Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология культуры

Лекция 5

 

План

 

1. Понятие культуры в социологии.

2. Структура и динамика культурных процессов.

3. Типология культуры.

 

Цель данной лекции – рассмотреть важнейшую составляющую социальной жизни – культуру.

В начале речь пойдет о проблеме понятия культуры вообще, а затем остановимся на её социологическом понимании.

1.Фундаментальное, ключевое понятие "культура" имеет для обществознания и социологии, в частности, такое же огромное значение как, "эволюция" для биологии или "гравитация" для астрофизики. Культура есть продукт, результат деятельности всей истории общества, а общество – творец культуры. Вместе с тем мало понятий, которые обладали бы такой многозначностью, размытостью очертаний, неопределенностью, и в то же время так широко и по-разному употребляемых. В научной литературе существует свыше трехсот дефиниций (определений понятия) "культура", и процесс изобретения новых не прекращается. Мир культуры настолько многообразен, а функциональность понятия настолько широка, что каждое употребление термина "культура" требует смыслового уточнения, а именно, в каком контексте он употребляется, на какую познавательную цель ориентирован. Ряд понятий выполняет своё функциональное назначение до тех пор, пока мы их используем в рабочем порядке, но когда фиксируем и начинаем анализировать, то они буквально "расползаются" во множестве новых логических связей. Социология в теории - это краевое знание, где границы очень подвижны, и всё обществознание напоминает причудливую, многоцветную картину художника - абстракциониста. Почему мы это подчеркиваем? Да потому, что культура - это не только теория среднего уровня (как пишут в некоторых учебниках), а основная составляющая общественной жизни.

Выделим некоторые подходы к определению понятия "культура".

Большинство людей живут по принципам "здравого смысла", руководствуясь тезисом, что практично, то и научно, а что безупречно логично, может быть на практике утопично. Например, ленинизм в российской истории. Так называемое обыденное сознание – это сплав истины заблуждений, разума и предрассудков, достоверных чувств и иллюзий.

В обыденном сознании культура предстает как нечто нормативное, образцовое в сочетании с оценочной характеристикой форм внешнего поведения человека. Зачастую культуру отождествляют с образованностью, интеллигентностью, хотя, на наш взгляд, интеллигентность – категория сугубо этическая.

В практической жизни слово "культура" применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений по условной шкале от низшего к высшему. Например, культура семейных отношений, культура речи, культура труда и т.д.

Иногда словом "культура" отделяют городской уклад жизни от сельского, патриархального. Чиновники употребляют собирательный термин "культура" для обозначения совокупности учреждений, находящихся на бюджетном финансировании и т.д.

Философы, этнографы и антропологи XIX в. (последние Э. Тайлор и Л.Г. Морган) заложили основы научного анализа культуры. Философия (Г. Гегель, Ф. Ницше) составляла теоретическую базу, а этнография и антропология давала эмпирический материал культурного состояния архаических сообществ. Так родилась социальная культурная антропология, которая в середине XX в. перерастает в культурологию. Предмет культурологии – генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни в исторической типологии. Культурология, изучая процессы сохранения, обновления и трансляции культуры, стремится создать "код", построить "генетику" культуры, которую она рассматривает либо как целостный феномен, либо как составные части.

Целостный анализ социологического знания (как отношений, структур институтов) и культурологических концепций формирует междисциплинарную область социологии культуры, которая ставит целью раскрыть связь между ценностно-смысловым содержанием общественной практики, принципами самопознания, строением целостной духовной деятельности, с одной стороны, и социальными институтами, структурой общества, с другой, применительно к разным этнонациональным системам, областям общественной практики и конкретно-историческим областям [16]. Таким образом, социолог культуры идёт от абстрактных определений к конкретным отношениям и институтам, эмпирически их интерпретируя через количественные характеристики (статистические данные, результаты опросов и интервью, контент-анализа текстов и т.д.).

