Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные внебюджетные фонды




Схема 2. Признаки государственных внебюджетных фондов

Схема 3. Состав внебюджетных фондов Российской Федерации

 

 

 


В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм, правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб, сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов имеет четкое законодательное закрепление и обладает рядом особенностей. В частности, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда, направляется в Правительство РФ. Отчет представляется на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию РФ в форме федерального закона.

Рассмотрим правовое поле каждого из трех действующих государственных внебюджетных фондов.

Правовые основы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 Февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г.) утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, которое устанавливает, что указанный Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортного обслуживания работников и их детей;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.

Средства Фонда образуются за счет:

· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

· ­добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также других установленных законом случаях;

· прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).

Средства Фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и за аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

· оплату проезда к месту лечения и обратно;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.

Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.

Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда.

Банки и иные кредитные организации открывают расчётные и иные счета при предъявлении организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве страхователей.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Инкассовое поручение (распоряжение) исполнительного органа Фонда на перечисление недоимок и пеней должно содержать указание на те счета плательщика Фонда, с которых должно быть произведено перечисление обязательного платежа, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание недоимок и пеней может производиться с рублёвых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов плательщика Фонда, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.

Начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляются в соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ. При этом осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10% выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб., а осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда более 90 дней — штрафа в размере 20% выплат, начислен­ных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.

В 2002 г. пени за недоимку по перечислениям обязательных платежей в Фонд, образующуюся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней бюджетных организаций или задержек оплаты работ по государственному заказу, в том числе оборонному (работ, услуг), финансируемому из федерального бюджета, по заключенным договорам (контрактам) начисляются со дня фактического поступления денежных средств на счета таких организаций при подтверждении государственным заказчиком наличия задолженности соответствующего бюджета.

Фонд вправе предоставлять в 2002 г. плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд учетом финансового состояния этих плательщиков на основе соглашений, заключаемых Фондом и плательщиком страховых взносов на срок не более одного года, при условии своевременной уплаты текущих платежей в Фонд.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговыми органами в соответствии с законодательством.

Правовые основы Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) — образован по­становлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов;

• организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности в следствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

• контроль с участием налоговых органов за своевременным полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

• организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР.

Средства ПФР формируются за счет:

• страховых взносов работодателей;

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

• страховых взносов иных категорий работающих граждан;

• ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсии, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досроч­ных пенсий безработным;

• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

• выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР

Плательщики страховых взносов — граждане, которые являются самостоятельными плательщиками страховых взносов в Фонд (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты и другие), уплачивают страховые взносы с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Плательщики страховых взносов — индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные органами государственной власти субъектов федерации для уплаты стоимости патента, с доходов, определяемые исходя из стоимости патента методом расчета с применением ставки подоходного налога, которая не должна превышать 30%.

Плательщики страховых взносов, не являющиеся юридическими лицами, использующие труд наемных работников, уплачивают страховые взносы с выплат в пользу работников в порядке, предусмотренном для работодателей.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.

Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на начало финансового года.

Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов является день списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного счета.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов Фонда соответствующий орган Фонда взыскивает с банков и иных кредитных организаций пеню за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм.

Фонд и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пени со всех счетов плательщиков страховых взносов — юридических лиц, в том числе и с валютных.

Правовые основы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования образован и действует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования». На основании Указа Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729 «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования» установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Основными задачами Федерального фонда являются:

• финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

• аккумулирования финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

• части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

• ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного эго медицинского страхования;

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• доходов от использования временно свободных финансовых средств;

• нормированного страхового запаса Федерального фонда;

• поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.

Порядок начисления пени аналогичен рассмотренному ранее на примере ПФР.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхования неработающего населения, а также сумм пеней, штрафов и иных финансовых санкций на счета фондов обязательного медицинского страхования они взыскивают с банков и иных кредитных организаций пени в размере одной стопятидесятой ставки рефенансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки, но не более 0,2% этих сумм.

Фонды обязательного медицинского страхования вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов, в том числе валютных, за исключением ссудных и бюджетных счетов, плательщиков страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения — юридических лиц.

Наложение финансовых санкций, включая штрафы, на юридические лица, а взыскание также сумм недоимок и пеней, финансовых санкций и штрафов с иных категорий плательщиков, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, осуществляются в судебном порядке.

Списание денежных средств с валютных счетов плательщиков страховых взносов осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком РФ совместно с Фондом.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда.

Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Имущество Федерального фонда состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации установленных задач Федерального фонда.

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчёт о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и в фонды обязательного медицинского страхования, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом.

От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования освобождаются:

а) организации любых форм организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их ра­ботников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации;

в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части доходов от их деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.