КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Налог на прибыль организаций
Место и роль налога на прибыль в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов Налог на прибыль организаций является федеральным прямым налогом. Правила его взимания установлены гл. 25 НК РФ. Экономический смысл налога — изъятие части доходов юридических лиц в пользу государства для последующего перераспределения через бюджетную систему, в том числе и для финансирования социальных программ государства. Таким образом, помимо фискальной (наполнение бюджета) функции этот налог выполняет еще и социальную функцию налогов. Налог на прибыль является также инструментом государственного регулирования экономики. Гибкий подход, например, к ставкам налога, применяемым к различным видам доходов юридических лиц, способен стимулировать (дестимулировать) развитие отдельных видов деятельности. Так, установленные в настоящее время ставки налога на доходы от долевого участия (дивиденды) позволяют говорить о стимулировании государством инвестиционной деятельности организаций, причем предпочтение отдается российским инвестициям в отечественную экономику (ставка 6%) перед иностранными инвестициями в экономику РФ или отечественными инвестициями в экономику других стран (ставка 15%). Налог на прибыль является разноуровневым: суммы налога, взимаемого с применением налоговой ставки 24%, в определенных долях зачисляются в бюджеты всех трех уровней бюджетной системы РФ. В настоящее время распределение налога между бюджетами установлено следующим образом: • в федеральный бюджет — 5%; • в бюджеты субъектов РФ — 17%; • в местные бюджеты — 2%, при этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, но не ниже 13%. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, отличным от 24%, подлежит зачислению в федеральный бюджет. В структуре налоговых доходов федерального бюджета за 2002 г. налог на прибыль организаций занимает четвертое место (после НДС, акцизов и платежей за пользование природными ресурсами). Однако в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2002 г. он занимает второе место (после НДС), что подтверждает основную ориентацию этого налога на наполнение доходной части региональных и местных бюджетов. Этот вывод подтверждает и тот факт, что после введения в действие гл. 25 НК РФ поступления по этому налогу сократились (по сравнению с 2001 г.): • по федеральному бюджету — на 20%; • по региональным и местным бюджетам — на 3%.
Налогоплательщики. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога Налогоплательщики Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: • российские организации; • иностранные организации: - осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства; - получающие доходы от источников в РФ. Объект налогообложения Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых в целях налогообложения; • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — доходы, полученные через эти постоянные представительства, уменьшенные на величину учитываемых в целях налогообложения расходов, произведенных этими постоянными представительствами; • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ). Налоговое законодательство определяет следующие условия, которым должны удовлетворять расходы, учитываемые в целях налогообложения: • расходы должны быть обоснованными (под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме); • затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ; • расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Налоговая база Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ, без включения в нее НДС и акциза. В аналогичном порядке учитываются внереализационные доходы, полученные в натуральной форме. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения), налоговая база такого периода признается равной нулю, а полученные убытки принимаются в целях налогообложения в установленном порядке (ст.283 НК РФ). При исчислении налоговой базы в составе доходов и расходов не учитываются: • доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу; • доходы и расходы, связанные с деятельностью, подпадающей под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности; • прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности; • доходы и расходы, относящиеся к специальным налоговым режимам, — для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. В первых трех перечисленных случаях организации обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по деятельности, не облагаемой налогом на прибыль организаций; при этом расходы в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности не облагаемой налогом на прибыль организаций, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Особый порядок определения налоговой базы установлен: • для банков (статьи 290—292 НК РФ); • для страховщиков (статьи 293 и 294 НК РФ); • для негосударственных пенсионных фондов (статьи 295 и 296 НК РФ); • для профессиональных участников рынка ценных бумаг (статьи 298 и 299 НК РФ); • по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ с учетом положений статей 281 и 282 НК РФ); • по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (статьи 301—305 НК РФ).
Налоговый период Налоговый период по налогу на прибыль организаций установлен как календарный год. Налоговым законодательством также установлены отчетные периоды по налогу, определяемые в зависимости от выбранного способа уплаты авансовых платежей следующим образом: • для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетные периоды установлены как месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года; • для всех остальных налогоплательщиков отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки 1. Налоговая ставка установлена как 0%: • по процентам по отдельным видам государственных и муниципальных ценных бумаг; • по прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (действующая редакция от 23.12.2003). 2. Налоговая ставка установлена как 6%: • по дивидендам, полученным от российских организаций российскими организациями. 3. Налоговая ставка установлена как 15%: • по дивидендам, полученным от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций; • по процентам по государственным и муниципальным ЦБ, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (кроме ценных бумаг, доходы по которым облагаются по ставке 0%). 4. Налоговая ставка установлена как 24%: • по обычным доходам. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство: • 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок; • 20% — с любых других доходов (за исключением дивидендов). Налоговые льготы Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль организаций. Однако после 1 января 2002 г. продолжают действие льготы, ранее установленные в Законе РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и предоставляемые на срок — льготный порядок налогообложения прибыли вновь созданных малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности (производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.). В первые два года такие предприятия освобождались от уплаты налога на прибыль, в третий год работы уплачивали налог в размере 25% и в четвертый — 50% от установленной ставки налога на прибыль. На 1 января 2004 г. продолжили действие льготы, полученные в 2001 г., а полностью их действие прекратится в 2005 г. Порядок исчисления налога Сумма налога, исчисляемая как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налоговым законодательством предусмотрено удержание налога налоговым агентом. Налоговое агентство установлено: • в отношении иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство; • в отношении доходов в виде дивидендов или процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление налоговых платежей налоговыми агентами производится в установленном порядке, отличающемся от обычного. Для обеспечения равномерности поступления налоговых доходов по налогу на прибыль организаций в бюджетную систему РФ в течение календарного года налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи. Законодательство предусматривает два способа исчисления суммы авансовых платежей: 1) в зависимости от авансового платежа за предыдущий отчетный период (при этом способе отчетным периодом является квартал); 2) исходя из фактической прибыли, полученной в отчетном периоде (при этом способе отчетным периодом является календарный месяц). Основным способом является исчисление суммы авансового платежа в зависимости от авансового платежа за предыдущий отчетный период. При выборе этого способа налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по итогам каждого отчетного (налогового) периода исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода сумма ежемесячного авансового платежа определяется в следующем порядке:
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, авансовые платежи в соответствующем квартале не осуществляются. По желанию налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет по окончании очередного отчетного периода, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. При переходе на этот способ уплаты ежемесячных авансовых платежей налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Способ уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Кроме этого в ряде ситуаций разрешено уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (без исчисления ежемесячных авансовых платежей). Такой порядок действует в отношении: • организаций, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал; • бюджетных учреждений; • иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство; • некоммерческих организаций, не имеющих дохода от реализации товаров (работ, услуг); • участников простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах; • инвесторов соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений; • выгодоприобретателей по договорам доверительного управления. Организации, созданные после 1 января 2002 г., начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации. Порядок и сроки уплаты налога Сроки уплаты авансовых платежей, а также налогового платежа по истечении налогового периода установлены следующим образом:
Суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода (квартала), засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Аналогичный порядок действует в случае исчисления авансовых платежей по фактически полученной прибыли. Особый порядок уплаты налога установлен: • для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения; • для налоговых агентов, выплачивающих доход иностранной организации; • по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи ежеквартально, если выручка от реализации в течение квартала не превышала 1 000 000 руб. в месяц либо 3 000 000 руб. в квартал. В случае превышения этих ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи ежемесячно после истечения полного квартала со дня государственной регистрации.
Классификация доходов и расходов организации для целей налогообложения прибыли. Нормируемые расходы. Амортизация имущества. Определение даты доходов и расходов при применении метода начисления и кассового метода Классификация доходов и расходов организации для целей налогообложения прибыли К доходам относятся: • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав — доходы от реализации; • внереализационные доходы. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на: • расходы, связанные с производством и реализацией: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы; • внереализационные расходы. В системе налогового учета, формирующего необходимую информационную базу для исчисления налоговой базы и определения суммы налога, подлежащего уплате, используется развернутая классификация доходов и расходов: А. Доходы: 1) доходы от реализации; 2) внереализационные доходы; 3) доходы, не учитываемые в целях налогообложения. Б. Расходы: 1) расходы, связанные с производством и реализацией: • прямые расходы: - материальные затраты - прямые расходы на оплату труда - амортизация основных производственных фондов - прочие прямые расходы (к которым относится, например, единый социальный налог, начисляемый на прямые расходы на оплату труда) • косвенные расходы: - капитализируемые расходы - резервы - нормируемые расходы - прочие косвенные расходы 2) внереализационные расходы 3) расходы, не учитываемые в целях налогообложения. Нормируемые расходы Нормируемыми являются расходы, принимаемые для целей налогообложения не в полном объеме, а в установленных налоговым законодательством пределах (нормативах). Для целей налогообложения прибыли установлены следующие нормируемые расходы (Не рассматриваются нормируемые расходы для банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов).
