Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Налог на имущество предприятий

Понятие налога на имущество предприятий

Налог на имущество предприятий относится к категории пря­мых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога — изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных эконо­мических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предприятий (субъектов предпринимательской деятельности)— эф­фективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов.

Законом "Об основах налоговой системы в РФ" налог на имуще­ство предприятий отнесен к категории налогов республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (субъ­ектов РФ). Данный налог зачисляется в равных долях в бюджеты субъ­ектов РФ и местные (районные) бюджеты. Органы представительной власти субъектов РФ вправе корректировать ставку налога в пределах, установленных федеральным законом (максимальный размер 2 %) и вводить для отдельных категорий плательщиков дополнительные льго­ты (в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ). Однако введение и порядок взимания данного налога регулируется Федераль­ным Законом № 2030-1 от 13.12.91 г. "О налоге на имущество пред­приятий" (далее — Закон РФ "О налоге на имущество") с учетом по­следующих изменений и дополнений. На его основании Инструкция № 33 от 08.06.95 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее Инструкция № 33), разъясняющая по­рядок исчисления и уплаты налога. По состоянию на 01.04.2002 г. в текст Закон РФ "О налоге на имущество" внесено 11 поправок, в Инст­рукцию № 33 — 6 изменений.

Кроме того, следует учитывать и положения части I Налогового кодекса РФ, изменившие налоговый статус филиалов предприятий, которые имеют расчетный счет и самостоятельный баланс. До 01.01.99 г. (момента введения в действие части I Налогового кодекса РФ) они признавались самостоятельными налогоплательщиками, а с 01.01.99 г. выполняют обязанности головной организации по уплате налога.

 

Плательщики налога на имущество предприятий

Общие положения

Круг плательщиков налога на имущество определен ст. 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий», а также— п.1 Инструкции ГНС РФ № 33 от 08.06.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий", изданной на основании Закона.

В соответствии с данными нормативными актами плательщика­ми налога на имущество предприятий являются юридические лица, а также их структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Плательщиками налога являются иностран­ные и международные организации и их подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в ис­ключительной экономической зоне РФ. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц регулируется Ин­струкцией ГНС РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Рос­сийской Федерации".

При этом отметим, что с момента вступления в действие ч.1 На­логового кодекса РФ, изменился налоговый статус структурных под­разделений организаций, которые имеют отдельный баланс и расчет­ный (текущий) счет. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признают­ся организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодек­сом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

При этом установлено, что филиалы и иные обособленные под­разделения российских организаций исполняют обязанности этих ор­ганизаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих фи­лиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно ст.5 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Фе­дерации" до введения в действие части второй Кодекса и признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налого­вой системы в Российской Федерации" ссылки в ст. 19 Кодекса на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Учитывая, что в силу ст. 19 Кодекса филиалы и иные обособлен­ные подразделения не являются налогоплательщиками, при рассмотре­нии вопроса о порядке уплаты налога на имущество предприятий орга­низациями, имеющими в своем составе филиалы, а также иные обо­собленные подразделения (как имеющие отдельный баланс и расчет­ный (текущий) счет, так и не имеющие отдельного баланса и расчетно­го (текущего) счета), необходимо руководствоваться нормами ст.7 За­кона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

В соответствии со ст.7 Закона организации, в состав которых входят филиалы и иные обособленные подразделения (в том числе с 01.01.2000 филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счета в банке), зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъ­екта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.

Понятие обособленного подразделения содержится в ст. 11 На­логового кодекса РФ. Согласно данной норме под обособленным под­разделением организации понимается любое территориально обособ­ленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудо­ваны стационарные рабочие места. Признание обособленного подраз­деления организации таковым производится независимо от того, отра­жено или не отражено его создание в учредительных документах орга­низации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразде­ление. При этом рабочее место считается стационарным, если оно соз­дается на срок более одного месяца.

Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необ­ходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, то налог на имущество предприятий должен уплачиваться по месту нахождения недвижимого имущества юридического лица (месту государственной регистрации).

Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со ст.83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогопла­тельщики подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Организация, в состав которой входят обособленные подразде­ления, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого сво­его обособленного подразделения. Разъяснения по вопросу уплаты фи­лиалами и иными обособленными подразделениями российских орга­низаций налогов и сборов в связи с введением Налогового кодекса РФ содержаться в письме МНС РФ от 02.03.1999 г. № ВГ-6-15/151. Что касается непосредственно налога на имущество, кроме предыдущего письма рекомендуем в практической работе применять и положения письма МНС РФ от 11.05.2001 г. № 04-4-05/113-М905.

 

Объект налогообложения

Общие положения

Состав активов предприятия, стоимость которых подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, опреде­лен ст.2 Закона. Порядок применения данной нормы изложен в пунктах 2 и 4 Инструкции № 33.

Согласно данным нормативным актам объектом налогообложе­ния является учтенная на балансе предприятия:

— стоимость запасов и затрат;

— остаточная стоимость основных средств, нематериальных ак­тивов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Обращаем Ваше внимание на то, что налогообложению подле­жит остаточная стоимость всех основных фондов, учтенных на балансе предприятия, даже если эти основные фонды не используются в произ­водстве и не эксплуатируются длительное время. Налогоплательщиком является балансодержатель основных фондов.

Подробный перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым принимаются в расчет налогооблагаемой базы, приведен в. подп. "а" п.4 Инструкции № 33.

Особенности формирования объекта налогообложения по отдельным хозяйственным операциям

При формировании налогооблагаемой базы рекомендуем ис­пользовать положения письма МНС РФ от 27.04.2001 № ВТ-6-04/350, разъясняющим порядок применения Изменений и дополнений № 5 Инструкции № 33.

По арендованным основным фондам

Многие предприятия используют в своей хозяйственной дея­тельности арендованные основные фонды. Бухгалтерский учет и поря­док обложения налогом на имущество арендованных основных фондов напрямую зависят от условий договора аренды.

Так, действующим законодательством предусмотрено несколько видов аренды основных средств:

1. По длительности действия договора:

— краткосрочная аренда;

— долгосрочная аренда.

2. По наличию в договоре условия о переходе права собственно­сти на имущество:

— аренда с правом выкупа;

— аренда без права выкупа.

3. Обособленный вид временного пользования имуществом — лизинг. В соответствии с Временным положением о лизинге имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга остается собственностью лизингодателя. Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определя­ются по согласованию между сторонами договора лизинга:

— лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя;

— лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополу­чателя.

Как было отмечено, плательщиком налога на имущество являет­ся балансодержатель объекта основных фондов. Поэтому и обязан­ность предприятия по уплате налога будет зависеть от того, учтено имущество на балансе данного предприятия или нет.

— имущество в краткосрочной аренде и имущество в долго­срочной аренде без права выкупа — на забалансовом счете 001 "Арен­дованные основные средства";

— имущество в долгосрочной аренде с правом выкупа — на ба­лансовом счете 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства".

После внесения изменений в План счетов учет у предприятия-арендатора ведется следующим образом:

— имущество, находящееся в режиме текущей аренды без даль­нейшего перехода права собственности — на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства";

— имущество в долгосрочной аренде с дальнейшим переходом права собственности — на балансовом счете 01 "Основные средства" субсчет "Арендованное имущество";

— имущество, взятое в лизинг и учитываемое по условиям дого­вора лизинга на балансе лизингодателя — на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".

— имущество, взятое в лизинг и учитываемое по условиям догово­ра лизинга на балансе лизингополучателя (арендатора) — на балансовом счете 01 "Основные средства" субсчет "Арендованное имущество".

Таким образом, из представленной схемы учета видно, что предприятие-арендатор включает в налогооблагаемую базу следующие объекты:

— основные фонды, взятые в долгосрочную аренду с правом выку­па;

— имущество, взятое в лизинг, если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя.

Что касается имущества сданного в аренду, то в этом случае возможны две схемы учета в зависимости от условий договора аренды:

— на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и дви­жении вложений предприятия в материальные ценности, предоставляемые за плату по договору аренды во временное владение и пользование.

— на счете 011 "Основные средства, сданные в аренду", если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора.

У предприятия арендодателя в облагаемую базу включается имущество, переданное в аренду и учитываемое по счету 03 "Доход­ные вложения в материальные ценности".

Следовательно, обязанность по уплате налога на имущество при арендных операциях зависит от точности и корректности формулировок договора аренды. Рекомендуем при заключении данных договоров четко определить какой именно тип арендного договора Вами заключен и на балансе какого предприятия будет учитываться данное имущество.

Имущество, переданное в совместную деятельность

На практике достаточно часто возникают вопросы о порядке бухгалтерского отражения и включения в налогооблагаемую базу стоимости имущества, переданного в качестве вклада в совместную деятельность. Согласно абз.2 п.2 Инструкции № 33 каждый из участ­ников совместной деятельности учитывает в целях налогообложения то имущество, которое он внес в качестве вклада. Участники совместной дея­тельности уплачивает налог самостоятельно, исходя из стоимости при­надлежащего им имущества.

Положением абзаца 2 пункта 2 Инструкции № 33 предусмотре­но, что налог на имущество уплачивает участник, внесший это имуще­ство, независимо от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается.

В заключение необходимо отметить, что, в случае передачи в совместную деятельность амортизируемых активов (основных средств, нематериальных активов или малоценных и быстроизнашивающихся предметов), предприятие прекращает начисление износа по ним и включает их стоимость в расчет налогооблагаемой базы налога на имущество в сумме, определенной договором совместной деятельно­сти.

При формировании налогооблагаемой базы по имуществу, учи­тываемому в совместной деятельности, необходимо указать на порядок налогообложения имущества, созданного в результате осуществления совместной деятельности.

Согласно абз.2 п.2 Инструкции № 33 имущество, созданное (приобретенное) в результате совместной деятельности, учитывается в целях налогообложения каждым из участников договора о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору. Сведения о стоимости созданного (приобретенного) в ходе совместной деятельности имущества сообщает участникам предпри­ятие, осуществляющее бухгалтерский учет совместной деятельности. Данное сообщение должно быть направлено до срока представления налоговых расчетов (абз.2 п.10 Инструкции № 33). Доля собственно­сти, принадлежащая каждому из участников совместной деятельности, определяется договором о совместной деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество, созданное (приобретенное) в результате совместной деятельности, а также износ этого имущества, учитываются участником, ведущим общие дела, в балансе совместной деятельности, но налогоплательщиками по данно­му имуществу являются все участники договора, имеющие по договору ту или иную долю собственности. Это положение представляется, по­жалуй, единственным исключением из общего правила "Налогопла­тельщиком является балансодержатель".

Примерная форма ежеквартального отчета участника, ведущего дела, может быть представлена в следующем виде (данные показыва­ются нарастающим итогом):

Участнику А (наименование участника).

СТОИМОСТЬ имущества, созданного в результате совместной

деятельности по договору №___от________________.

Отчетные данные на " «200 г.

  Стоимость, ВСЕГО Доля имущест­ва участника А, % Стоимость имущества уча­стника А, руб.
01 "Основные средства"      
02"Износ ОС"      
Остаточная стоимость - база для налога на имущество      

Подпись и печать уполномоченного участника.

Обязанность представления подобного отчета каждому участни­ку совместной деятельности целесообразно закрепить в договоре о со­вместной деятельности. Связано это с тем, что ответственность за не­верное исчисление налога на имущество возложена на плательщика. Поэтому, рекомендуем Вам в любом случае обращаться с письменным запросом к предприятию, осуществляющему бухгалтерский учет со­вместной деятельности.

О порядке учета в качестве объекта налогообложения капитальных вложений

Приказом МНС РФ от 15.11.2000 г. № БГ-3-04/389 внесены Из­менения и дополнения № 5 в Инструкцию № 33. Согласно данным Из­менениям налогооблагаемая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса остатков по счетам бухгалтерского учета, в том числе и по счету 08 "Капитальные вложения". Отметим, что до данных изменений остатки по счету 08 "Ка­питальные вложения" не учитывались при налогообложении имущества предприятия. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос о сроке, с которого данный порядок налогообложения начинает действо­вать. Как следует из письма Минфина РФ от 25 сентября 2001 г. № 04-05-06/80, необходимость данного нововведения обусловлена тем, что согласно Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные акти­вы запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. При этом налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется, исходя из данных бухгалтерского учета.

В соответствии с нормативными документами Минфина РФ, ре­гулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности организациями, счет 08 "Капитальные вложения" ("Вложения во вне­оборотные активы" — по новому Плану счетов) предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету, в частности, в качестве основных средств и нематериальных активов.

В целях приведения Инструкции № 33 в соответствие со ст.2 За­кона РФ "О налоге на имущество" и нормативными документами Минфина России по бухгалтерскому учету и были внесены дополнения в указанную Инструкцию. Что касается порядка введения в действие данных изменений, то при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубли­кования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и до­полнениями) установлено, что нормативные правовые акты федераль­ных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней по­сле дня их официального опубликования, если самими актами не уста­новлен другой порядок вступления их в силу.

Приказ МНС РФ от 15.11.2000 № БГ-3-04/389 "О внесении из­менении и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" опубликован в Российской газете 23 де­кабря 2000 г., т.е. вступил в силу с 3 января 2001 г.

Поэтому, при исчислении среднегодовой стоимости имущества для целей обложения налогом на имущество предприятий данные по счету 08 "Капитальные вложения" должны учитываться именно с этой даты. Перерасчет налога на имущество за предыдущие отчетные пе­риоды не производится.

При учете обложения налогом на имущество следует учитывать, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в рас­чет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).

Таким образом, затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения после окон­чания нормативного срока строительства (монтажа оборудования), оп­ределяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство (монтаж обо­рудования), установленных соответствующими договорами подряда.

В аналогичном порядке подлежат включению в налоговую базу за­траты на строительство объекта (монтаж оборудования), производимое собственными силами (хозяйственным способом). При этом нормативный срок строительства (монтажа оборудования) определяется в указанном порядке на основании строительных нормативов, проектно-сметной доку­ментации и установленного в соответствии с ней графика работ.

Если нормативный срок проведения строительства, работ по монтажу, установленный договором, не истек, капитальные затраты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на имущество пред­приятий. Следует иметь в виду, что срок строительства (монтажа обо­рудования) может продлеваться в установленном порядке. В этом слу­чае капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налого­вую базу по окончании установленного договором подряда на строи­тельство (монтаж оборудования) уточненного срока строительства.

В том случае если объекты, не завершенные строительством, за­консервированы по решениям федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления, то стоимость указанных объектов (затраты на строительство) не включается в налоговую базу по налогу на имущест­во предприятий в соответствии с пунктом "ж" ст.4 Закона РФ "О нало­ге на имущество предприятий".

Следовательно, подлежат налогообложению затраты организа­ций, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капи­тальные вложения" на приобретение объектов недвижимости, до пере­вода их в состав основных средств в следующих случаях:

1) Нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;

2) Строительство завершено в срок, но объект не принят в экс­плуатацию в установленном порядке;

3) Строительство завершено и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но права собственника на объект не­движимости не зарегистрированы в установленном порядке;

4) Объект по договору купли-продажи передан на баланс поку­пателю, но права собственника на объект не зарегистрированы в установленном порядке, и иных аналогичных случаях.

Кроме того, необходимо учитывать, что объекты, отвечающие четырем указанным выше признакам, относятся к льготируемому имуществу, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объ­ектам, также не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.

Об учете в целях налогообложения основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. (включительно)

Введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 Налогового ко­декса РФ "Налог на прибыль" создало ситуацию, при которой учет ос­новных средств и начисление амортизации в целях налогообложения прибыли и налога на имущество существенно различаются. Так, в со­ответствии с п.2 ст.256 Налогового кодекса РФ, имущество стоимо­стью до 10 тыс. руб. включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

В то же время налоговая база по налогу на имущество определя­ется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по соответствующим счетам бухгалтерского учета, то есть по данным бухгалтерского учета. В настоящее время в целях бухгалтерского учета на затраты на произ­водство разрешается списывать объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. по мере их отпуска в производство или эксплуата­цию (п. 18 ПБУ 6/01).

В связи с изложенным возникает вопрос о возможности при ис­числении налога на имущество применение стоимостного показателя в размере 10.000 руб. для списания объектов основных средств по мере их отпуска в эксплуатацию.

По нашему мнению при исчислении налога на имущество сле­дует руководствоваться действующими нормативными актами по бух­галтерскому учету. Так в соответствии с п. 18 Положения по бухгалтер­скому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Мин­фина РФ от 30.03.2001 № 26н) на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию разрешается списывать объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу. Именно данная норма и может применяться при исчислении налога на имущество.

Согласно ст.54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики ис­числяют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В соответст­вии с Законом РФ "О налоге на имущество" указанным налогом обла­гаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематери­альные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учи­тываются по остаточной стоимости.

Следовательно, налоговую базу в целях исчисления налога на имущество предприятий следует определять в соответствии с налого­вым законодательством РФ и нормативными документами по бухгал­терскому учету. Положение о включении в состав материальных рас­ходов имущества стоимостью до 10 тыс. руб. применяется исключи­тельно в целях исчисления налога на прибыль с 1 января 2002 г.

 

Льготы по налогу на имущество

Состав льгот, которые могут быть использованы при исчислении налога на имущества, определен ст.4 и ст.5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", а также п.5 и п.6 Инструкции № 33.

Виды предоставляемых льгот

При использовании льгот по налогу на имущество, следует раз­личать две категории льгот:

- Полное освобождение от налога при соответствии определенным критериям

Предоставление данных льгот основывается на нормах, закреп­ленных в п.5 Инструкции № 33. Показателями, которые дают право на применение данных льгот, могут быть: отраслевая принадлежность предприятия, показатели выручки от определенного вида деятельно­сти, состав работающих. Если предприятие по какому-либо из показа­телей имеет право воспользоваться льготой, то льготируется все его имущество, независимо от функционального назначения или фак­тического использования тех или иных единиц этого имущества.

Например, в соответствии с подп. "в" п.5 Инструкции № 33 льготированию подлежит все имущество специализированных протез­но-ортопедических предприятий, в том числе, например, компьютер и легковой автомобиль, не используемые непосредственно для лечения и протезирования.

- Уменьшение стоимости имущества для целей налогообложения по определенному виду имущества

Предоставление льгот по определенному виду имущества осу­ществляется в соответствии с п.6 Инструкции № 33. При этом льгота предоставляется только при использовании имущества по целевому назначению. Такое имущество может принадлежать любому предпри­ятию, независимо от его отраслевой принадлежности, показателей вы­ручки или состава работающих. Так, например, имущество, используе­мое в целях пожарной безопасности, подлежит льготированию у любо­го его владельца - юридического лица.

Основными требованиями, предъявляемые к имуществу, по ко­торому предприятие пользуется льготным порядком налогообложения, являются

— раздельный учет льготируемого имущества (данное требова­ние содержится в абз.18 п.6 Инструкции № 33),

— использование имущества по целевому назначению.

Если, например, в подвале производственного корпуса находит­ся бомбоубежище, и предприятие намерено учитывать его при расчете льготы по налогу на имущество (подп. "б" п.6 Инструкции № 33), то данный объект, по стоимости, пропорциональной его площади, должен быть учтен как отдельная инвентарная единица.