Культурология изучается отдельным курсом и в данном случае важно в какой-то мере показать её предмет. "Культура" принадлежит к числу таких понятий, содержание которых лучше понять, если сопоставить с другими понятиями, такими же ёмкими, универсальными, поливариантными и многоаспектными. Например, "человек", "цивилизация", "общество" и т.п. Культура и человек – понятия не разделимые, т.к. человек создает культуру и она в нём живет, но и люди могут сообща жить только в культурном пространстве. Таким образом, в основе формирования общества и его культуры лежит опыт совместной деятельности, но результаты деятельности могут быть разными, например, гильотина и сотовый телефон. Хотя оба изобретения - факторы культуры, но их конструктивный анализ возможен разве что через теорию цивилизаций. Точно так же один человек может заниматься донорской, а другой преступной деятельностью и результаты (опыт) будут различными.

 

Поэтому понятия "культура", "цивилизация", "общество" взаимодополняющие, но не тождественные. Все, что направлено против человека, его жизни, физического и нравственного здоровья, не может быть отнесено к культуре, содержание которой восходит к первоначальному значению слова (культура – возделывание, обрабатывание). Культура – это не все, к чему прикасались руки и разум человека, а лишь "человеческое" в цивилизации. Это будет аксиологический (ценностный) подход к понятию культура. Но как быть с негативным, деструктивным, угрожающим? Выразить через оппозиции типа "культура-вандализм", "культура-невежество" или через специально вводимые термины "квази", "псевдо", "субкультура", "контркультура" и т.п. Об этих понятиях речь пойдет в разделе типология культуры.

Можно сделать вывод, что ценностный подход в понимании культуры неправомерно раздувать, но и отбрасывать недопустимо. Под культурой необходимо прежде всего понимать позитивный жизненный и производительный опыт множества людей, представленный в духовных образах (лидеры, герои, "святые") и в символах (искусстве, языке, письменности и т.д.). Этот подход применим при рассмотрении культуры как феномена (её форм, проявлений, граней), как меры человека", мерила его восхождения к идеалу, реализации сущностных социальных сил и т.п.

Помимо аксиологического (ценностного) подхода применяется и другой - нейтрально-ценностный, который называется дезаксиологическим. Ряд социологов считают, что термин "культура" утратил свой прежний элитарный (и вообще любой оценочный) смысл. Они полагают, что любое общество вырабатывает специфическую культуру. Для учёного не может быть некультурных обществ. Каждый член общества существует в пространстве организованном культурой. Любое общество может существовать лишь как общность социокультурная, как упорядоченный социокультурный мир.

В качестве вывода подчеркнем, что культура – это инструмент внедрения и поддержания определённого социального порядка, а общество - культурно-структурированный и упорядоченный мир человека. Пространство и время приобретают структуру только благодаря культуре.

Таким образом, концептуальных подходов к проблемам культуры множество: ценностный (аксиологический), дезаксиологический, семиотический, который обращает внимание на коммуникационную и символическую природу культуры. В данном случае культура рассматривается как система знаков (в любом материальном выражении: слова, рисунки, вещи и т.д.), принятых для управления поведением, интеграции индивидов в социокультурное пространство.

Антропологический подход применяется при изучении обычаев, традиций, ритуалов. При таком подходе культура предстает как выражение сущности человека, как мера его собственного человеческого развития.

Представители структурно-функционального метода в социологии рассматривают культуру как систему структур и функций по обеспечению жизнедеятельности человека через сложившиеся социальные институты. Кроме перечисленных могут применяться и другие подходы. На наш взгляд, наиболее адекватным будет деятельностный подход.

Если мы в центр культуры поставим самого человека с его фундаментальной характеристикой – деятельностью, то такое определение будет лучше других выражать сущность культуры. Другие подходы "работают" лишь частично, высвечивая отдельные грани, ценности. Например, культура речи лучше хамства, но это и так на поверхности. Человек - основа всей социокультурной проблематики. Человеческое проявление - это его активная, целенаправленная, содержательная и преобразующая деятельность. А деструктивность, апатия, распад и бессилие зачастую бывают равноценны смерти.

