КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инвалидам войны, а впоследствии распространяются и на детей-инвалидов
Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., массовое знакомство участников военных походов с европейским укладом жизни обусловили желание россиян помогать не только искалеченным в сражениях, но и иным людям, нуждающимся в социальной заботе и защите. Столетняя история обучения детей с нарушениями слуха в Опытном училище Марии Федоровны — это история прекрасного, но отдельного и единичного учебного заведения, которое на протяжении многих десятилетий практически не влияло на ситуацию в стране. Начало специальному обучению в России было положено. Даже беглого знакомства с первым отечественным специальным учебным заведением достаточно, дабы признать его несомненные успехи в деле обучения глухих детей. За короткий срок создана образцовая модель специального учебного заведения для глухих детей, ни в чем не уступающая, а то и превосходящая лучшие зарубежные образцы. Вместе с тем это событие не нашло отклика в стране и не отразилось на судьбах неслышащих детей за пределами столицы. Немногочисленные попытки энтузиастов открыть специальные заведения в других городах России оканчивались неудачей как невостребованные обществом, а значит, преждевременные.
3.2. обучение глухих за пределами столицы.
В стране, где абсолютная власть сконцентрирована в руках одного человека (самодержца), где нет гражданских прав и свобод, где деятельное призрение не стало привычным, а грамотность не признается ценностью, не следует ожидать многочисленных частных инициатив по открытию специальных школ. Опытное учебное заведение вне зависимости от уровня демонстрируемых им достижений, личных возможностей организаторов и учредителей (даже если это монарх) остается экспериментальной моделью до тех пор, пока не сложатся все необходимые предпосылки для ее воспроизводства в других регионах страны. В этом еще раз убеждает отечественная история появления заведений для глухонемых за пределами Санкт-Петербурга. Из семнадцати попыток открыть специальные школы вслед за столичным училищем тринадцать пришлись на западные провинции империи. В течение шестидесяти лет с момента открытия опытного учебного заведения для глухих детей большинство подобных ему возникло в тех территориях Российской империи, где сильна была духовная связь с западным христианством и европейской культурой. На вновь обретенных Россией землях —в Лифляндии, Курляндии, I (барстве Польском, Великом княжестве Финляндском — специальные школы открывались по инициативе католических и протестантских священников, евангелических лютеранских общин. Обучение там велось на немецком, польском, финском, эстонском и шведском языках. Учебные заведения западных провинций скорее являлись географически удаленными от метрополии «филиалами западноевропейской школы», нежели российскими школами. Население Лифляндии на протяжении долгих столетий делилось на правящую элиту, состоящую исключительно из иностранцев (немцев, поляков, шведов), и местных жителей — латышей-простолюдинов. По понятным причинам ни те, ни другие не задумывались об организации обучения детей с нарушением слуха и речи, впрочем, и экономика разграбленной страны не позволяла это сделать. Не принимая православную традицию отношения к убогим и российский опыт в сфере практической сурдопедагогики, остзейское дворянство и евангелические общины Лифляндии (братство гернгутеров1) следуют немецкой традиции. Западная губерния долгое время обходилась двумя учебными заведениями для глухонемых: одно располагалось непосредственно в губернской столице — Риге, другое — в ее предместье Кирхгольм. С 1809 по 1870 г. граждане Риги четырежды предпринимали попытки открыть специальную школу. Третья попытка открытия школы для глухих на территории Лифляндии в Риге в 1840 г. оказалась успешной потому, что совпали интересы разных привилегированных групп населения. Но тем же причинам возник и лечебно-педагогический частный институт для слабоумных детей и идиотов Фридриха Платца (открыт до 1847 г.)3. Выпускник Кенигсбергского университета доктор Платц перебрался в Ригу из Восточной Пруссии. Заметим, рабочим языком персонала был немецкий, в 1878 г. в приюте появятся две группы русских детей, что же касается латышей, то за все время существования пансиона, а он закроется в начале 11ервой мировой войны, в него попадут только два ребенка из латышских семей! В 1847 г., когда рижская школа осталась без учителя, доктору Платцу поручили ее курирование (руководство и преподавание). Изначально далекий от сурдопедагогики и не предполагавший бросать ранее начатое дело, Платц объединил глухонемых с пятнадцатью умственно отсталыми детьми в одном учреждении, помещавшемся в его собственном доме. Испытывая недостаток в профессиональных знаниях, носитель западной культуры, вчерашний кенигсбержец, не обратился в российское (петербургское) училище, а прошел соответствующую подготовку в Пруссии и впоследствии успешно руководил объединенной школой (1847—1864), которая, по словам М. В. Богданова-Березовского, имела в ту пору «цветущий вид». В 1870 г. Меллин решает помочь глухим детям родного уезда, находит для этого средства и обращается за поддержкой к попечителю Рижской школы пастору Мольтрехту. Следуя западным правилам, провинциальный проект начали с организации кураторства (попечительства) будущего учебного заведения. Вошли в него люди известные и влиятельные — вице-губернатор Лифляндии Икскуль фон Гильденбандт, генерал-суперинтендант; мэр и судья города Вольмар, пасторы Мольтрехт и Нейланд, а также учитель Шведе. Последнему учредители предложили совместить функционал сурдопедагога и руководителя создаваемого училища. В распоряжение новоиспеченному попечительству графиня Меллин передает 30 000 р., рекомендуя впоследствии тратить банковский процент от их хранения на содержание необычного заведения. Стартовало учебное заведение скромно, всего с одного класса, в который собрали 8 глухих мальчиков. Двумя годами позже набрали еще класс и пригласили второго сурдопедагога (Якоба Фе-дерса). В 1879 г. комплектуется третий класс, а ушедшего Федерса сменяют выпускники Цинзесской семинарии Энкманис и Инзельберг. Финансовое положение Вольмарской школы, как любого частного заведения, оставалось неустойчивым. В 1900/01 учебный год его бюджет составлял не более 8000 рублей. На тот момент в четырех классах школы пребывал 41 ученик. Особое место в ряду специальных школ, родившихся на территории Российской империи в первой половине XIX в., занимать Варшавский институт глухонемых и слепых, чья история полна загадок и недомолвок. В отечественной литературе но дефектологии до настоящего времени нет объяснений, почему па территории, доставшейся России в результате поражения I Наполеона, при поддержке Александра I открылась маленькая частная школа для глухонемых, которая вскоре превратилась в богадельню, но впоследствии возродилась, подобно фениксу, и стала крупнейшим образовательным заведением для глухих и слепых. Осенью 1817 г. ксендз Фальковский1, имевший в прошлом опыт индивидуальной работы с глухими, организовал в польской столице школу для глухих детей. Заинтересованный в установлении добрососедских отношений, смягчении присущих Польше антирусских настроений, Александр I первоначально вел себя подчеркнуто либерально. В марте 1818 г., самодержец не только одобрил замысел Фальковского, но и пожаловал на его школу 18 000 р. Благодаря финансовой помощи российского царя и поддержке юродских властей в 1826 г. учебное заведение обрело новое здание па площади Трех Крестов в центре Варшавы. К 1830 г. в нем обучалось 60 детей (в том числе и девочки). Фальковский, успешно совмещая работу в костеле Св. Александра с преподаванием в школе, находил время на написание научных трактатов по сурдопедагогике. Из-под его пера вышло несколько работ, посвященных проблеме педагогической помощи глухим, а также практическим вопросам жизнедеятельности руководимого им заведения. На землях, прежде входивших в состав Речи Посполитой, варшавяне преуспели в деле обучения глухих более других. Мечта Станислава Августа Понятовского и Непомук-Коссаковского создать в королевстве институт глухонемых при жизни епископа не осуществилась. Реализовать ее в границах Виленской губернии Российской империи попытаются клирик-униат Поголис и ректор императорского Виленского университета профессор Ян Снядецкий2. К 1823 г. университет Вильно считался одним из крупнейших университетов Европы, превосходя численностью студентов Оксфорда. Преподавание на четырех факультетах велось преимущественно на польском языке и на латыни. Сдерживало развитие сети специальных школ в России не столько безденежье или, как часто подчеркивают отечественные исследователи, противодействие официальных властей, но прежде всего отсутствие какой бы то ни было заинтересованности общества в организации обучения детей-инвалидов. «Низы» («народ», «почва») испытывали неприятие идеи специального образования, а подавляющая часть «верхов» («цивилизации») — равнодушие к делу обучения глухих. Нужны были исключительные события, вследствие которых российское общество изменило бы свое отношение к инвалидам, делу их призрения и образования. Такими событиями стали Отечественная 1812 г. и Крымская (1853—1856) войны, повлекшие за собой политические реформы и вызвавшие в стране всплеск частной деятельной благотворительности. 3.3 войны приводят к развитию филантропии – общество меняет свое отношение к инвалидам. Исключительную роль в деле развития общественного призрения сыграла Отечественная война 1812 г. Первый шаг делают российские аристократки: не дожидаясь царского указа, они объединяют усилия в целях «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим». 