Общий порядок предоставления льгот

Как было уже указано, перечень льгот по налогу на имущество содержится в п.5 и п.6 Инструкции № 33. Однако для правомерного использования льгот необходимо учитывать и положения ряда специ­альных документов. Это обусловлено тем, что возможность использо­вания льгот зависит от ряда факторов:

— отраслевой принадлежностью предприятия (жилищно-строительные кооперативы, научно-исследовательские учреждения);

— вида выпускаемой продукции и оказываемых услуг (сельско­хозяйственная продукция, образовательные услуги, медицинские услу­ги для детей в возрасте до 18 лет и др.);

— функционального назначения того или иного объекта основ­ных фондов (объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объекты, используемые для пожарной безопасно­сти, линии связи и энергопередачи и др.).

Поэтому, при применении льгот по налогу на имущество следу­ет руководствоваться нормами, закрепленными в ряде специальных документах. К таким документам относятся:

— Классификатор отраслей народного хозяйства № 1-75-018,

— Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

— Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.

Строго придерживаясь определений, содержащихся в названных документах, предприятие будет застраховано от ошибок при решении вопроса о применении конкретной льготы.

В некоторых случаях для применения льготы требуется решение го­сударственного органа власти или местного самоуправления. Так, согласно действующему налоговому законодательству предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы стоимости имущества, используемого для образо­вания запасов, созданных в соответствии с решениями соответствующих органов государственной власти и управления. К таким запасам относятся основные средства, другие материальные ценности, временно законсерви­рованные или выведенные в резерв в соответствии с решением органов государственной власти и органов местного самоуправления (подп. "ж" п.5 Закона). Основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по нало­гу на имущество являются следующие документы:

— приказ руководителя о решении перевести на консервацию определенный перечень основных фондов;

— справка с точным перечнем имущества, переводимого на консервацию, стоимость, начисленный износ на определенную дату;

— решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе на консервацию именно этого перечня оборудования.

В тоже время распространенной ошибкой является льготирова­ние по данному основанию законсервированных по приказу руководи­теля (в связи с простоями, отсутствием заказов и т.д.) без наличия со­ответствующего распоряжения органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, в некоторых случаях предприятиями включается в льготу балансовая стоимость производ­ственных и вспомогательных помещений, используемых для содержа­ния законсервированного имущества и оборудования. Такие операции являются нарушением действующего законодательства и ведут к зани­жению налогооблагаемой базы налога на имущество.

Кроме того, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в ряде случаев, если предприятие не может воспользоваться льготой в полном объеме, то можно применить иную льготу и уменьшить сумму налога частично.

Например:

Льгота, предусмотренная подп. "б" п.5 Инструкции № 33, ис­пользуется в том случае, если выручка от видов деятельности (произ­водство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции) составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализа­ции продукции (работ, услуг). Если выручка от указанных видов дея­тельности составляет менее 70 процентов, то использование вышеука­занной льготы неправомерно.

Однако сумму налога на имущество можно уменьшить, если воспользоваться другой льготой. Согласно подп. "в" п. 6 для целей на­логообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо учитывать, что к сельскохозяйственной продукции относится продук­ция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года.

Таким образом, если предприятие имеет документальное под­тверждение того, что данное имущество используется для производст­ва, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, то его стоимость не будет учитываться при расчете налога.

При этом еще раз обращаем Ваше внимание на необходимость раздельного учета по льготирумому и нельготируемому имуществу.

Необходимость в раздельном учете возникает и в следующей достаточно типичной ситуации. Многие (особенно крупные) предпри­ятия имеют на балансе объекты основных фондов, которые использу­ются как в предусмотренных для льготирования целях, так и для иных нужд. Например, таковым может быть топливно-энергетический цех, который вырабатывает тепло как для нужд производства, так и для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы. В таком случае, по нашему мнению, предприятие имеет право уменьшить в целях нало­гообложения стоимость такого имущества в части доли стоимости, приходящейся на оказание услуг, льготирование которых предусмот­рено законодательством (в нашем примере льготируемая часть имуще­ства должна определяться по удельному весу тепла, отпускаемого для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы). В рассматривае­мом случае ведение раздельного учета обязательно.

Таким образом, действующий порядок использования льгот по налогу на имущество таков:

1. Следует определить вид используемой льготы и возможность использования льготы в полном объеме, либо частично;

2. Необходимо подтвердить правомерность использования льготы с учетом действующих требований (например: соответствие одному из при­веденных классификаторов, наличие организационно-распорядительного документа необходимого для применения льготы и т.д.);

3. Обеспечить раздельный учет льготируемого и нельготируемо­го имущества.

В целях правильного применения льгот рекомендуем использо­вать письмо МНС РФ от 11 марта 2001 г. № ВТ-6-04/197 "Методиче­ские рекомендации для использования в практической работе при осу­ществлении контроля за правомерностью использования налогопла­тельщиком льгот по налогу на имущество предприятий".

Особенности применения отдельных льгот

В данном разделе мы рассмотрим некоторые особенности при­менения льгот, связанные с нестандартными ситуациями, возникаю­щими в финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Льгота для предприятий, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере

В хозяйственной жизни часто имеют место ситуации, когда ор­ганизация, осуществляющая деятельность в жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере, является самостоятельным юридическим лицом. В связи с этим возникает вопрос о порядке применения ст.5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", согласно которой стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогооб­ложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объ­ектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полно­стью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

В рассматриваемом случае организации, осуществляющие дея­тельность в жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере (например, дом отдыха или туристическая база), являются самостоя­тельными налогоплательщиками и уплачивают налог на имущество предприятий в общеустановленном порядке. При этом они также име­ют право воспользоваться рассматриваемой льготой, применяя ее к отдельным имущественным объектам, находящимся на их балансе.

Отнесение объектов к жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере производятся исходя из их фактического использо­вания. Определение вида деятельности осуществляется в соответствии с установленными Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) статистическими группировками по отраслям народного хозяйства.

В частности, к имуществу, на которое распространяется льгота, мо­гут быть отнесены жилые (спальные) корпуса, амбулаторные помещения, медицинское оборудование, спортивные сооружения, в том числе стадио­ны и спортзалы, бассейны, катки, водные спасательные станции, спортив­ный инвентарь и оборудование, кинозалы и библиотеки, а также другое имущество, включая оборудование и коммуникации, необходимое для обеспечения функционирования указанных объектов.

Имущество, не относящееся согласно Классификатору к объек­там жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, напри­мер, административные здания и другое имущество, используемое для осуществления функций управления предприятием, облагается нало­гом на общих основаниях.

Кроме того, следует учитывать, что для предоставления льготы, по нашему мнению, следует обеспечить раздельного учета льготируе­мых объектов.

Особенности применения льгот по объектам жилого фонда

В соответствии с подп. "а" п.6 Инструкции № 33 от налога на имущество освобождаются объекты жилищно-коммунальной сферы.

При расчете налога на имущество необходимо обращать внима­ние на порядок применения льготы по объектам жилого фонда. Дело в том, что исключать из расчета среднегодовой стоимости имущества необходимо не учетную (балансовую) стоимость объектов жилого фонда, а остаточную стоимость. Износ по таким объектам учитывается на забалансовом счете 014 "Износ жилищного фонда". Письмом от 25.03.97 г. № 04-05-06/15 Минфин РФ разъяснил порядок учета сумм износ при расчете налога на имущество:

"Учитывая, что сумма налога на имущество предпри­ятий исчисляется и уплачивается поквартально нарастаю­щим итогом, величина износа жилищного фонда, подлежащая исключению из балансовой стоимости объектов жилищного фонда для целей налогообложения, определяется следующим образом: за первый квартал вычитается 1/4 от суммы годо­вых амортизационных отчислений, за первое полугодие — 7/2, за девять месяцев — 3/4, за год — полностью начисленная сумма по нормам амортизационных отчислений".

Данное положение, по нашему мнению, должно распространяет­ся и на отдельно взятую квартиру. В тоже время отметим, что вопрос о правомерности начисления износа по отдельной квартире не урегули­рован нормативными документами. Однако, мы считаем, что по от­дельной квартире также должно производиться начисление износа по общеустановленному правилу. Начисление износа по объектам жи­лищного фонда производится в конце года по нормам амортизацион­ных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвер­жденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное вос­становление основных фондов народного хозяйства СССР". В течение года сумма начисленного износа остается неизменной, и именно этот показатель должен использоваться для определения остаточной стоимости квартиры для последующего уменьшения стоимости имущества при расчете налога.

Все вышеизложенное рекомендуем учитывать при расчете нало­га на имущество предприятия.

Мобилизационные мощности, используемые в текущем производстве

На практике очень часто возникает ситуация при которой моби­лизационные мощности не законсервированы и используются в дейст­вующем производстве. По нашему мнению право на льготу, преду­смотренную подп. "и" ст.5 Закона РФ "О налоге на имущество пред­приятий", в этом случае остается. Обусловлено это тем, что согласно подп. "и" ст.5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стои­мость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшает­ся на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизаци­онных мощностей. При этом Закон не предусматривает применение данной льготы только на законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности. Следовательно, указанная норма Закона распространяется на все мобилизационные мощности, находящиеся на балансе у организации, независимо от их фактического использования.

Основанием для предоставления льготы являются документы, подтверждающие наличие на балансе предприятия мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. К таким документам относят­ся соответствующее решение (постановление, приказ и т.п.) органа госу­дарственной власти (законодательной, исполнительной), определившего конкретной организации мобилизационный план, а также перечень моби­лизационного имущества, согласованный с этим органом власти.

В тоже время следует помнить, что налогоплательщик обязан обес­печить раздельный учет льготируемого имущества. При отсутствии раз­дельного учета льгота не предоставляется. Аналогичная позиция содер­жится в письмах Минфина РФ от 23 августа 2000 г. № 04-05-06/66, от 5 октября 2000 г. № 04-05-06/77 и от 16 ноября 2000 г. № 04-05-06/84.

О порядке предоставления льготы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам

В соответствии с п. "к" ст.4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" не облагается имущество государственных научных цен­тров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объе­ме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов. При этом следует отметить, что главным и определяющим условием для использования данной льготы является наличие выручки от реализации указанных работ, отраженную в бухгалтерском учете и учтенную в целях налогообложения.

В тоже время согласно п.2 ст.5 ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Правительст­во РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Указанным Законом определено, что свидетельство о государственной аккредитации явля­ется основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством РФ. Однако данное условие в Законе РФ "О налоге на имущество предпри­ятий" не указано.

Следовательно, рассматриваемая льгота должна предоставляется научным организациям вне зависимости от наличия свидетельства об аккредитации научной организации.

Если у организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации, объем научных работ составил менее 70%, то данная льгота не предоставляется.

Применение льготы при сдаче имущества в аренду

На практике часто встречаются ситуации, когда предприятия сдают в аренду основные фонды, которые по своему функциональному назначению не подлежат обложению налогом на имущество (напри­мер, тепличное хозяйство, овощные склады и т.д.). В случае текущей аренды (долгосрочной или краткосрочной) имущество продолжает учитываться на балансе арендодателя. В связи с этим возникает во­прос: "Имеет ли право арендодатель данное имущество льготировать?"

По нашему мнению в рассматриваемом случае использовать льготу возможно при условии использования арендатором имущества по целевому назначению.

Так, согласно п. "в" ст.5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия для целей налогооб­ложения уменьшается на балансовую стоимость имущества, исполь­зуемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйствен­ной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

Следовательно, в данном случае речь идет о льготировании ор­ганизации не в зависимости от вида осуществляемой ею деятельности, а в зависимости от целевого характера использования конкретного ви­да имущества, находящегося на балансе организации. Законодательст­вом определены два основных условия предоставления вышеназванной льготы: это факт нахождения на балансе организации имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельско­хозяйственной продукции (имущественная принадлежность), и его це­левое использование.

Учитывая это, по мнению Департамента, указанная выше норма Закона может быть применима и в том случае, если непосредственным пользователем имущества, предназначенного для производства, пере­работки и хранения сельскохозяйственной продукции, является не только собственник (балансодержатель) этого имущества, но и аренда­тор (лизингополучатель и т.п.) указанного имущества, использующий его по целевому назначению. Отметим, что аналогичная позиция со­держится в письме Минфина от 6 июня 2000 г. № 04-05-06/49.

 

Ставки налога

В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О налоге на имущество" предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяе­мые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не раз­решается. При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога.

 

Порядок расчета налогооблагаемой базы

Алгоритм расчета налогооблагаемой базы налога на имущест­во — среднегодовой стоимости имущества — закреплен в п.З Инст­рукции № 33. Согласно положениям данного пункта для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества. При этом в п.З выделены три самостоятельных ситуации.

Общий случай

В общем случае, когда предприятие действует и имеет налого­облагаемое имущество с начала года, схема расчета налогооблагаемой базы может быть представлена в следующем виде.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деле­ния на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имуще­ства на 1 января отчетного года и на первое число следующего за от­четным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на ка­ждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Рас­чет налога производится ежеквартально, нарастающим итогом.

Пример расчета налога на имущество предприятий за год:

1. Стоимость имущества предприятия по состоянию на:

01.01.02 - 100,0 тыс. руб.

01.04.02 - 100,0 тыс. руб.

01.07.02 - 200,0 тыс. руб.

01.10.02 - 200,0 тыс. руб.

01.01.03 - 200,0 тыс. руб.

2. Среднегодовая стоимость имущества, подлежащая налогооб­ложению:

1 квартал

1 полугодие

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по состоя­нию на 01.04.02 и 01.07.02)

9 месяцев

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по состоя­нию на 01.04.02, 01.07.02 и 01.10.02)

год

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по состоя­нию на 01.04.02, 01.07.02, 01.10.02 и 01.01.03)

3. Расчет налога на имущество предприятий

№ п/п Показатели 1 кв. 1 п-е 9 мес. Год
1. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период   62,5 112,5 162,5
2. Установленная ставка налога на имущество, % 2,0 2,0 2,0 2,0
3. Сумма налога на имущество за отчетный период 0,5 1,25 2,25 3,25

 

Ситуация 1 (специальная). Предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого

Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, то среднегодовая стоимость имущества определяется как ча­стное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

При этом следует учитывать, что следующее:

1) если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 чис­ла второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодо­вой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал;

2) если предприятие создано во второй половине квартала, то среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.

Иными словами, если предприятие создано не в первом квартале (например, 25 апреля, то есть в первой половине второго квартала), и во втором же квартале приобрело налогооблагаемое имущество, то схема расчета будет выглядеть следующим образом (в расчете участвуют квар­талы, начиная со второго в соответствии с абз.З п.З Инструкции № 33):

1. Стоимость имущества предприятия по состоянию на:

01.04.02 — 0 тыс. руб.

01.07.02—100,0 тыс. руб.

01.10.02 —200,0 тыс. руб.

01.01.03—200,0 тыс. руб.

2. Среднегодовая стоимость имущества, подлежащая налогооб­ложению:

I полугодие

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по со­стоянию на 01.04.02 и 01.07.02)

9 месяцев

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по со­стоянию на 01.04.02, 01.07.02 и 01.10.02)

год

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по со­стоянию на 01.04.02, 01.07.02, 01.10.02 и на 01.01.03)

3. Расчет налога на имущество предприятий:

№ п/п Показатели I кв. I п-е 9 мес. год
1. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный пе­риод   12,5    
2. Установленная ставка нало­га на имущество, %   2,0 2,0 2,0
3. Сумма налога на имущество за отчетный период   0,25 1,0 2,0

 

Ситуация 2 (специальная). Предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, а имущество приобрело в следующем квартале

Если предприятие создано во втором квартале, а налогооблагае­мое имущество приобрело в третьем квартале, то схема расчета будет выглядеть следующим образом (в расчете участвуют кварталы, начи­ная со второго):

1. Стоимость имущества предприятия по состоянию на:

01.04.02 — 0 тыс. руб.

01.07.02 — 0 тыс. руб.

01.10.02 —200,0 тыс. руб.

01.01.03—200,0 тыс. руб.

2. Среднегодовая стоимость имущества, подлежащая налогооб­ложению:

I полугодие

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по сjстоянию на 01.04.02 и 01.07.02)

 

9 месяцев

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по со­стоянию на 01.04.02, 01.07.02 и 01.10.02)

год

(в расчете участвует стоимость имущества предприятия по состоянию на 01.04.02, 01.07.02, 01.10.02 и на 01.01.03)

3. Расчет налога на имущество предприятий:

Показатели I кв. I п-е 9мес. год
п/п          
1. Среднегодовая стоимость        
  имущества за отчетный пе-        
  риод        
2. Установленная ставка нало-     2,0 2,0
  га на имущество, %        
3. Сумма налога на имущество     0,5 1,5
  за отчетный период        

 

Порядок учета и уплаты налога в бюджет

Общий порядок

В соответствии со ст.7 Закона РФ "О налоге на имущество пред­приятий" сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период. В соответствии с п.8 Ин­струкции № 33 исчисленная сумма налога вносится в виде обязатель­ного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на фи­нансовые результаты деятельности предприятия. Уплата налога произ­водится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установ­ленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по го­довым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Согласно п. 10 Инструкции № 33 расчеты налога и среднегодо­вой стоимости имущества за отчетный период представляются пред­приятиями в налоговые органы по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтер­ской отчетности.

Особенности по отдельным предприятиям

При этом имеется ряд особенностей, связанных с уплатой налога на имущество по отдельным предприятиям. Рассмотрим эти особенно­сти.

Совместная деятельность

Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, сообщает участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов.

Предприятия, перешедшие на уплату вмененного налога

С организаций, признанных налогоплательщиками единого на­лога на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на имущество предприятий не взимается в части полностью исполь­зуемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на ос­нове свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имущества территориально обо­собленного подразделения (подразделения по месту нахождения орга­низации), имеющего местонахождение на территории данного субъек­та Российской Федерации.

При этом организации должны обеспечить ведение отдельного учета имущества, используемого в предпринимательской деятельно­сти, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого нало­га на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Имущество, не используемое налогоплательщиком в предпри­нимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

В случае если налогоплательщик использует имущество в пред­принимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетель­ства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и иной деятельности, то указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (ра­бот, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

Субъекты налога предпринимательства, перешедшие на упрошенную систему налогообложения, учета и отчетности

Уплата налога на имущество, заменяется уплатой единого нало­га, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Представление налого­вой декларации по налогу на имущество предприятий не производится.

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на кото­рой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и това­ров этих подразделений.

При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и сум­мами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет

Организации, в состав которых входят филиалы и другие обо­собленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, уплачивают налог на имущество предприятий по месту нахождения указанных подразделений в порядке, предусмотренном для уплаты налога на имущество предприятий по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельно­го баланса и расчетного (текущего) счета.

Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога по месту на­хождения головного предприятия уменьшается также на исчисленные суммы налога по филиалам и другим аналогичным подразделениям этого предприятия, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, которые вносятся ими в доходы бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов в общеустановленном порядке.

Данные, необходимые для исчисления и уплаты налога (размеры действующих ставок налога на территории субъекта Российской Феде­рации, расчеты среднегодовой стоимости имущества территориально обособленных подразделений и расчеты по налогу за соответствующие отчетные периоды, а также реквизиты счетов для зачисления налога в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюд­жетов), этим подразделениям рекомендуется направлять головному предприятию в сроки, обеспечивающие своевременное представление налоговым органам квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Налог на рекламу | Тема 13. Специальные налоговые режимы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.239 сек.