Большинство аналитиков - культурологов считают, что в самом общем смысле культура может быть определена как целостный, устойчивый способ организации и развития человеческой деятельности. Более детально культуру можно определить как систему ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, как совокупности способов и приёмов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Это не самое лучшее определение культуры, но оно позволяет выразить культуру через всё многообразие человеческой деятельности. Культура - это весь окружающий нас социальный мир, который практикуется человеком в соответствии с его интересами, ценностями и изучается сквозь призму социальных отношений, структур, институтов. Деятельностный подход аккумулирует выше перечисленные подходы.

2. Второй вопрос лекции рассмотрим с позиции основных структурных элементов культурной деятельности людей, которая содержит ценностные и функциональные аспекты. Перечислим хотя бы основные функции культуры:

1) адаптивная, благодаря которой обеспечивается взаимодействие людей со средой существования;

2) социализации – как усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризация;

3) информационная – как социальная память человечества;

4) гуманистическая, творческая - культура выступает как важнейшая характеристика человека, проявление его сущностных сил;

5) накопление знаний о мире и о человеке в науке, искусстве, морали, философии заключается в познавательной (гносеологической) функции;

6) ценностно-ориентационная - культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что нет, что должно, что - нежелательно;

7) социальное общение, адекватность взаимопонимания обеспечивает коммуникативная функция;

8) семиотическая (знаковая) - культура вырабатывает знаковые системы, язык, выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру;

9) являясь средством контроля и самоконтроля (на основе писанных и неписанных законов), культура выполняет регулятивную (нормативную) функцию;

10) отвечая потребностям человека в эмоционально-эстетическом наслаждении, компенсации душевных сил, культура реализует рекреативную функцию;

11) образовательно-воспитательная, тесно связана с функцией социализации.

Функции культуры, рассматриваемые через культурную деятельность, предстают как структурные элементы, пласты, срезы культуры.

Коммуникативному срезу культуры присущи такие элементы, как разнообразные языки культуры. Особенно велика роль лингвистического языка, устной и письменной речи. Этнолингвист Б. Малиновский рассматривал язык как один из важнейших факторов формирования культуры, язык – предпосылка культуры, а не её результат. Социальному статусу индивида соответствует культурно-речевой. Носителями такого статуса выступают речевые общности - большие социальные группы. Эти идеи развивал американский этнолингвист Э. Сепир, рассматривая язык как своеобразный путеводитель по предыдущим этапам культурного развития народа.

Социолог-лингвист М. Фуко (теоретик постмодернизма) в своей известной работе «Слова и вещи» выдвинул новый подход к языку и ввел понятие «эпистема» – глобальная духовная структура, в первую очередь языковая, организующая все проявления жизни. Каждая историческая эпоха вырабатывает свою эпистему. Автор этого подхода выделяет пять эпистем – античную, средневековую, возрожденческую, просветительскую и современную.

В современном «обществе масс» власть опирается не на силу, как раньше, а на манипуляцию сознанием, превращая язык в орудие господства. Но если происходит разрыв между словом, делом и вещью, то идет процесс формирования «антиязыка» («новояза»). Так, грузинские власти, используя методику США, открытую войну и геноцид против осетин и абхазов называли «наведением конституционального порядка». Точно так же агрессию против Ирака американцы называли «борьбой с терроризмом». «Семантическая атака» идет и на русский язык. В средствах массовой информации пестрят слова без корней, разрушающие смысл речи «Электорат» – вместо «избиратели», «киллер» – вместо «убийца», «лидер» – вместо «руководитель» и т.д. Стремительное развитие информационных технологий, глобализирующиеся системы масс-медиа усиливают разрыв «слова» и «вещи», мистифицируют массовое сознание, порождают иллюзии и мифы.