Кроме этого, при определенных условиях нормируемыми являются расходы на выплату процентов по долговым обязательствам. Подробно порядок определения норматива и условия его применения рассмотрены в вопросе «Особенности исчисления налоговой базы при использовании заемных средств». Амортизация имущества Налоговое законодательство допускает включать в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, амортизационные отчисления по следующим видам имущества (амортизируемое имущество): • имущество; • результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (нематериальные активы). При этом амортизируемое имущество должно одновременно удовлетворять следующим условиям: • находиться у налогоплательщика на праве собственности (за исключением отдельных случаев); • использоваться для извлечения дохода (относительно нематериальных активов допускается также использование для управленческих нужд организации); • стоимость имущества должна погашаться путем начисления амортизации; • срок полезного использования должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 10 000 руб.(Если это условие не выполняется, стоимость имущества в полной сумме списывается на расходы в установленном порядке). Не удовлетворяют вышеуказанным условиям и, следовательно, не подлежат амортизации: • земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); • материально-производственные запасы; • товары; • объекты незавершенного капитального строительства; • ценные бумаги; • финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты); • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; • интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду. Кроме этого, в целях налогообложения налоговое законодательство не допускает амортизацию отдельных видов амортизируемого имущества. Из состава амортизируемого имущества исключаются (на время или постоянно) следующие основные средства: • переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; • переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; • находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. Важным фактором при исчислении амортизации, подлежащей включению в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, является стоимость имущества, которая определяется следующим образом:
Амортизируемое имущество принимается на учет (налоговый) по первоначальной стоимости, определяемой в установленном порядке (за исключением отдельных случаев). Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях: • достройки; • дооборудования; • реконструкции; • модернизации; • технического перевооружения; • частичной ликвидации соответствующих объектов; • по иным аналогичным основаниям. При этом смысл операций, приводящих к изменению первоначальной стоимости основных средств, оговаривается особо. Амортизируемое имущество (кроме нематериальных активов) распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования — периодом времени, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности организации, следующим образом:
Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию каждого объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Действующая редакция от 08.08.2003)). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности налогоплательщика). Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесячно в установленном порядке и начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либо когда объект выбыл из состава амортизируемого имущества по любым основаниям. Амортизация в целях налогообложения может начисляться одним из следующих методов по выбору налогоплательщика:
Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по данному объекту. Амортизация в целях налогообложения начисляется ежемесячно в следующем порядке:
Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии налоговым законодательством налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей: • амортизация не начисляется ликвидируемой организацией с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией — с 1-го числа того месяца, в котором в установленном порядке завершена реорганизация; • амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация. Этот порядок не распространяется на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму. Налоговое законодательство допускает применение при начислении амортизации следующих повышающих и понижающих коэффициентов:
По решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. При реализации амортизируемого имущества организациями, использующими пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против установленных норм в целях налогообложения не производится. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ, организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Определение даты доходов и расходов при применении метода начисления и кассового метода Глава 25 НК РФ допускает два способа определения даты признания доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы: 1) метод начисления: • доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав; • расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок); 2) кассовый метод: • датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом; • расходами признаются затраты после их фактической оплаты (оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав). Организации (за исключением банков) имеют право применения кассового метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал. Помимо общих правил определения даты признания доходов и расходов каждым методом в НК РФ также указаны особенности применения методов относительно: • отдельных видов доходов и расходов, связанных с производством и реализацией; • внереализационных доходов и расходов; • доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам. Применяемый метод признания доходов и расходов, принимаемый по решению руководителя организации, должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
Особенности применения налоговой базы по отдельным видам операций: при реализации имущества, при использовании заемных средств, при передаче имущества в уставный капитал организации, при уступке права требования, при проведении операций с ценными бумагами, ГКО и ОФЗ Особенности исчисления налоговой базы при реализации имущества При реализации амортизируемого имущества организация вправе в целях налогообложения уменьшить доходы от таких операций: • на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в установленном порядке; • на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации этого имущества, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика и учитывается в целях налогообложения в следующем порядке: полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. При реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций: • на цену приобретения этого имущества; • на суммы расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (аналогично реализации амортизируемого имущества). Если цена приобретения имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации этого имущества, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения. Особенности исчисления налоговой базы при использовании заемных средств Глава 25 НК РФ устанавливает особый порядок определения расходов в виде процентов по долговым обязательствам. При этом под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях (т.е. выданным в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения). При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя. Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения. При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной: • ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях; • 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Особый порядок определения предельной суммы процентов предусмотрен для долговых обязательств перед иностранными организациями, прямо или косвенно владеющими более 20% уставного капитала российской организации, и в установленных аналогичных ситуациях. При одновременном выполнении следующих условий: • налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного капитала этой российской организации (контролируемая задолженность); • размер непогашенных российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раз) превышает собственный капитал (разницу между суммой его активов и величиной обязательств) на последний день отчетного (налогового) периода. Предельная величина признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчисляется по формуле:
