Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика как составная часть теоретической экономики





Тема 1. Предмет и метод микроэкономики

 

1. Микроэкономика как составная часть теоретической экономики

2. Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики

3. Цель, задачи и содержание дисциплины

 

Для жизни человека необходимы различные блага – набор товаров и услуг, которые нужны, в соответствии с пониманием человека, для его жизни. В готовом виде (за некоторыми исключениями) таких благ в природе не существует. Их нужно сделать, затратив определенные усилия и преобразовав какое-либо имеющееся в природе вещество.

В этой связи принимаются решения о том, что производить, как производить и кому будут принадлежать созданные блага. Критерием ответа на первый вопрос, который точнее формулируется как «Какие потребности наиболее важны и в какой степени они могут быть удовлетворены?» выступает ценность блага для потребителя. Большей потребности соответствует готовность платить более высокую цену, поэтому в экономике устанавливается такая структура цен, которая отражает относительную ценность различных благ для всего общества. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, а, следовательно, и структура рыночных цен.

Проблему «Как производить?» можно разделить на ряд составляющих:

1) Как должны распределяться ресурсы между производителями?

2) Какие именно фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли?

3) Какие комбинации ресурсов (какую технологию) должны применять фирмы?

Правильные ответы опять заключаются в механизме рыночного ценообразования. Чем больше нужен какой-либо товар, тем выше его цена и прибыль от его производства. В свою очередь, более прибыльные фирмы готовы больше платить за ресурсы. Происходит регулируемый рынком приток ресурсов к фирмам, производящим более необходимые обществу товары и услуги. Выбор конкретной технологии определяется уже целью фирмы произвести товар как можно дешевле. Этот выбор в свою очередь зависит от цен на привлеченные для его производства ресурсы.

Ответ на вопрос «Кто должен получить блага, или как правильно распределить продукцию?» зависит от распределения доходов между экономическими субъектами в соответствии с ценами на ресурсы и количеством ресурсов, которым обладает каждый из них. Те, кто имеет большие доходы, получают и более значительную долю продукции.



Все компоненты, необходимые для создания жизненных благ (исходный материал, средства его обработки, труд и организаторские усилия), представляют собой экономические ресурсы. Они объективно носят ограниченный характер, что ограничивает возможности создания благ. Однако потребности людей безграничны. Следовательно, ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей – это две определяющие особенности экономической жизни людей, имеющие явную противоречивость. Отсюда возникает главная экономическая проблема – проблема ограниченности ресурсов и необходимости выбора, которая приводит к необходимости рационального (экономного) использования ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей людей в имеющихся условиях. Это – принцип рационального поведения любого субъекта рыночных отношений.

Проблема экономического выбора иллюстрируется следующим. Известно, что экономические ресурсы характеризуются их взаимозаменяемостью, т.е. один и тот же результат производства можно достичь при разном их соотношении. Отсюда очевидно, что ограниченные ресурсы предполагают их альтернативное использование. Чаще всего в микроэкономике рассматривается замещение двух видов ресурсов – капитала и труда.

На рис.1.1 уменьшение затрат труда равнозначно увеличению капитала с точки зрения влияния на получение заданного результата – одинакового выпуска продукции для всех комбинаций этих ресурсов, однако очевидно, что полностью заменить один ресурс другим практически невозможно (кривая взаимозаменяемости ресурсов не касается осей координат).

       
 
   
 


капитал

 

 

 
 


труд

Рис.1.1. Кривая заменяемости ресурсов

 

Максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов представляет собой производственные возможности общества. Так как ресурсы ограничены, то всегда ограничены и производственные возможности, и имеет место постоянная проблема выбора – что производить, а от чего отказаться. Эти рассуждения наглядно можно представить в виде графика (рис.1.2), который описывает ряд возможных наборов благ, которые можно получить, используя фиксированное количество ресурсов.

Кривая производственных возможностей (трансформации) – это совокупность точек, координаты которых обозначают возможные наборы продуктов, полученные от использования имеющихся ресурсов. Другими словами, это все возможные соотношения выпуска при полном использовании всех ресурсов. Любой другой набор будет обозначать либо недоиспользование ресурсов (если его координаты лежат левее кривой), либо принципиальную невозможность его достижения при данных ресурсах (если координаты его лежат правее кривой).

При построении данной кривой использовалось допущение неизменности количества ресурсов и эффективности их применения. Но в реальной действительности оба эти фактора переменны (они смещают кривую вправо или влево).

 

средства производства

 
 

 

 


предметы потребления

Рис.1.2. Кривая производственных возможностей

 

Кривая производственных возможностей одновременно иллюстрирует четыре фундаментальные положения экономики:

1) ограниченность ресурсов (на это указывает недостижимость комбинаций вне области кривой по ее определению);

2) необходимость выбора (так как кривая – это множество комбинаций благ);

3) наличие издержек упущенной возможности (это отказ от выпуска одного товара в пользу выпуска другого товара);

4) увеличение издержек упущенных возможностей (вначале для выпуска товара привлекаются более производительные ресурсы, затем – уже менее производительные, из-за чего по мере роста выпуска одного товара происходит отказ от все большего количества другого товара, что и прослеживается на рис.1.2.



Последний тезис связан с тем, что в микроэкономической системе ресурсы ограничены не абсолютно, а относительно. Т.е. это означает не то, что ресурса вообще не станет, а то, что по мере использования его нельзя получить на прежних условиях: рост привлечения ресурса в производство обойдется предприятию дороже.

На вопрос, как и с помощью чего решается проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов и альтернативности их использования, и призвана дать объяснение экономическая теория, или теоретическая экономика, которая является методологической, терминологической и инструментальной основой всех прикладных экономических дисциплин. В зависимости от предмета исследования она включает две сравнительно новые взаимосвязанные составляющие – макроэкономику и микроэкономику, которые конкретизируют общетеоретические положения ее главной основы – политической экономии.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.