КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерес к учебе
(О. Решетникова Формула успеха, беседа с директором Ин-та возраст. физиологии Марьяной Михайловной Безруких// Шк. псих. 2005 №12) Василий Васильевич Давыдов считал что учебная деятельность – специфический вид деятельности. Особенность ее в том, что она формируется. Причем формируется не сразу, а в течение всего периода начального обучения. И только в том случае, если требования обучения адекватны возможностям ребенка. В обучении от самого ребенка зависит только желание учиться. А такое желание возникает тогда, когда есть успех. А успех возможен, когда учеба организована в соответствии с возможностями и особенностями ребенка А у тех первоклассников, к-е живут в ситуации цейтнота, в ситуации постоянной неудачи, постоянного недовольства взрослых (причем с двух сторон – учителя и родителя), мотивация к учебе исчезает. Причина в том, что все большее кол-во детей приходят в школу «дрессированными», но не готовыми к уч. Д. Естественно, что вскоре такие дети теряют интерес к учебе. Институт возрастной физиологии РАО на протяжении 4-х лет проводил исследование, в к-м анализировалась мотивация детей, поступающих в 1-й класс после дошкольной гимназии. Оказалось, что 83% малышей, к-е прошли такую подготовку и знают, что такое недовольство родителей и учителя, что такое неудача при выполнении задания в школу идти не хотят. Есть данные и о динамике учебной мотивации первоклашек (правда они начала 80-х годов). Больше 90% детей к началу обучения хотят идти в школу, но к декабрю мотивация падает. Падает она потому, что ребенок сталкивается со школьными факторами риска.
Школьные факторы риска (расположенные по силе их воздействия на ребенка) 1. Стресс (причем, не стресс межличностных отношений и конфликтов (хотя и это есть), а стресс ограниченного времени. Под его влиянием дети находятся постоянно.
2. Несоответствие методик и технологий возрастным особенностям и возможностям детей
· Часто это происходит за счет интесификации учебного процесса. Приведу простой пример. Если мы возьмем учебник рус. яз. 50-х годов и его современный аналог, то поймем, что программа стала сложнее, информационная насыщенность возросла. При этом время, к-е отведено на обучение грамоте, в 2 раза сократилось. Конечно, детям это не по силам.
· Часто это происходит за счет нерациональной организации уч. процесса И дело не только в кол-ве часов, а в том, что учитель часто не может рационально организовать урок. Когда говоришь педагогам, что в течение урока можно изменить вид уч. Д максимус 3 раза, то они смотрят с недоверием. Это говорит о непонимании учителями функциональных особенностей ребенка, к-му нужно время на «врабатывание» в новый вид Д. После окончания «врабатывания» наступает очень короткий период оптимальной работоспособности. В первом классе – это 3, максимум 5 минут. Потом наступает спад работоспособности, для восстановления к-й надо сделать физкультпаузу, сменить вид Д. И только после этого мы можем начинать новую работу. При этом нельзя забывать про новый период врабатывания. Сколько раз за урок мы успеем это сделать? 3! А у нас делают так: быстро закончили читать и пишем. Закончили писать, сразу поем.
3. Психологическая некомпетентность учителей, к-е не понимают детей, не знают особенностей их развития. Только некомпетентный педагог может дать первоклассникам в качестве разгрузки задание: я тебе - мячик, ты мне – слово. Ведь это самый трудный вариант Д, потому что ребенку приходиться решать сразу 2 задачи. Если бы учитель знал особенности внимания детей мл. шк. возраста, он бы понимал, что координированное действие очень сложно для детей. А здесь на него накладывается еще и интеллектуальная нагрузка. Следовательно. возникает сильнейшее функциональное напряжение.
В) Учебно-важные качества:
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |