КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изданы учебники, написанные по-русски и созданные с опорой на отечественный опыт обучения глухих детей
Благодаря курсу Александра I на либерализацию общественной жизни, ориентации монарха на европейские ценности и новинки оказалось возможным заимствование и перенос на российскую почву западного опыта создания специальных школ Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна доказывала подданным, что благотворительность может приносить истинную пользу, если движется искренним чувством милосердия, сострадания, любви к людям. 2.9. Александр I, воспитанный «по законам разума и в принципе добродетели»,приглашает в Россию Валентина Гаюи Сменив на престоле убитого отца, Александр Павлович не нарушил династических традиций и тотчас отменил распоряжения своего предшественника. Молодой император с первых дней царствования взял курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные, и в их числе те, кто оказался заточен в монастыри и сумасшедшие дома. Вновь обретают гражданские права те, кто прежде по суду был поражен в них. Запрещены пытки, вводятся ограничения на телесные наказания, открываются границы, разрешается ввоз иностранных книг. Манифест 1801 г. даровал право собственности на землю отдельным лицам всех сословий, исключая крепостных, благодаря чему новые социальные группы приобретали полный гражданский статус. Впервые появился департамент, отвечающий за просвещение россиян. Империю условно разделили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Столица обрела Педагогический институт (1804), вслед за Деритским (1802) открываются Виленский (1803), Харьковский (1805) и Казанский (1805) университеты. Александр I, как «интернационально настроенный человек», живо интересовался западными новациями и, как человек, воспитанный в «благоволении к роду человеческому, доброжелательности ко всем людям», не мог не откликнуться на европейские эксперименты в области обучения глухих и слепых детей. Особое внимание государя привлекал Париж, доверенные лица обстоятельно сообщали в Санкт-Петербург обо всех французских новациях и преобразованиях, в том числе упомянули и о существовании Королевского училища слепых. Узнав об уникальном учебном заведении, Александр I загорелся желанием как можно скорее устроить нечто подобное в Северной Пальмире и пригласил руководить новым делом непосредственно Гаюи1. Благодаря великому французу и в России откроются первые училища для глухих и слепых. Открываются училища для глухих (1806) и училища для слепых (1807). Благодаря единоличному решению самодержца Россия, не накопившая опыта индивидуального обучения глухих и слепых, не имеющая частных заведений для этой категории учащихся, одной из первых открывает государственные специальные школы. Предполагая пробыть в Петербурге несколько месяцев, Гаюи планирует поездку на 1804 г. и начинает обстоятельно готовиться к визиту, подробно обговаривая условия и детали проекта. За годичный, продолжительный по западным меркам, срок пребывания в стране энтузиаст предполагал: • создать в российской столице аналог парижского Института для слепых, оснастив его всеми необходимыми приспособлениями, приборами и материалами; · на примере приглашенного с собой незрячего ученика демонстрировать россиянам как образовательные возможности незрячих, так и необходимость их обучения, с тем чтобы заразить и увлечь идеями тифлопедагогики российские власти и общество; · подготовить себе на смену преемника из русских подданных для последующего руководства институтом; · организовать в пригласившей стране, чей император проявил интерес к образованию слепых, печатание рельефных учебников и книг для незрячих, обеспечить ими училище. Почти полгода парижанин не мог начать дело: два месяца искали русского педагога, несколько месяцев — незрячих детей, три месяца министр просвещения граф П. В. Завадовский не имел времени ознакомиться с переданными ему бумагами. Предложение организовать обучение оказалось даже для столичного просвещенного населения весьма экзотическим и не нашло отклика. Зная историю страны, нелепо ожидать от русского барина, один раз увидевшего пишущего и считающего незрячего француза, попытки наладить обучение собственных крепостных, страдающих недостатком зрения. Слепые дети, безусловно, вызывали жалость у любого нашего соотечественника, многие россияне относились к ним участливо и могли поддержать милостыней, однако в душе противились мысли отдать слепого в школу. Личные права и свободы человека на Западе и в России понимались по-разному, заметно отличались по уровню развития и степени поддержки населением системы образования, медицинской помощи, светского призрения, там личная свобода, гражданское право, образование осознавались ценностью уже многими, здесь единицами. В Российском государстве к началу XIX в. не сложились предпосылки, необходимые для начала специального обучения глухих и слепых детей. Официальной причиной задержки открытия специальной школы чиновники искренне называли «отсутствие в России слепых»! Состоятельные родители из чувства стыда скрывали слепых детей по поместьям; дворовые городских усадеб держать больных детей при себе не имели права; малоимущие столичные горожане либо прятали слепца дома, либо давали ему в руки нищенскую суму и доверяли Божьему Провидению. Не надеясь на помощь властей, Гаюи попытался разыскать учеников на церковных папертях, но не преуспел в своих стараниях. Те немногие, кого парижанин сумел найти, категорически отказывались «идти в школу», не возымели действия и посулы учителя вознаграждать за уроки. На объявления Гаюи в столичных газетах отозвались лишь два родителя француза, служившие при дворе императора, — огранщик бриллиантов Кинэ и художник-декоратор Дранже (их сыновья оказались слишком малы для приема и школу), откликов от русских семей не последовало. Александр I разрешает открыть училище на 15 учебных мест (Гаюи просил на 25), которое передается в ведение попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Н. Н. Новосильцева. Монарх щедро увеличил первоначальную сумму, выделенную на благотворительную акцию, добавив к капиталу училища (который, включая стоимость недвижимости, составлял к марту 1807 г. около 573 000 р.) единовременное пособие в 5185 р. На ежегодное содержание училища определили 14 150 р., иными словами, денег на европейскую диковину государь не пожалел. Замысел Гаюи о введении совместного обучения мальчиков и девочек в силу некоторых особенностей официального помощника г-на Бушуева пришлось оставить, и в школу решили принимать мальчиков из бедных и богатых семей. Программы их обучения разнились меж собой: первых учили чтению, музыке, ручному труду и книгопечатанию; вторых, сверх названного минимума, — письму, истории, географии, поэзии; всем ученикам преподавался Закон Божий. Гаюи считал важным: · дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков; объединить незрячих общей работой, полезной и обществу, и им самим; · обеспечить неимущих слепцов заработком взамен жизни подаянием; · предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом; сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для самообразования и саморазвития; · вернуть обществу праздные, но здоровые руки поводырей, живущих за счет благотворительности.
Он полагал, что результаты в обучении слепого станут убедительным доказательством образовательных потенций человека для молодежи, прежде всего той ее части, которую некоторые называли не способной к наукам и ремеслам тех, кого общество признавало исключительно объектом жалости и милосердного призрения. Отстаивая необходимость обучения незрячих, Гаюи доказывал государственную выгоду от этого предприятия тем, что за счет создания учебных и рабочих мест станет возможным расширить сферу деятельного призрения. Россия не вняла страстным призывам парижанина, деятельное призрение не вызывало интереса, а о создании рабочих мест для слепцов и речи быть не могло.
2.10. Счастливый финал случайной встречи: в России открывается императорское училище для глухих детей Дата начала официального обучения глухих — дня рождения отечественной системы специального образования — 14 октября 1806 г. (по старому стилю). России попыток обучения глухих вплоть до распоряжения вдовствующей императрицы Марии Федоровны не зафиксировано, по крайней мере, в доступных источниках подобных свидетельств найти не удалось. Зато монарх узнал о Парижском институте слепых, а узнав (честь и хвала Александру I), решил учредить нечто подобное в собственной столице. Приглашение Гаюи писалось летом 1803 г., но, пока тот собирался, Россия объявила Франции войну, в Петербург же парижанин прибыл непосредственно после позорного для России Аустерлица! Тем не менее Александр I все свои ранее данные обещания исполнил: здание под размещение училища выделили, квартиру и денежный оклад приезжему тифлопедагогу дали, все представляемые им проекты и финансовые сметы государь утверждал. Судьба училища для глухонемых сложится не в пример удачнее, его опекуном надолго станет вдовствующая императрица Мария Федоровна и подчиненное ей ведомство. Петербургское училище превратится в уникальный педагогический оазис, куда на протяжении всех лет его существования чиновникам Министерства просвещения вход будет заказан. Начиналась же история училища как в сказке: «Гуляла царица в саду и встретила глухого мальчика. Сжалилась государыня над несчастным и решила в школу отдать, для чего повелела пригласить из тридевятого царства учителя...» Счастливым глухим мальчиком оказался один из шести детей генерал-майора Е. И. Мсллера1 Александр, глухотой также страдали его брат и сестра. Семейство Меллеров не пришло в восторг от предложения отправить сына на чужбину, напротив, родители слезно попросили императрицу не забирать у них глухого ребенка. Сжалившись, государыня удовлетворила желание матери оставить мальчика в России, но не переменила решения организовать его обучение, найдя оригинальный способ исполнить задуманное. Мария Федоровна дает поручение срочно «выписать из заграницы одного из более известных профессоров, чтоб учредить в Петербурге Училище глухонемых», дабы предоставить глухим братьям Меллерам возможность получить образование, не покидая пределов родины. Поручение Марии Федоровны в российскую столицу прибыл исполнять польский ксендз Зигмунд Анзельм, обладавший опытом практической работы в Венском институте глухонемых. Долгое время никому в Петербурге не нужный и уже отчаявшийся тифлопедагог Валентин Гаюи в силу случайной оказии пришелся «ко двору». Еще до приглашения к императрице тифлопедагог занялся индивидуальным обучением глухонемых детей, сохранились упоминания о его занятиях с дочерью генерала Михельсона и юным Польнером. Не считая себя достаточно компетентным в вопросах сурдопедагогики, Гаюи обратился за помощью к Сикару, и тот прислал из Парижа свою последнюю научную публикацию. Неожиданное поручение императрицы заставит Гаюи возобновить переписку. Проявляя личное участие и милосердие, желая помочь конкретным людям, Мария Федоровна, в поле зрения которой удачно оказался талантливый иноземный ученый, не только «милостиво повелела» основать при царской резиденции в Павловске училище «в малом виде и притом как опытное», но и выделила на его устройство деньги из личных средств. Очным советником императрицы, как мы знаем, оказался Гаюи, а заочным, по его же рекомендации, ректор Парижского института Роже Сикар. Опытный сурдопедагог делегирует в Россию для постановки учебного дела должным. Что касается Анзельма, то тот прошел стажировку не в Парижском, а в Венском институте глухих, а потому являлся сторонником венской методики обучения неслышащих. В 1807 г. Валентин Гаюи, полагаем, не без помощи государыни, откроет в Гатчине (неподалеку от Павловского училища глухих) и столь долгожданную школу для слепых. Глава 3. Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. Хронологические ориентиры (1801—1917) 1805 г. Открыт университет в Казани. 1801—1825 гг. Годы правления императора Александра I. 1806г. Основано первое учебное (опытное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск). 1807г. Открыта первая школа для слепых детей (Гатчина). 1808г. Запрещена торговля крепостными на рынках и ярмарках. 1809г. Указ об обязательности высшего образования или прохождения экзамена для получения высших гражданских административных постов. 1811 г. Основан Императорский Царскосельский лицей — закрытое учебное заведение для детей дворян. 1815 г. Большая часть герцогства Варшавского по решению Венского конгресса присоединена к России под именем Царства Польского. 1819 г. Открыты университеты в Санкт-Петербурге и Харькове. 1827 г. Открыт университет в Хельсинки. 1828 г. Учреждено IV отделение государственной канцелярии, ведающее благотворительными заведениями и женскими училищами. Принят «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». 1833г. Опубликован Свод законов Российской империи (15 томов). 1834г. Открыт университет в Киеве.
1847г. Опубликована повесть А. И. Герцена «Доктор Крупов». 1848г. Создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых (в структуре ВУИМ). 1861 г. Отменено крепостное право (на момент его отмены общее число крепостных крестьян составляло более половины населения империи). 1864 г. Учреждено земство (выборные органы местного самоуправления). Земства ведали народным образованием и здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек). Земство ликвидировано декретом Советского правительства (1918). Принят новый Устав начальных школ, увеличиваются права местной администрации, церкви и земства в школьных советах; создание начальных школ и управление ими возложено на земство. Судебная реформа вводит равенство всех перед законом. 1864г. Утверждено новое Положение о гимназиях и прогимназиях. Гимназии разделили на классические, дающие право поступать в университет без экзаменов, и реальные, которые готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. 1865г. Открыт университет в Одессе. 1868 г. Опубликован роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Открыта военная прогимназия для малоспособных учащихся (Вольск, Саратовская губерния). 1870 г. Реформа городского самоуправления. Организацию образования и здравоохранения в черте города император поручает Городской думе. 1871—1872 гг. Реальные гимназии преобразованы в реальные училища (6-летний цикл обучения) без права последующего поступления в университет. 1874 г. Введена всеобщая воинская повинность. 1881 г. Создано Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (в структуре ВУИМ). 1884 г. Введен контроль над всеми начальными школами, он поручается Священному синоду. Растет число церковноприходских школ. Вводятся ограничения в высшем женском образовании. 1887 г. Министерство народного просвещения распространяет циркуляр о «кухаркиных детях», ставящий препятствие поступлению в гимназию «служанкиным, прачкиным и кухаркиным детям». декабрь 1895 — январь 1896 г. В рамках II Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию организована Секция «Призрение и обучение слепых, глухонемых и ненормальных детей» (Москва). 1897 г. Перепись населения Российской империи (общая численность— 129 млн.; городское население — 13%, сельское — 87%). 1908 г. Принят Закон об обязательном начальном обучении. Предполагалось его поэтапное введение в действие на протяжении 10 лет. В 1900 г. в начальных школах обучалось 4 млн. детей, в 1914 г. — 7,2 млн. детей, в том числе 2,3 млн. девочек. 1910г. Всероссийский Съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (Москва). 1911г. Общеземский съезд по народному образованию (вопрос о необходимости специальных учреждений для дефективных детей). 1917 г. Октябрьская социалистическая революция.
