Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Теория предельной полезности и поведение потребителя




Цель, задачи и содержание дисциплины

Рассмотренные выше вопросы позволяют однозначно сформулировать цель и задачи изучаемой дисциплины.

Цель дисциплины – формирование системы знаний по теории поведения потребителя, теории предприятия и рыночных структур, рынкам факторов производства.

Задачи дисциплины – изучение базовых положений микроэкономической теории; приобретение навыков использования инструментария микроэкономического анализа.

Блочно-содержательная схема изучения дисциплины представляет собой следующую логическую последовательность:

1) теория потребления, или поведения покупателя – изучаются предпочтения потребителей, особенности и характеристики процесса потребления, реакции на изменение цен товаров и своих доходов, теория взаимодействия спроса и предложения на основе равновесной рыночной цены;

2) теория предприятия, или производства и затрат – изучаются зависимости между динамикой объема производства и количеством потребленных ресурсов, виды и динамика затрат, проблемы достижения равновесия фирмы;

3) теория рыночных структур, или типы товарных рынков – изучается поведение фирмы в различных рыночных условиях конкуренции;

4) рынки факторов производства – изучаются особенности формирования спроса на производственные ресурсы, особенности функционирования этих рынков;

5) равновесие и эффективность рыночной системы – изучаются проблемы достижения общего равновесия в рыночных условиях, направления государственного регулирование внешних эффектов и общественного благосостояния.

Достаточно распространенным среди неспециалистов является отождествление микроэкономики с экономикой предприятия. В действительности, эти науки лишь частично пересекаются, т.к. обе изучают принятие решений предприятиями в своем рыночном поведении. Однако в этом смысле микроэкономика изучает поведение домохозяйств, потребительские предпочтения, спрос и предложение на рынке, оставляя без внимания вопросы организационного механизма принятия решений на предприятии, их организационные формы, финансово-экономические показатели, что изучается в курсе «Экономика предприятия».

Поиск ответов на три основных вопроса экономики дает возможность микроэкономике реализовать следующие функции:

1. Объяснение наблюдаемых явлений – отталкиваясь от принципа рационального поведения экономических субъектов;

2. Прогнозирование поведения экономических субъектов – отталкиваясь от экономических закономерностей (тенденций), сформулированных во время исследований.

Таким образом, микроэкономика во многом абстрактная наука, которая не призвана давать ответы на вопросы, например, «Как заработать и лучше потратить некоторую сумму денег?». Нельзя сказать также, что она полностью отражает реальную хозяйственную практику. Она лишь исследует основные черты функционирования рыночного хозяйства. Тем не менее, микроэкономика способствует формированию культуры рыночных отношений и экономического мышления.

 

Темы рефератов:

1. Развитие микроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки: школы и представители

2. Маржиналистская и классическая теории стоимости: различия подходов

3. Неоклассическое направление экономической теории (Альфред Маршалл)

 

Контрольные тесты:

1. Какое из положений не относится к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость ресурсов; д) ограничение потребления.

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство и численность занятых в экономике;

б) общий уровень цен; в) взаимодействие фирм в отрасли;

г) производство и динамику его цены отдельного товара.

3. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет логику теории или модели; б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает круг вопросов, включенных в анализ.

4. Предмет позитивного анализа в экономической науке – это:

а) то, что есть; б) то, как должно быть; в) тенденции развития;

г) оценочные суждения.

5. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в количестве, недостаточном для производства благ;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

6. Природное вещество является экономическим благом, если:

а) оно может быть употреблено без переработки;

б) процессу его потребления предшествует процесс его переработки;

в) оно имеется в неограниченном количестве.

7. Кривая производственных возможностей показывает:

а) степень взаимозаменяемости ресурсов;

б) степень удовлетворения потребностей;

в) выпуск товаров при полном использовании данных ресурсов.

8. Следствием проблемы ограниченности ресурсов выступает:

а) необходимость их взаимозаменяемости;

б) необходимость их эффективного использования;

в) необходимость ограничения потребностей;

г) необходимость наращивания производственных возможностей.

9. Предмет нормативного анализа в экономической науке:

а) то, что есть; б) то, как должно быть; в) то, что будет.

10. В курсе «Экономика предприятия» в отличие от «Микроэкономики» изучаются:

а) принятие решений экономическими субъектами;

б) организационные формы предприятий;

в) поведение домохозяйств и потребительские предпочтения;

г) финансово-экономические показатели деятельности предприятий.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

1. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения

2. Закон убывающей предельной полезности блага

3. Равновесие потребителя с кардиналистских позиций

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.