Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор вида транспорта




На выбор вида транспорта оказывает влияние ряд факто­ров, в том числе:

• стоимость перевозки;

• время доставки;

• частота отправлений;

• надежность соблюдения графика доставки груза;

• способность перевозить разные грузы;

• способность доставить груз в любую точку территории.

В табл. 13 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов.

Таблица 13

Оценка различных видов транспорта по приведённым факторам

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор транспорта  
Время доставки Частота отправлений Надёжность соблюдения графика доставки Адаптация к виду груза Адресность доставки Стоимость перевозки Сумма показателей
Авиационный              
Автомобильный              
Водный              
Железнодорожный              
Трубопроводный              
Примечание: единице соответствует лучший показатель.

 

Следует отметить, что данные табл. 13 могут служить и для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки, правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность — 50 000 $) автомобилем составляла 1000 $, самолетом — 3000 $. Выбор пал на автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости показал, что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось заплатить[32]:

• экспедитору: 3% от стоимости груза за экспедировании и охрану, т. е. 1500 $ (при перевозке самолетом эти затраты исключались);

• страховщику: 1% от стоимости груза в качестве дополнительных затрат на страхование при перевозке грузов автомо­бильным транспортом, т. е. 500 $;

• банкиру: 1% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000$ были отвлечены в запас, что составило еще 500 $ (здесь годовая банковская процент­ная ставка за кредит принята равной 24%).

Суммарные затраты при доставке, включающие провозной тариф, составили 3500 $. Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен — достав­ка самолетом была бы менее затратной.

Задача выбора вида транспорта ставится и решается тогда, когда груз может быть отправлен разными видами, напри­мер автомобильным или железнодорожным транспортом. Рас­смотрим два метода выбора вида транспорта:

• выбор вида отправки[33] на основе расчета равновыгодной дальности транспортировки;

•выбор вида отправки на основе анализа полной стоимости.

1. Выбор вида отправки на основе расчета равновыгодной дальности транспортировки.

Выбор вида транспорта может быть основан на расчете рав­новыгодной дальности, разграничивающей сферы использова­ния оцениваемых видов.

Равновыгодная дальность определяется по формуле

где ЗНК1; ЗНК2 — удельные затраты (тарифные ставки) на на­чальные и конечные операции транспортного процесса, включая расходы на подачу транспортного средства, его погрузку и выгрузку, соответственно по первому и второму видам транспорта;

3Д1, Зд2 — удельные затраты (тарифные ставки) на дви­женческие операции по первому и второму видам транспорта.

Числитель данной формулы представляет собой разность постоянных затрат. В качестве уменьшаемого принимаются те удельные затраты, которые имеют больший размер.

В знаменателе рассчитывается разность переменных затрат. Здесь уменьшаемым являются удельные движенческие затраты того вида транспорта, который в числителе является вычитаемым.

Рассмотрим пример расчета равновыгодной дальности транс­портировки для железнодорожного и автомобильного транспорта.

Тарифные ставки на начальные и конечные операции процесса транспортировки (условно постоянные затраты) составляют[34]:

• по железнодорожному транспорту Знкж = 400 руб/т;

• по автомобильному транспорту 3НКА =100 руб/т;

Тарифные ставки на движенческие операции (условно пе­ременные затраты) составляют:

• по железнодорожному транспорту Здж = 0,4 руб/ткм;

• по автомобильному транспорту Зда = 0,7 руб/ткм;

Равновыгодная дальность, т. е. расстояние, стоимость транс­портировки на которое для автомобильного и железнодорожно­го транспорта будет одинакова:

L р = (400-100)/ (0,7 - 0,4) = 1000 км.

В табл. 14 представлен расчет приведенных затрат (в расчете на 1 т перевозимого груза) для ряда значений дальности транспортировки. В графе 8 рассчитано превышение суммар­ных приведенных затрат железнодорожного варианта транс­портировки над автомобильным. Как видим, точка "равновыгодной дальности" находится на расстоянии 1000 км.

Таблица 14

Расчет превышения суммарных приведенных затрат железнодорожного варианта транспортировки над автомобильным, руб. / т

Расстояние перевозки, км Приведенные затраты по железнодорожной перевозке, руб. за тонну Приведенные затраты по автомобильной перевозке, руб. за тонну Превышение суммарных при­веденных затрат железнодо­рожного варианта транспор­тировки над автомобильным, руб. за тонну
Затраты на движенче­ские операции Затраты на начальные и конечные операции с грузом Суммарные приве­денные затраты на все операции с грузом Затраты на движенче­ские операции Затраты на начальные и конечные операции с грузом Суммарные приве­денные затраты на все операции с грузом
               
               
               
               
               
               
              -60
              -120
              -180
              -240
              -300

 

На рис. 38 представлено графическое решение задачи. По оси ОХ

Рис. 38. Зависимость между расстоянием и издержками перевозки при выборе вида транспорта (сплошная линия — автомобильный транспорт, пунктир — железнодорожный транспорт)

отложена дальность транспортировки (в км), по оси OY приведенные затраты в расчете на 1 т транспортируемого груза.

Сплошной линией показана зависимость затрат на транспор­тировку автомобильным транспортом от дальности перевозки, пунктиром — по железной дороге. Абсцисса точки пересечения указывает равновыгодную дальность.

2. Выбор вида отправки на основе анализа полной стои­мости.

В середине прошлого века отечественная практика фор­мирования оперативных транспортных связей использовала в качестве критерия оптимальности минимум провозных плат. Однако уже в начале 60-х гг. была установлена ограниченность критерия "цена перевозки", который не включает в себя прочие расходы, называемые также вторичными, или альтерна­тивными, издержками[35]. В настоящее время общепризнанным критерием выбора вида транспорта являются полные издержки предприятия, включающие не только транспортную услугу, но и прочие расходы, связанные с конкретным вариантом транспортировки. Данный критерий нашел отражение в понятии "Least Total Distribution Costs" — наименьшие суммарные издержки товародвижения.

Таким образом, в качестве ведущего критерия выбора вида отправки должны приниматься общие издержки товародви­жения, которые можно считать равными сумме тарифа за перевозку и вторичных или альтернативных расходов потребителя транспортных услуг.

В табл. 15 представлены исходные данные, а в табл. 16 — пример расчета суммарных приведенных затрат по двум вариантам транспортировки на фиксированное расстояние (железная дорога и автотранспорт). Помимо движенческих затрат и затрат на начальные и конечные операции в расчет включены также:

• затраты на содержание запасов в пути, размер которых зависит от срока доставки;

• затраты на страховые запасы, размер которых в нашем примере равен сроку доставки груза.

Как видим, при увеличении стоимости перевозимого груза фактор затрат на содержание запасов в пути начинает оказывать существенное влияние на решение по выбору вида транс­порта. В нашем примере груз стоимостью свыше 31 тыс. руб. за 1 т транспортировать по железной дороге на данное расстояние нецелесообразно (см. строку 13 табл. 16, а также рис. 39).

Таблица 15

Исходные данные для выбора варианта транспортировки

Наименование показателя Единица измерения Вариант 1: авто­транспорт Вариант 2: железная дорога
Тариф за доставку 10-ти тонн груза руб./10 т 14 000 10 000
Таиф за доставку 1 тон­ны груза руб./т    
Срок доставки дней    
Затраты на содержание за­пасов в пути (затраты на финансирование) % / год    
Затраты на содержание страховых запасов (затраты мм финансирование и скла­дирование) % / год    
Погрузочно-разгрузочные работы руб./т    
Затраты на крепление груза и упаковку руб./т    

 

График, построенный по строкам 6 и 12 табл. 16 и представ­ленный на рис. 39, показывает, что при стоимости груза менее 31000 руб./т целесообразна доставка железнодорожным транс­портом. Более дорогой груз при данных условиях целесообразно доставлять автотранспортом. Груз стоимостью 31 000 руб./т в нашем примере можно доставлять и тем и другим видом транс­порта — полные приведенные затраты будут примерно равны.

 

 

Таблица 16

Выбор варианта доставки с учётом затрат на содержание запасов

Рис. 39. Зависимость между стоимостью 1 т груза и полными приведенными затратами при транспортировке груза на фиксированное расстояние (1 тыс. км) разными видами транспорта (сплошная линия — автомобильный транспорт, пунктир — железнодорожный транспорт)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.