Кардинальные изменения социокультурной ситуации отразил в своей теории гиперреальности Жан Бодрийар. Модные словечки, оторванные от социальной реальности, превращаются в симулякры, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной. В мире симулякров человеческая жизнь становится пустой и бессмысленной, а обществе нарастают нестабильность и дезорганизация. Субъект оказывается в полной зависимости от гиперреальности.

Семантический срез культуры содержит в качестве элементов духовные ценности, смыслы и значения, знаки и символы. Знаком в культуре может быть созданный или обработанный человеком объект (артефакт), несущий культурную информацию. Вся социальная среда – это сплошная цепь знаковых систем.

Культурный знак становится символом, если его содержание "отрывается" от замещающего предмета, наполняясь новым значением.

Важнейшим элементом культурного пространства является нормативно-эталонный. В этой единице культуры выражаются её самобытность, устойчивость или изменчивость. Ядро нормативно-эталонного элемента культуры выражает культурная норма, которая выступает определённым стандартом поведенческой и духовной активности представителей конкретной культуры. Нормы пронизывают все многообразие видов человеческой деятельности и активности. В хозяйственной культуре это определенные стандарты трудовых операций, принципы трудовой морали, в духовной сфере – ценности, правила творчества, жизненные идеалы. В одних сферах культуры эти стандарты более устойчивы и образуют "культурные образцы" (паттерны), а в других, например в искусстве, подвижны, инновационны. Инновации, поддержанные основной частью населения, могут стать нормой.

В ядре нормативно-эталонного элемента культуры можно выделить более дробные единицы: обычаи, традиции, ритуалы, обряды и т.д.

Социальные нормы обеспечивают предсказуемость и общепринятость поведения. Если человек вступает в отношения, не урегулированные социальными нормами, последствия могут быть непредсказуемыми (в последние годы в России часто употреблялось слово «беспредел», которое описывает именно такую ситуацию.

Вместе с тем даже правильные нормы необходимо закрепить с помощью общественных санкций и придать им легитимность через соотнесение с ценностями (добро – зло, красиво – безобразно и т.д.). Благодаря ценностям нормы выводятся за уровень повседневности. Ценностная система является более широким контекстом, в котором размещаются традиции и нормы, получая определенное обоснование, приобретая определенный (свой в каждой культуре) смысл. Ценности культуры сохранят стабильность, но в период резких социальных перемен меняются. «Штурм символов» – неотъемлемая составная часть всех современных перестроек. Кардинальные рыночные реформы 90-х гг. в современной России П. Бурдье назвал «символической революцией». По инициативе реформаторов предпринимались попытки полной ревизии истории России ХХ в. Хотя главные позитивные символы отечественной истории из массового сознания вытеснить не удалось, кризис многих ценностей болезненно отражается на современном российском обществе. Прежде всего деформировались ценности труда: молодежь не желает идти на работу на заводы, устремившись за юридическими и экономическими образованием. Размытые ценности производительного труда стали основой для создания криминальными элементами финансовых пирамид.

Вместе с тем твердолобая приверженность «незыблемым ценностям» может играть реакционную роль. Американская администрация и значительная часть общества, демонстрируя верность принципам американизма, потерпели в последние годы историческое поражение.

Перечисленные выше единицы включают в себя другой, более обширный информационный элемент культуры. Он связан в первую очередь со знанием об окружающем мире. Научная картина мира, которой обладает человек, уменьшает неопределенность в понимании действительности субъектами культурной активности. Из обширной научной информации каждый народ выделяет наиболее значимую и вырабатывает своё отношение и оценки к ней.

Современная культура в значительной степени обусловлена массовым распространением компьютеров и информационных технологий, что позволяет воздействовать на индивидуальное и массовое сознание. Это информационное воздействие имеет противоречивый характер.

