Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции 2.0«Активные» методы обучения

 

План лекции

 

1. Актуальность

 

2. Цель лекции (вопросы):

2.1. Определить понятия «активные методы» обучения проблемные и поисковые, а также подходы: развивающий, контекстный, андрагогичский, подходы, становится сегодня базовыми

2.2 Рассмотреть формы «активные методов»: семинар, дискуссия, деловые игры, разбор практических ситуаций, групповые упражнения.

2.3. Рассмотреть метод критического обучения Критическое мышление - как инструмент формирования мышления.

 

 

3.Технологии обучения:

1.Лекция,

2.Привлечение к обсуждению студентов, их прежних знаний и опыта.

3.Образное представление темы.

 

4 Приемы формирования мышления:

 

- введение новых понятий (определений);

- сравнение, сопоставление, обобщение, абстрагирование («Яблоко» - проблема);

- наглядность, образность

- ассоциации уровней образования: «врач»- «медсестра»,

- мультфильмы,

- стихи, пословицы, поговорки, притчи.

 

ВИДЕО:

1. мультфильм «Двое из ларца» («Сказка о золотой рыбке»)

2. фрагменты мультфильма: «Палочка – выручалочка» (Заяц и Ежик: «Заяц – болото» - опыт – «контекстное обучение».

- «Золотой ключик»: Буратино

3. презентация РКМЧП;

 

СХЕМЫ:

- схема: «Структура образования» (раздаточный материал);

- схема: «Сколько голов – столько умов», «В каждой хатке – свои порядки», «В каждой избушке – свои погремушки».

 

1. Актуальность темы.

 

Новые требования к высшей школе, как международные, так и внутренние, учитывающие специфику российского общества, требуют расширения роли высшей школы и совершенствования технологий обучения. В частности, применение активных форм обучения.

 

При этом активные методы обучения, проблемные и поисковые, а также подходы: развивающий, контекстный, андрагогичский, подходы, становится сегодня базовыми.

 

Их реализация в групповой и индивидуальной формах бучения должна дать результат.

 

***

 

Отметим некоторы е тезисы, которые в целом раскрывают необходимостьь применения и использования активных методов обучыениея.

 

Тезис 1. « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б.Шоу

 

Тезис 2.

Фраза: « Я слушаю – и забываю»

«Я вижу – и понимаю»

«Я делаю - и запоминаю»

 

Тезис 3 «Тело, трудящееся над делом, удерживает при себе мысль»

«Дело есть якорь для мысли»

«Деятельное, премудрее знательного и говорительного…»

 

Доротолюдие. Т.2.с.222

 

Тезис 4.

«Тот кто читает сам – подобен жнецу, а тот который слушает читающего, - человеку, собирающему оставшиеся на поле колосья»

«Путь умнаго делания» с.681

 

Тезис 5.

«Учить тому, что знешь сам – несложно,

Но есть на свете место чудесам,

Кода учить, и научить – возможно,

Чему-то большему, чем знаешь сам…»

 

***

 

 

2. Проблемы активизации познавательного процесса

 

Объем программного материала в высшей школе достаточно высок. Вот почему, основной формой подготовки будет самостоятельная работа. С этой целью целесообразно обсудить раздел «обучение учению». В нем рекомендуется (целесообразно) рассмотреть следующие вопросы:

а) мотивации и саморазвития личности: личностный профессиональный рост, понятие личных ресурсов и ограничений, средства самоорганизации личностного роста: личные цели, индивидуальные планы развития, средства самопознания (тестирование), индивидуальные планы личной работы и т.д.;

б) основы эффективной самоорганизации учения: рациональные приемы работы на лекции, основы техники конспектирования; использование схем, опорных тезисов, условных обозначений как эффективных средств и методов учебной работы; рекомендации по подготовке рефератов, выступлений; приемы планирования и организации самостоятельной работы и самоконтроля учебной деятельности.

 

Краткость общения студентов с преподавателем и высокие требования к подготовке специалиста, заставляют искать новые подходы к активизации обучения.

 

Следует учитывать отличие в мотивации у «взрослых» (лица, проходящие переподготовку или получающие второе высшее образование) и «детей» (после школы, лицея и т.д.). Она обусловлена особенностями потребностей и, соответственно, целей каждой из групп. «Взрослые» осознают свои потребности в обучении, в отличие от студентов со школьной скамьи («дети») за которых преподаватель принимает решение, как по содержанию, так и по последовательности обучения, формам и методам. «Дети» учатся «впрок», то есть, отдаленно представляя как будут использованы и востребованы получаемые знания. Взрослые имеют опыт (знания, полученные из опыта) как результат ранее полученного образования и обучения, так и из своей практической работы. «Дети» такого опыта не имеют.