3.1. первые шаги на пути строительства отечественной системы специального образования, или История Опыта училища глухонемых Первая российская специальная школа возникла по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра I, в загородной царской резиденции поблизости от Павловского дворца в октябре 1806 г. Государыня намеревалась организовать обучение глухонемых детей, и тотчас во исполнение ее желания в столице собрали 12 неслышащих отпрысков разного пола и возраста. Через три года школу перевели в Санкт-Петербург, придав ей с 1 января 1810 г. статус училища и подчинив Ведомству Санкт-Петербургского Опекунского совета. Тогда же в российскую столицу по рекомендации Сикара прибывает учитель Парижского института глухонемых Жан Батист Жоффре1, с легкой руки которого Опытное училище встанет на французские сурдопедагогические рельсы. Парижанин изменил школьный устав, прежде всего разделив воспитанников на два класса: в один вошли дети из «благородных» семей, в другой — из «простых». Прибывший не просто из другой страны, но из «другого времени» парижанин не считал глухонемоту основанием отказаться от соблюдения сословных правил при приеме воспитанников. По убеждению Жоффре, глухие дети из благородных семей в силу происхождения обладали правом на образование и достойные условия содержания в учебном заведении. Сиротам же и выходцам не из дворян не следовало предлагать жизнеустройство, которого они прежде не имели и не смогут достичь по завершении обучения. Само зачисление в училище, по мысли француза, являлось для них привилегией, о комфорте и единой программе не могло быть и речи, а потому Жоффре предложил привычное (справедливое для западной культуры) сословное разделение воспитанников. В отыскании глухих Мария Федоровна испытала те же трудности, что и Гаюи в розыске слепых детей в Санкт-Петербурге. В начале XIX в. в России был создан прецедент, благодаря которому впоследствии становится возможным и открытие специальных школ для иноверцев, и объединение детей разных сословий, как и педагогов разных вероисповеданий, под одной крышей. Формальное сравнение российского училища с западными королевскими институтами, безусловно, окажется в пользу отечественного заведения, никто из европейских монархов не проявил подобной заботы о сиротах из простонародья. Лидера официальной французской сурдопедагогики Эпе не убедили блестящие результаты учеников Якоба Перейра1, и он не поддержал устный метод, отстаивая приоритет мимического. На тех же позициях остался преемник Эпе аббат Сикар, ставший крестным отцом Санкт-Петербургского училища. Его протеже Жоффре продолжал дело авторитетных предшественников, в силу чего, поработав немного по венскому методу, училище перешло на французский. Успехи российских учеников впечатляли бывавших там гостей. Так, приглашенный на экзамен (1819) петербургский митрополит Михаил1 «был поражен разумными ответами экзаменующихся». Безусловный прогресс школы в первые двадцать лет ее существования обеспечили профессионализм Жоффре и «изумительная, редкая, почти материнская заботливость» императрицы. Мария Федоровна «самолично рассматривала планы и сметы по ремонту училища», привлекала все новые источники для его финансирования, озаботилась поиском профессионального садовника, дабы устроить при школе фруктовый сад и парк. Императрица мечтала дать воспитанникам профессиональное образование, со временем преподавательский состав расширился за счет учителей рукоделия, мастеров «портняжного, столярного, токарного и литографного дела». Согласно духовному завещанию императрицы, в 1829 г. училище получило «святую икону и токарный станок»! В 1824 г. дела принял серб Георгий Гурцов, с 1822 г. служивший в этом училище педагогом. В 1835 г. он разработал новый Устав, в котором учитывался накопленный опыт, вводились четкие правила комплектования. В сетке занятий появились такие предметы, как гимнастика, танцы, рисование. Отметим, что рисование и чистописание преподавал глухонемой педагог, чье присутствие, безусловно, делало школьный климат более «мягким» для неслышащих учеников. Не забывали попечители и о здоровье воспитанников, «признано необходимым перевести детей на летнее время за город». Конец 30-х гг. XIX столетия был ознаменован публикацией первых отечественных трудов по теории и практике сурдопедагогики. В 1838г. бразды правления из рук Как сурдопедагог Флёри оказался удивительно прозорлив: многие его предположения впоследствии получили научное обоснование и воплотились в практику. Полтора столетия тому назад Флёри был убежден в том, что: - необходим дифференцированный подход к обучению глухонемых, позднооглохших и слабослышащих детей; - необходимо учить глухих устной речи; - при обучении неслышащего ребенка словесной речи необходимо сочетать различные формы речи, учитывая индивидуальные особенности ученика; - целесообразно более раннее (дошкольное) начало специального обучения детей с нарушением слуха; - глухота не является препятствием к интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |