Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полезность в экономической теории и проблема ее измерения




Как экономическая наука микроэкономика занимается поиском ответов на основные вопросы, возникающие перед экономической системой. Прежде всего, это вопрос «что производить?». Для ответа на него необходимо изучить потребности людей, удовлетворение которых является конечной целью всякого производства и смысла деятельности любого производителя, ведь производить в рыночных условиях нужно то, в чем есть потребность. В этой связи необходимо исследование тех побудительных мотивов, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека как потребителя, что составляет теорию потребительского выбора в микроэкономике.

Потребительский выбор человека основывается на нескольких факторах – потребительские предпочтения, цены на товары и доходы потребителя. Ясно, что такой выбор полностью основывается на потребностях.

В теории поведения потребителя исходными категориями анализа являются нужда и потребность человека.

Нужда – это чувство, испытываемое человеком при отсутствии или недостатке того, что ему хотелось бы иметь (или: чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо). Человеческие нужды разнообразны и многочисленны (физиологические, социальные, личные). Если нужда не удовлетворена, человек ощущает дискомфорт, напряжение. Это подталкивает человека (а с другой стороны – фирму) к действиям с целью найти предмет удовлетворения нужды.

Потребность – это:

- та же нужда, но имеющая конкретные очертания в соответствии с культурой и особенностями личности человека;

- внутренние побудительные мотивы деятельности человека;

- такое состояние удовлетворенности, которое потребитель стремится сохранить, или состояние неудовлетворенности, которое он хотел бы изменить.

Потребность выражается в конкретных предметах, удовлетворяющих нужду.

Только при осознании собственных потребностей у человека возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму экономического интереса. Интерес выражает пользу, выгоду, реализуя которую субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность и саморазвитие.

Чтобы производить с выгодой для себя, предприниматель должен приложить некоторые усилия для поиска неудовлетворенных потребностей покупателей. Для этого необходимо изучение и анализ потребностей.

Все многообразие человеческих потребностей можно объединить в группы. Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся классификаций.

1. По субъектам – конечные и промежуточные потребности.

Конечные потребности – это потребности самого человека (личные). Промежуточные потребности – это потребности хозяйственных структур (производственные), удовлетворение которых служит созданию товаров и услуг, направляемых на удовлетворение как промежуточных, так и конечных потребностей.

2. По происхождению – первичные и вторичные.

Первые являются по своей природе физиологическими. Вторые по своей природе психологические. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются по мере приобретения жизненного опыта.

Удобнее начинать анализ потребностей человека с описания их иерархии, выявленной медиком и психологом А. Маслоу (5 групп). Первую группу составляют физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания (дыхание, питье, еда, тепло). Человек стре­мится к тому, чтобы не испытывать нужду, которая угрожала бы его жизни. Если эти простейшие потребности удовлетворены, подобные желания отпадают. После исключения непосредственной угрозы жизни чело­век желает безопасности. Это означает, что как потребитель он ориентируется на ее обеспечение. Когда он чувствует себя защищенным, то отпадает и эта потребность.

Следующие ступени потребностей – высшие. К ним относятся: стремление принадлежать к определенному кругу людей (родствен­ники, друзья, знакомые), ощущать их поддержку (социальные потребности). За этим следует желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих. Наконец, высшую ступеньку на этой лестнице потребностей образует стремление человека реализовать свои потенциальные возможности и расти как личность, т.е. потребность в самовыражении.

Обычно следующая, более высокая потребность удовлетворяется лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие.

Все эти потребности могут быть удовлетворены различными товарами и услугами (в микроэкономике их называют обобщенно – блага). В микроэкономической теории маржинализма все многообразие благ разделено на экономические и неэкономические блага.

Неэкономические блага (свободные блага) – те, что имеются в неограниченном количестве для данных условий.

Экономические блага – относительно редкие блага, т.е. имеющиеся в ограниченном количестве для данных условий, которые, соответственно, имеют какую-либо цену.

В дальнейшем в микроэкономическом анализе под благами подразумеваются только экономические блага.

Какими же критериями руководствуется человек, определяя последовательность потребления благ? Он стремится удовлетворить вначале те потребности, удовлетворение которых принесет ему наибольшую полезность (по его мнению). Таким образом, понять полезность блага можно, изучая его способность удовлетворять вполне определенную потребность. Сложность в том, что одно и то же благо может удовлетворять множество потребностей.

Полезность – это степень удовлетворения потребности благом. Между полезностью блага и потребляемым его количеством существует тесная обратная связь.

Эта категория лежит в основе теории предельной полезности, с точки зрения которой обмен происходит именно на основе полезности, а не затрат труда. Затраты труда на производство благ осуществляются только потому, что люди испытывают потребность в этих благах.

Различают общую и предельную полезность благ.

Общая полезность (англ. – total utility) – удовлетворение, получаемое от потребления определенного количества блага. Это сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага:

, (2.1)

где ui – полезность i -той единицы блага;

n – количество потребленных единиц данного блага.

 

Предельная полезность (англ. – marginal utulity) – это характеристика полезности последней части блага (т.е. дополнительная), имеющейся в распоряжении потребителя. Это прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы блага:

, (2.2)

 

или в общем виде

. (2.3)

Из формулы (2.3) видно, что предельная полезность зависит как от важности потребности, удовлетворяемой этим благом, так и от количества (редкости) этого блага.

Очевидно, что между полезностью, согласно ее определению, и количеством потребленных продуктов существует некоторая функциональная связь. Ее отражает функция полезности – соотношение между объемами потребленных благ и уровнем общей полезности, которого достиг потребитель от их потребления:

, (2.4)

где Q1, Q2, Qn – объемы потребления различных благ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.