Если процесс познания рассматривать по этапам: «ощущение – восприятие - представление (распознавание, узнавание) – понятия - суждения – умозаключения», то у студентов очень часто слабо сформирован понятийный аппарат по предмету. Они его очень часто знают на уровне «представлений» («Ой, узнал!»). Чтобы перевести его на уровень «суждений» (это как раз и есть разбор практических ситуаций, деловые игры и т.д.), необходимо пройти этап формирования «понятий» (определения). Этот этап «понятий», в значительной степени, должен бы формироваться, на этапах самостоятельной подготовки, а также на предыдущих этапах обучения по смежным управленческим дисциплинам. Проверка показывает невысокий уровень «остаточных» знаний. Для «взрослых», вероятно, по причине занятости на основной работе, у «детей» по причине отдаленного представляя о том, как будут использованы и востребованы получаемые знания. Приходиться восстанавливать некоторые положения смежных управленческих дисциплин, на которые тратится время. В то же время, изучение курса в отрыве от такой «почвы» не даст хорошего результата.

Снижение мотивации в обучении обусловлено, в том числе, фактором «отсроченности» применения знаний, который обусловлен как особенностью самого человека, так и условиями его практической деятельности. Однако, эту особенность надо знать, доводить до слушателей с целью управления им волевым усилием.

Иллюстрацией к этой «отсроченности», может служить приведенный ниже рисунок. Суть заключается в следующем: рассматривается интерес человека к себе и событиям в осях «социального времени» и «социального пространства». Оказывается, что этот интерес лежит в ближней зоне. Обучение и его результаты будут себя проявлять в «дальней зоне», интерес к которой пока отсутствует.

 

Социальное пространство (место, расстояние)

Гондурас

Интерес

Государство

Область

 
 


Город

Район

Работа

Дом

 

День - неделя - месяц - год – 5лет –10лет … Социальное время

 

На схеме в осях «социальное время и «социальное пространство» приведены «зоны внимания» (интереса) человека к своему «времени и пространству».

Можно видеть, что наиболее «обжита» зона в пространстве «дом –работа» и во времени «день-неделя-месяц».

С увеличением этого пространства «интерес» (мотивация!) становится более неопределенным – отсроченным и во времени и в пространстве.

 

Это следует учесть при оценке мотивации студентов. Прибавим к этому «социальное принуждение», как готовность к обучению («мама послала»), и получим один из вариантов условий, в которых проходит процесс обучения

 

3. Целеполагание как фактор мотивации

 

Прежде чем приступить к обучению, необходимо осуществить целеполагание. Четкость, конкретность, достижимость цели является существенным мотивирующим фактором в обучении. Управленческий цикл, процесс управления собственно и начинается с постановки проблемы и целеполагания.

Исходя из этого, студенту целесообразно продумать следующие положения, которые ему могут пригодиться как в процессе учебы, так и в будущей профессиональной деятельности:

 

Какова специфика, культура, проблемы и потребности организации, в которой я работаю или собираюсь работать?

Каково содержание и специфика моей деятельности?

Какие типовые (наиболее часто встречающиеся) задачи мне приходиться решать сейчас и придется решать в будущем?

Какие основные затруднения и проблемы, связанные с личностными или профессиональными качествами, я испытываю в своей деятельности? Как их преодолеть?

Что может дать мне изучение данных учебных материалов?

 

Ответы на эти и другие вопросы позволят составить представление об исходном уровне мотивации (на «входе») и о тех приращениях в структуре личности студента, развитии его компетентности, которые он ожидает подучить в результате освоения данной дисциплины (на «выходе»). Этот же подход позволит провести сквозную линию целеполагания, наметив, кроме конечных целей, и промежуточные.

При формировании и проектировании целей необходимо использовать деятельностный подход. Это означает, что следует ориентироваться не столько на объем знаний, подлежащих усвоению, сколько на собственную деятельность студентов по освоению этих знаний.

 

При этом основными требованиями к формулировке целей и задач являются следующие:

инструментальность: цели и задачи должны быть сформулированы в терминах деятельности обучающихся;

диагностичность: иметь возможность проверки результатов достижения целей и задач;

реалистичность: необходимо ставить достижимые цели и задачи, учитывая дефицит времени и особенности обучающихся (возраст, социальный статус, профессиональные особенности, общее развитие, кругозор и т.д.);

привлекательность: цели и задачи должны учитывать реальные потребности, мотивы и зону ближайшего развития обучающихся;

контекстность: цели должны быть встроены в контекст социальной и профессиональной сфер деятельности специалиста и соотнесены с главной целью – развитием его компетентности;

полнота и иерархичность: цели должны отражать все ступени развития компетентности специалиста – знать, уметь, владеть, творить, быть.

Самостоятельно сформировать эти цели и походы к обучению, возможно, будет достаточно сложно. Однако, такую проблемную постановку вопроса следует считать целесообразной, особенно перед взрослой аудиторией. Значение целеполагания и мотивации трудно переоценить. Исследования показывают, что результаты работы были бы выше, если бы более четко была видна реальная польза от нее. Реальная же польза видится только тогда, когда результат сопоставляется с тем, чего хотели достичь, то есть с целью. А цель часто бывает «отсроченной». Здесь кроется определенная сложность, которую следует иметь в виду.

Таким образом, вопросы мотивации являются определяющими в процессе обучения. Практика показывает, что слишком активное убеждение слушателей в необходимости учиться со стороны преподавателя, может натолкнуться примерно на такую фразу: «Что Вы так волнуетесь? Мы и не то сдавали!». В этом случае следует «успокоиться» и вспомнить высказывания китайского мыслителя Лао-Цзы:

«В древности следующие Пути не стремились передать людям больше знаний. Каждый узнает столько, сколько сможет. Лишнее обременяет». (выд. А.К.)

Соловьева М. Завет Пути Силы. – М.: Амрита Русь, 2003 –.с.77)

 

Рациональный подход в обучении, следует закреплять образным. Из школы многие помнят фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны», которая определяла спектры белого света или образ «радуги». Приведем такие «образы», фразы, пословицы и поговорки применительно к рассматриваемой теме.

Например:

- «Кто хочет что-то сделать – ищет способы, кто не хочет – ищет причины».

- «Если в голове нет мыслей - глаза не видят фактов».

- «Смотрят газа - видит ум».

- «Лошадь можно подвести к воде, но заставить ее пить – нельзя».

- «Жизнь в очередной раз передвинула на доске «фигуры» и ждет: что же я предприму в ответ. Итак?»

Завершить данный раздел следует той же поговоркой, которая его определяла.

«If you want a thing done well – do it yourself»,

что в полном переводе означает:

 

“Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо – делай его сам”,

а в кратком:

“Тебе надо – ты и делай!”

 

***

 

4. Формы «активных методов» обучения:

 

Формы активных методов обучения приведены с цельню дать о них общее представдление. Более подробно они освещаются в спеуиальной методической литературе.

 

Можно выделить следующие формы «активные методов»:

 

- самостоятельная работа с учебником под руководством преподавателя.

- проблемная лекция,

- беседа,

- «круглый стол»,

- семинар,

- дискуссия,

- деловые игры,

- разбор практических ситуаций,

- групповые упражнения,

- кейс – технологии (кейс- стадии).

- самостоятельная работа студентов.

 

1 .Самостоятельная работа с учебником под руководством преподавателя.

Данный метод следует считать одним из основных. Это важно как с точки зрения прикладной - выработать навык работы с литературой, изучить новый материал, найти новую информацию, так и с методологической: выработать первичный навык работы с книгой или с любым иным источником информации (газеты, журналы, брошюры и т.д.), в том числе с персональным компьютером.

 

Закрепление данного навыка в вузе проходит при написании курсовых и дипломных работ. А уж практическое применение – после его окончания.

 

«Ненаучным», образным обоснованием данного вывода можно считать мысль:.

 

« Тот кто читает сам – подобен жнецу, а тот который слушает читающего, - человеку, собирающему оставшиеся на поле колосья»

(тезис 4 «Путь умнаго делания» с.681)

 

Однако, здесь же следует помнить и о том, что

«Деятельное (прим. А.К. - читаешь сам), премудрее знательного и говорительного, как и много труднее»

 

В правоте последнего тезиса автор убедился сам, когда предложил в одной из групп следующее задание. В компьютерном классе, при наличичи у каждого персонального компьютера, студентам была предложен текст лекции в электроном вариате с достатчно простым заданием: прочитать текст и выделить обгним цветом те места, которые понятны и интресны, а другим – те которые остадлись неясными.

Последние предлагалось обсудить или индивидуально, так как это позволял формат занятия (скорость чтения у всех разная, усвояесмоть, вопросы и т.д.) или, если это общие затруднения – вынести на обдеьное рассмоьтрение.

 

Соотношение объема текста и время на его прочтение было вполне обосновано. В процессе занятия вопросы поступали крайне незначительно, а в установдленноео время он не был прочитан значтельным количеством студентов. Это вызвало опрделенное недоумение и автор в качестве «эксперта», спросил одного из наиболее подготовленных студенотов этой группы причине такого результата.

Ответ «экспетра» был оригинальным. Он спросил:

- Вы были в театре?

- Конечно.

- Так вот, в театре можно смотреть действие на сцене, можно вокруг, а можно просто подремать ил подумать о чем-нибудь. Вот так и на лекции.

Вот тогда и вспомнилась мысли о том, что «деятельное премудрее знательного и говорительного, как и много труднее» и что «собрать колосья» - слушать,, значительно легче, чем «жать» – разбираться в тексте самостоятельно.

 

Разные усилия – разный и результат в освоении знаний. Об этом следует помнить.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль внешнего облика политика в восприятии его политического имиджа | Обучение учению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.