Предельная величина = Сумма процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности / Коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
Коэффициент капитализации = (Величина соответствующей непогашенной контролируемой задолженности / Величина собственного капитала, соответствующая доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном капитале российской организации) / З (Для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, полученное отношение делится на 12,5)
При этом при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются: • суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов; • суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с установленным порядком, но не более фактически начисленных процентов. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными указанным образом, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствующем порядке. Особенности исчисления налоговой базы при передаче имущества в уставный капитал организации При размещении эмитированных акций доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы акционера определяются следующим образом: • не признается прибылью (убытком) эмитента разница между номинальной стоимостью размещаемых акций и стоимостью получаемого при размещении налогоплательщиком эмитированных им акций имущества (включая денежные средства) либо имущественных прав; • не признается прибылью (убытком) акционера разница между стоимостью вносимых в качестве оплаты имущества либо имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций. При этом стоимость приобретаемых акций признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества либо имущественных прав, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество либо имущественные права, с учетом дополнительных расходов, которые у передающей стороны при таком внесении признаются для целей налогообложения. При ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы акционеров ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества либо имущественных прав на момент их получения за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами этой организации стоимости акций. При реорганизации организации независимо от формы реорганизации прибыль или убыток, учитываемые в целях налогообложения, у акционеров не образуются. Аналогичный порядок действует в отношении долей в складочном капитале и паев. Особенности исчисления налоговой базы при уступке права требования При уступке права требования долга третьему лицу налогоплательщиком-продавцом товара, работ или услуг, осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, исчисление налоговой базы зависит от вида уступаемой задолженности (просроченная или нет) и производится в следующем порядке:
Указанный выше порядок применяется и к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству. При дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от такой реализации определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик уменьшает доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению этого права требования долга. Особенности исчисления налоговой базы при проведении операций с ценными бумагами, ГКО и ОФЗ Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам для целей налогообложения устанавливается гражданским законодательством РФ (гл. 7 Гражданского кодекса РФ) и применимым законодательством иностранных государств. Для целей исчисления налога на прибыль ценные бумаги делятся на две категории: 1) эмиссионные (порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным устанавливается национальным законодательством); 2) неэмиссионные. Если операция с ценными бумагами может быть также квалифицирована как операция с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация вправе самостоятельно выбрать порядок налогообложения такой операции. Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется как разность доходов и расходов по таким операциям. Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) ценных бумаг определяются исходя из: • цены реализации или иного выбытия ценной бумаги; • суммы накопленного процентного (купонного) дохода (Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги)), уплаченной покупателем налогоплательщику; • суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из: • цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение); • затрат на реализацию ценной бумаги; • суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в доходы и расходы не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. Важным фактором, влияющим на величину налоговой базы по операциям с ценными бумагами, является цена реализации ценной бумаги, которая определяется в следующем порядке. Для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, фактическая цена принимается в качестве рыночной, если эта цена находится в интервале цен. В целях налогообложения под интервалом цен понимают разность между минимальной и максимальной ценами сделок с этой ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на дату совершения сделки купли-продажи. Если сделки с данной ценной бумагой на интересующую дату совершались через двух и более организаторов торговли, выбирается тот организатор торговли, значения интервала цен у которого являются наиболее приемлемыми. Если информация об интервале цен у организаторов торговли на дату совершения сделки отсутствует, используется интервал цен на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. Для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, фактическая цена реализации или иного выбытия принимается в качестве рыночной при выполнении хотя бы одного из следующих условий: 1) если фактическая цена сделки находится в интервале цен по аналогичной ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения сделки; 2) если отклонение (в любую сторону) фактической цены сделки находится в пределах 20% от средневзвешенной цены аналогичной ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли по итогам торгов на дату заключения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения сделки. В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным ценным бумагам фактическая цена сделки принимается в качестве рыночной, если она отличается не более чем на 20 % от расчетной цены этой ценной бумаги, определенной на дату заключения сделки с учетом: • конкретных условий заключенной сделки; • особенностей обращения ценной бумаги; • цены ценной бумаги; • иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета (например, стоимости чистых активов эмитента, приходящихся на соответствующую акцию — для акций или рыночной величины ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте — для долговых ценных бумаг). При размещении государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом, в виде процентной ставки к номинальной стоимости ценных бумаг, а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, — доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным. При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги. Налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в установленном порядке. По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой.
Организация и ведение налогового учета для целей налогообложения прибыли Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с предусмотренным порядком. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков правила организации системы налогового учета, а также обязательные формы документов налогового учета. Данные налогового учета должны отражать: • порядок формирования суммы доходов и расходов; • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; • порядок формирования сумм с
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |