Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды шкал




Здесь есть одна опасность: и цифровое кодирование, и ранжирование позволяет поставить в таблицу цифру. Ранг означает место в ряду, последовательности. Такие данные представляют собой порядковую шкалу и к порядковым шкалам применимы все методы математической обработки данных. А вот цифровое кодирование - это всего лишь знак, метка, ярлык, имя. Имя не измеряется количественно, оно позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. Такие данные представляют собой номинативную шкалу (от лат. nomen - имя, название) или шкалу наименований. Примеры такой шкалы: «леворукий, амбиверт, праворукий», «старший ребенок в семье, средний ребенок в семье, младший, единственный ребенок в семье», «ученик 2 А класса, ученик 2 Б класса, ученик 2 В класса». Номинативная шкала позволяет подсчитать частоту встречаемости какого-либо явления («леворукий», «единственный ребенок в семье») и затем работать с этой частотой с помощью математических выводов.

Будьте внимательны, не перепутайте, что в Вашей таблице «сырых» баллов есть цифра, обозначающая величину, а что цифра, являющаяся знаком!

Кроме номинативной и порядковой шкал выделяют еще шкалу интервалов (интервальную шкалу) и шкалу отношений. Коротко расскажу о них, т.к. впереди это знание нам понадобится.

Шкала интервалов - это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии[7]. Когда мы измеряем психологические явления в физических единицах (например, сколько секунд испытуемый сможет удерживать волевым усилием динамометр - получается, измеряем «волю в секундах») - это не шкала интервалов. Здесь секунда в первые 10 секунд и через пять минут удержания напряжения - не равны друг другу. Это шкала порядка. Любые значения, полученные испытуемыми по любой нестандартизованной методике, оказываются измеренными по шкале порядка. Собственно шкалой интервалов можно считать шкалу стенов (см. стр. 37) и любую другую шкалу, в которой группировка интервалов осуществляется по принципу равенства накопленных частот, т.е. каждый интервал содержит одинаковое количество наблюдений (при этом «по баллам», измеренным Вами, интервалы могут быть не равны).

Шкала равных отношений - измерительная шкала, на которой могут быть выражены отношения величин вычисляемых наблюдений. В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. Это предполагает наличие абсолютной нулевой точки отсчета. Единица измерения в этой шкале - 1 наблюдение, 1 выбор, 1 реакция и т.п. Расклассифицировав испытуемых по ячейкам номинативной шкалы, мы может применить потом высшую шкалу измерения - шкалу отношений между частотами.

Посмотрите еще раз на свой экспериментальный план. Там знаком О обозначена диагностика, которых может быть несколько. Подумайте, с какой таблицей сырых результатов Вам будет легче работать. Возможно, значимо для Вас сопоставить результаты в экспериментальной и контрольной группах. Тогда таблица может иметь следующий вид (см. Табл. 2).

Таблица 2.

Таблица сырых результатов. Первичная диагностика
№ п/п ФИО (или код) Пол Возраст тревожность Самооценка Экстраверсия Нейро-тизм
Ситуативная Личностная
                  N
Экспериментальная группа
  Иванов О. (101)         0,72        
  Петрова Р. (102)         0,54        
  Сидорова К. (103)         0,81        
                   
                 
N Тарапутькин К. (n)         0,47        
    9,1 21,4 24,2 0,56 12,2 14,4    
Контрольная группа
  Коткин Д. (201)         0,82        
  Семенова К. (202)         0,34        
  Опенкин С. (203)         0,40        
                   
                 
N Уфимцев М. (n)         0,51        
    9,2 23,6 24,1 0,61 12,8 12,9    
                       

 

Возможно, более важно сопоставить начальные и конечные результаты диагностики. Тогда удобнее представить их в одной таблице (см. Табл. 3).


Таблица 3.

Таблица сырых результатов. Экспериментальная группа
№ п/п ФИО (или код) Пол Возраст Личностн тревожн. Ситуатив. тревожн. Само-оценка Экстра-версия
До после До После До После До После
                       
  Иванов О. (101)             0,72 0,69      
  Петрова Р. (102)             0,54 0,60      
  Сидорова К. (103)             0,81 0,82      
                       
                     
N Тарапутькин К. (n)             0,47 0,54      
    9,1 21,4 20,9 24,2 20,1 0,56 0,60 12,2 16,2  

 

Итак, Вы собрали полученные данные в единую сводную таблицу. Не пугайтесь, она может быть очень большой. После создания таблицы необходимо проверить качество ее заполнения, выявить и исправить ошибка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.