12 ноября 1812 г. — это день основания «Петербургского патриотического общества дам» и точка отсчета успешных гражданских инициатив в России. Способствовала подъему национального самосознания, что, в частности, проявилось всплеском деятельного милосердия в адрес искалеченных ветеранов. В силу исключительных обстоятельств государство (в лице самодержца и членов его семьи) благосклонно одобрило и поддержало неправительственную инициативу, что на Руси случалось нечасто. Общественные инициативы милосердия объединялись вокруг благотворительной газеты «Русский инвалид», созданной П. Пезаровиусом. По прошествии полувека от момента выхода в свет первого номера «Русского инвалида», в тяжелую для страны годину Русско-турецкой войны (1877—1878) императорским указом создается Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов. Безусловно, в принятом решении без труда угадывается отзвук деяний филантропа западного толка П. Пезаровиуса, но рождается оно в результате перемен, произошедших в общественном сознании. Император не счел возможным не откликнуться на гражданскую благотворительную инициативу. Первый всплеск народно-патриотического движения явился ответом на нападение наполеоновских войск, второй — реакцией на события русско-турецкой кампании. Рождение Попечительства подспудно готовилось без малого триста лет, именно столько времени потребовалось государству на переосмысление своей ответственности за рядовых защитников отечества. Первым шагом на пути к созданию государственного органа, взявшего на себя организацию помощи инвалидам войны и их близким, можно считать подписание царского регламента о выкупе пленных (1551). Одним из важных итогов Отечественной войны 1812 г. стали положительные перемены в отношении государства и общества к военным инвалидам, другим — знакомство российской глубинки со столичными образовательными моделями. Непосредственное знакомство провинциального дворянства со столичной образовательной моделью впоследствии обусловит открытие в городе собственного женского училища (1841). Другим важным шагом станет открытие Казанского университета (1814). В конце XIX в. Казань по праву войдет в число российских городов — лидеров организации не только общего, но и специального обучения. В 1885 г. здесь появится училище для слепых, в 1886 г. — школа для глухих. Окончание войны не прервало новое для России благотворительное движение. Так, в Симбирске под председательством В. Ивашовой возникает женское общество христианского милосердия (1818), чьими стараниями вскоре открывается женское учебное заведение Дом трудолюбия1. Богатая казанская помещица, вдова полковника М. Н. Родионова, жертвует ВУИМ имение и немалую сумму денег на обустройство в Казани Института благородных девиц (1828). Высочайшее повеление об его открытии будет подписано в тот же год. 3.4. либеральные реформы Александра II – благотворительное движение набирает силу Новый импульс благотворительности и строительству сети специальных школ придают политические реформы2 Александра II. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум) меняют уклад российской жизни. Судебная реформа (1864) вводит равенство всех перед законом. Земства и Городские думы обретают некоторую независимость от верховной власти, в частности получают право открывать лечебные, учебные и богоугодные заведения. Контроль и координация частных инициатив в сфере благотворительности и призрения передается Министерству внутренних дел. Потепление политического климата со временем положительно скажется на изменении отношения образованных россиян к детям с недостатками физического и умственного развития. К концу XIX в. в стране сложились все необходимые предпосылки. Ряды филантропов-вельмож пополняются купечеством, зажиточными горожанами, преуспевающими разночинцами. В губернских центрах ширится круг образованных людей, обладающих знаниями в области медицины, педагогики, права, философии. И наконец, самое главное — россияне обрели относительную свободу гражданской инициативы и предпринимательства. Вот почему деятельная благотворительность становится все более активным движением в России. К концу XIX столетия западная история государственной и частной благотворительности насчитывала уже шесть веков, на протяжении которых в процессе длительного эволюционного развития сформировались как минимум две отличные друг от друга модели социальной опеки — католическая и протестантская. Россия, перенявшая по воле Петра I и Екатерины II протестантскую модель благотворительности, за полтора столетия сумела ее адаптировать и освоить. В благотворительное движение теперь были вовлечены многочисленные представители «цивилизации» — царская фамилия, аристократия, дворянство, отдельные представители купечества, образованные горожане. «Почва» же неизменно следовала православной народной традиции, считая милостыню наивысшим благодеянием. И вновь драматические военные события повлекли за собой рост общественного внимания к инвалидам. Печальным последствием Русско-турецкой войны (1877—1878) оказалось огромное число военных инвалидов. Созданное правительством незадолго до Крымской кампании Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов, столкнувшись с многочисленными просьбами нижних чинов, потерявших зрение, о помощи, экстренно принимает ряд мер. Прежде всего Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10—15 человек) в Санкт-Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и I центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики. Полученные в результате экспедиций 1879—1880гг. статистические данные о численности инвалидов по зрению и их бедственном положении ошеломили не только специалистов-медиков, но и власть, и просвещенное общество в целом. Для всех вдруг стало очевидным, что число незрячих в империи огромно, а ослепшие воины лишь малая их толика. Пришлось признать, что Россия не обладает системой помощи незрячим.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |