкинезиями. Они возникают в рез-те недостаточной дифференцированности дв-й, когда для совершения требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

Обработка:

1. подсчитать среднее кол-во синкенезий для обеих рук. Общее кол-во поделить на 2 пробы.

Вывод:

на какой руке меньше синкенезий – та и ведущая. Для опред. уровня развития моторики сравнить с табл.

Возраст Среднее кол-во синкинезий по двум пробам
6 лет  

 

игры на развитие мелкой моторики: «Гонки слонов» (указ. и безымян. пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние. Вытянутый вперед средний палец – хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом стола запрещается. Сначала правой, потом левой рукой.

«Братья-ленивцы» с.22 Шадриков

 

3)Психологическая готовность – сложное структурно-системное образование, к-е охватывает все стороны детской психики. Оно включает: мотивационную, эмоц. сферы, учебно-важные качества (УВК).

А)Эмоц. развитие предполагает умение адекватно реагировать на различные явления. Такое умение успешно развивается при своевременном переходе ребенка от эгоцентризма к децентрации. В этом случае развивается терпимость, умение встать на позицию другого, понять его т.зр.

 

Б)Мотивы – это внутреннее побуждение к активности. Можно выделить 6 групп мотивов будущих первоклассников:

Тип мотива Хар-ка поведения и возможный ответ ребенка
1. Социальные мотивы основаны на понимании обществ. значимости и необходимости учения и стремлении к соц. роли шк-ка Связанны с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанны с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Я хочу в школу, потому что все дети д. учиться, это нужно и важно
2.Учебно-познавательные Стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов
3.Оценочные стремление получить одобрение взрослого Я хочу в школу, т.к. там я буду получать только пятерки
4.Позиционные связаны с интересом к внеш. атрибутике шк. жизни Я хочу в школу, потому что там большие, а в дет. саду маленькие, мне купят пенал и портфель
5.Внешние по отношению к школе и учению мотивы Я пойду в школу, потому что мама так сказала
6.Игровой, неадекватно перенесенный в уч.Д Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями

Каждый из мотивов в той или иной степени присутствует в мотивации дошкольника. Но степень выраженности каждого индивидуальны. Достаточное развитие 1 - 3 мотивов оказывает положит влияние на шк. успеваемость. Преобладание игрового – отриц. сказывается на успеваемости. Влияние позиционных и внеш. мотивов на успеваемость несущественно.

 

Реальные мотивы в беседе оценить трудно, т.к. дети дают соц-но одобряемые ответы. И на вопрос: «хочешь ли ты учиться в школе?» Не задумываясь отвечает «Да». + реб-ку трудно анализировать свои желания и объяснять почему он хочет или не хочет учиться. Поэтому легче определить в рез-те наблюдения за игрой, за занятиями реб-ка.

 

Тип мотива Хар-ка поведения реб-ка
Социальный На занятиях реб-к занимается, потому что это важно и нужно; ответственный, стремится подражать взрослым; выполнять серьезные, недетские поручения
учебно-познават. лишь тогда, когда ему интересно; задает много вопросов; про них говорят: «Умный, но ленивый»
оценочный потому что за это хвалят; низкий уровень самостоятельности; постоянно спрашивают «правильно ли у них», при ответе не столько думают о том, что говорят, ск-ко стараются уловить эмоц. реакцию взрослого.
позиционный когда на занятии много атрибутики, пособий; При доминировании этого мотива интерес к школе очень быстро угасает
внешние, не связанные со школой мотивы когда настаивает воспитатель; беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления высказывать и отстаивать свое мнение
игровые когда занятие построено в виде игры; при доминировании дети делают на уроке не то, что надо, а то, что хочется: вместо букв – рисунки; играют на уроке принесенными из дома игрушками

Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности — прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется — дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

 

Для формирования мотивов учения необходимо проводить беседы о школе, экскурсии в школу, чтение рассказов и разучивание стихов о школе, рисование школы и игру в школу.

 

Директор Ин-та возраст. физиологии Марьяна Михайловна Безруких утверждает, что до 5,5 лет можно заниматься только развитием ребенка. До этого возраста учебной Д. не должно быть ни в каких формах. Ведущий вид Д в этом возрасте – игра. И в процессе игры можно развивать все познавательные ф-ции реб-ка.

А в 5,5 лет уже нужны занятия, поскольку навыки уч. Д не развиваются на пустом месте. У реб-ка нельзя сформировать механизм организации уч. Д, если не научить его воспринимать инструкцию, работать по инструкции, вносить коррекцию по ходу Д. Даже когда малыш складывает кубики, его надо этому учить.

Кроме того, ребенок должен учиться слушать взрослого. Не бабушку или маму, к к-м он привык. Это тоже очень важный момент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.