С одной стороны, компьютер – это универсальное средство труда, освобождающее человека от рутинных операций, повышающее эффективность деятельности, а с другой стороны, компьютер отучает человека мыслить. Так, студенты в изучении истории берут «ключевые» слова из эпохи и составляют виртуальную программу, далекую от действительности. Ключевое мышление – это результат компьютеризации. Происходит процесс создания информационных фантомов, подменяющих реальность и формирующих компьютерных «людей-маугли», обладающих особым типом социального поведения. Таким образом, техногенная культура таит в себе глубокие противоречия.

Элементы культурной деятельности людей значительно различаются между собой, однако начиная с XIX в. предпринимались попытки создать универсальную модель культуры, но они пока не увенчались успехом.

Наиболее удачно сформировал фундаментальные характеристики культуры американский антрополог Дж.П. Мердок. Их можно свести к следующим рассуждениям:

1) Любая культура передается посредством научения, т.е. она не является чем-то врождённым.

2) Культура всегда прививается воспитанием.

3) Культура социальна, т.е. она разделяется людьми, живущими в организованных коллективах, и сохраняет своё единообразие под воздействием социальных факторов.

4) Культура по преимуществу идеационна, т.е. групповые привычки в значительной степени во многих случаях вербализованы как идеальные нормы или паттерны поведения.

5) Культура всегда обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе.

6) Культура адаптивна, т.е. она приспосабливается к природной среде, к биологическим потребностям человеческого организма, к социальной среде соседних народов.

7) Культура интегративна, т.е. она образует согласованное, интегративное целое (см.: Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры //Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 49-55).

Как уже отмечалось выше, культура подвержена постоянным изменениям. Для объяснения динамики культуры необходимо учитывать типы культурных изменений на разных этапах исторического и социального развития; факторы культурной динамики – причины, источники, движущие силы данных изменений и формы культурных изменений, т.е. содержание, интенсивность и направленность культурных процессов.

Социологи-эволюционисты XIX в., взяв за эталон западноевропейский тип культуры, рассматривали ее как линейно-поступательный процесс от простого к сложному, в соответствии с исторической периодизацией. Таким образом, можно говорить о культуре первобытного общества, культуре Древнего мира, культуре Средних веков и Нового времени. У разных народов рассматривалась модификация типов: архаическая, традиционная, культура современного типа. Цивилизационная методология позволяет традиционные и современные типы подразделять на более дробные единицы. Так, традиционная культура включает в себя землепашенную, водно-земельную, скотоводческую кочевую, скотоводческую оседлую и т.д.

Взаимодействие исторических типов культуры помогает понять эволюцию общества, выявить диахронность (последовательность) и синхронность (одновременность) культурных процессов. Так, культурное пространство современной России - это синхронное существование исторически разнотипных культур – культура народов Севера, Сибири и урбанизированно-индустриальных центральных регионов страны.

Перечислим основные факторы культурных изменений. В первую очередь это природно-ресурсный, определяющий хозяйственную деятельность, развитие производительных сил и образ жизни.

Культурные формы имеют различную плотность размещения на территориальном пространстве, т.е. культурная периферия имеет другой темп социального развития.

Важнейшим фактором динамики культуры является развитость, совершенство социальных институтов, т.е. одни могут ускорять, а другие замедлять культурные процессы.

Применительно к культуре социологи используют термины: диффузия, преемственность, релятивизм, этноцентризм и др., которые характеризуют фактор взаимодействия разных культур.

Идеи, ценности, идеологические концепции, религиозные программы играют роль мощного духовно-идейного фактора динамики культуры.

В современных условиях возрастает роль фактора рационального исследования и управления культурным процессом, хотя для культуры характерен режим самоорганизации.

Формы культурной динамики отличаются большим многообразием, т.к. они являются проявлением результатов, интенсивности, содержания социальных процессов. Изменения в культурной практике обобщенно можно назвать круговыми, волновыми, циклическими, прогрессивными и регрессивными. Культурные перемены (по схеме «туда-обратно») получили название маятниковых или инверсионных. Вполне уместно говорить о культурном застое, взрыве и упадке, а также о культурном кризисе, катастрофе и деградации.

Необходимо подчеркнуть, что в форме культурной динамики мы фиксируем количественные и качественные изменения культурного пространства.

Ряд социологов проблему динамики культуры решают через призму основополагающей дихотомии «традиционность – модерность», которая сейчас сменяется новой дихотомией – «современность – постсовременность».

В культуре традиционного общества преобладают партикумяристские (штатные) ценности и нормы, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность. Человек традиционной культуры ориентирован на лояльность к группе, конформность в поведении. Таким образом, культура традиционного общества – это культура локальных, местных, относительно изолированных общностей типа этносов.

Западное индустриальное общество с культурным универсализмом породило культуру модерна. Это культура индивидуального достиженчества. Индивид в этой культуре ориентирован на индивидуальную рациональную деятельность, всеобщую (а не групповую) интеграцию и идентичность (классовую, гражданскую). Человек модерновой культуры ориентирован на личное, независимое и автономное существование, на ценности свободы, рациональности, предпринимательства, успеха. Для культуры западного общества эпохи модерна характерна вертикальная, иерархическая центр-периферическая структура.

Социокультурные трансформации в середине 50-х гг. ХХ в. привели к распространению постмодернизма, который возник как художественное явление в области архитектуры, скульптуры, живописи. В 80-е гг. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством общетеоретических подходов. В социологии получили известность теоретики постмодернизма Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Бодрийар. Постмодернизм – это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания.

Возникнув на Западе постмодернизм получил широкое распространение и неоднозначную оценку. Некоторые его считают вирусом, разлагающим современную культуру, т.к. функции интеллектуалов теперь выполняют агенты рынка и массовой культуры. Постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. Это признание многообразия и равноценности любых культурных форм, конец «гегемонистской» культуры, продуцируемой интеллигенцией в Центре и транслируемой на периферию.

3. Перейдем к рассмотрению третьего вопроса лекции.

Множественность определений понятия "культура" дает основание для нескольких подходов к типологии культуры. Каждая типология строится по какому-то одному исходному принципу. Отметим некоторые типологические подходы:

1) исторический, предполагает деление культуры по типу общества, т.е. античная, средневековая, буржуазная, современная культура;

2) самый распространенный подход - это типология по видам: материальная и духовная культура, хотя здесь много условностей;

3) динамический, функциональный взгляд на культуру позволяет выделить в ней общую (обыденную) и специализированную (профессиональную);

4) по субъекту, носителю культуру подразделяют на личностную, групповую, национальную, культуру общества;

5) по содержанию можно выделить светскую, религиозную культуру;

6) возможна типология культуры и по способу социализации и отношению человека к другому человеку.

Самый распространенный подход к построению культуры - это разделение ее на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя все результаты и предметы культурной практики, материальные объекты деятельности людей, инфраструктуры общества (коммуникации, информационные сети и т.д.). Духовная культура общества – это вся совокупность духовных ценностей - образов, представлений, оценок, символов, связанных с историей, религией, искусством. Эти ценности имеют приоритетную значимость во всех социальных отношениях в обществе.

Рассмотрение культуры как совокупности горизонтальных исторических пластов дает основание выделить в ней феномены народной, массовой и элитарной культуры. Определить четкие границы народной культуры практически невозможно. Это собирательное понятие, которое характеризует культуру по происхождению и объекту воздействия на основе этнических, ценностно-нормативных традиций.

В народной культуре проявляется осознание человеком принадлежности к своему народу, адаптация к народным традициям и обычаям.

В эпоху становления индустриального общества, когда обыденная традиционная культура оказалась не в состоянии выполнять функции социализации, адаптация индивида в новые, например урбанизированные, условия, родилась массовая культура. Новая социокультурная практика, связанная с трудом, бытом, досугом, средствами массовой информации и потребительским спросом, вызвала массовое производство особых культурных продуктов с товарными свойствами. Эта культура, созданная профессионалами, рассчитана на самые широкие слои общества с усредненными вкусами, лишена этнонациональных признаков, идейности и интеллекта. Подверженная коммерции массовая культура, создала индустрию рекламы, шоу-бизнеса, поп-музыки, созерцательного туризма.

С появлением Интернета пространство массовой культуры еще более расширилось и борьба с ней практически невозможна.

До ХХ в. народной культуре противопоставлялась элитарная. В настоящее время элитарная культура противопоставляется массовой – реакция на её обыденность и утилитарность. Элитарная культура присуща художественной интеллигенции, аристократическим слоям общества и остается чуждой и непонятной для индивидов с низкими культурными стандартами.

По роли и месту в общественной жизни различают культуру доминирующую, субкультуру, контркультуру и антикультуру.

Доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура - часть общей культуры, присущая различным социальным группам (возрастным, профессиональным, территориальным и т.д.). В этом плане можно говорить о рыцарской, дворянской, буржуазной культурах. Элитарную культуру тоже можно считать субкультурой. Широко известна специфика городской, сельской, молодежной субкультур.

Молодежные субкультуры часто рассматривают как девиантные, выражающие некоторую степень оппозиции господствующей культуре. Они развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием «общества потребления», создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Они сосредотачиваются в большей мере на дружбе и группе.

Любая субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, религия, этническое происхождение. Поэтому можно говорить о субкультуре пожилых людей, о субкультуре спортсменов, одиноких людей, о криминальной субкультуре и т.п.

В 60-х гг. ХХ в. в связи с возникновением движения «новых левых» появился термин «субкультура», который характеризовал людей с новыми культурными идеями, новыми моделями семейной жизни, новыми стратегиями поведения.

Контркультура - это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находясь в конфликте с господствующими ценностями. Наличие контркультур обусловливает «финализм» культурного процесса, т.к. они стремятся занять место доминирующей, и это – феномен культуры может быть позитивным.

В отличие от контркультуры антикультура направлена на разрушение культуры и всегда деструктивна.

Завершая лекцию, следует подчеркнуть, что изучение культуры, закономерностей её функционирования и развития, исследование типов и функций культуры углубляет наше знание об обществе, особенностях его структурирования, стратификации, объясняет направленность жизнедеятельности той или иной социальной системы, раскрывает специфику социального взаимодействия.

Список литературы

Бенхабиб С. Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру: пер. с англ. / С. Бенхабиб; под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2003.

Боронникова Г.А. Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества / Г.А. Боронникова; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2006.

Глобализация и мультикультурализм: моногр. / П.К. Гречко и др.; отв. ред. Н.С. Кирабаев. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2005.

Голицын Г.А. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции: информ. подход / Г.А. Голицын, В.М. Петров. М.: URSS: КомКнига, 2005.

Ирхин Ю.В. Социология культуры: учеб. для вузов / Ю.В. Ирхин; Рос. акад. службы при Президенте РФ. М.: Экзамен, 2006.

Карцев Л.В. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л.В. Карцев, Ю.В. Шабалина. М.: Дашков и К, 2007.

Квасова И.И. Социология культуры: учеб. пособие / И.И. Квасова. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005.

Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: учеб. пособие / Г.М. Кузицын; Перм. гос. техн. ун-т. 2-е изд., испр. и доп. Пермь, 2002.

Матецкая А.В. Социология культуры: учеб. пособие / А.В. Матецкая; Ростов. гос. пед. ун-т, каф. социологии и политологии. Ростов, 2006.

Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие для высш. учеб. заведений по гуманит. специальностям / Л.И. Михайлова. 3-е изд., доп. М.: Дашков и К, 2006.

Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие для вузов / Э.А. Орлова. М.: Акад. проект, 2004.

Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии / Д.К. Танатова. – 2-е изд. М.: Дашков и К, 2006.

Сусоколов А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию / А.А. Сусоколов. М.: Рус. панорама, 2006.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная динамика и типология личности | Проблемы признания поступка девиантным
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.