Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичная обработка данных

 

Благодаря вторичной обработке данных можно выявить скрытые тенденции, закономерности и связи; обнаружить новые факты, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; выявить уровень достоверности, надежности и точности полученных результатов; получить научно обоснованные результаты. Выбор конкретного метода обработки данных зависит от задач исследования, а также от способа измерения данных (т.е. шкалы, в которой они представлены).

Изучите внимательно таблицу 11.

Таблица 11

Классификация задач и методов их решения (на базе таблицы Е.Ф. Волковой).

п/п Задачи Условия Объем выборки (ок) Методы Шкала
           
  Отбраковка выпадающих значений нет ограничений n >5 t – критерий выпада  
  Определение наиболее характерных показателей для исследуемой выборки нет ограничений чем больше выборка, тем ближе может быть оценка параметра к его истинному значению x -среднее арифметическое интервальная отношений  
Ме – медиана   порядковая интервальная отношений
Мо - мода чаще для номинативной
  Оценка степени рассеивания отдельных величин вокруг средней арифметической нет ограничений чем больше выборка, тем ближе может быть оценка параметра к его истинному значению Wn – размах порядковая интервальная
точно для нормального распределения s - стандартное отклонение отношений интервальная отношений
  Выявление различий в уровне исследуемого признака 2 выборки испытуемых, диапазоны разброса показателей не должны совпадать n ≥ 11, n1» n2     Q–критерий Розенбаума     порядковая интервальная отношений  
2 выборки испытуемых, имеется зона перекрещивающихся значений между выборками (т.е. повторяющихся в разных выборках). а) n1 =2, n2 ³5 б) 3 ≤ n1 ≤ 60, 3 ≤ n1 ≤ 60,   U–критерий Манна-Уитни     порядковая интервальная отношений  
2 выборки испытуемых   а) n1 =2, n2 ³30 б) n1 =3, n2 ³7 в) n1 =4, n2 ³5 г) n1, n2 ³5 φ*-критерий (угловое преобразование Фишера) любая шкала
5 Оценка различия в средних 2 выборки испытуемых, нормальное распределение 30£(n1 + n2 - 2) до ¥ t – критерий Стьюдента интервальная отношений
           
  Оценка сдвига значений исследуемого признака Одни и те же показатели, измеренные у одних и тех же испытуемых до и после воздействия а) при отсутствии контрольной группы (2 замера 1 группа)   5 £ n £ 50     Т– критерий Вилкоксона   порядковая интервальная отношений  
б) при наличии контрольной группы (2 замера 2 группы)   5 £ n £ 50 Вариант1 – сопоставление значений «до» и «после» отдельно по экспериментальной и контрольной группам Т – критерий Вилкоксона     порядковая интервальная отношений
n ³ 11, n1» n2   n1 =2, n2 ³ 5; 3 £ (n1, n2) £ 60 n1, n2 ³ 5 Вариант 2 – сопоставление сдвигов в двух группах Q – критерий Розенбаума U – критерий Манна–Уитни φ*-критерий Фишера     порядковая интервальная отношений все шкалы
  Выявление различий в распределении признака сопоставление двух эмпирических распределений или эмпирического с теоретическим n ³ 30 c² критерий Пирсона любая шкала
n1,2 ³ 50 l-критерий Колмогорова-Смирнова порядковая интервальная отношений
а) n1 =2, n2 ³30 б) n1 =3, n2 ³7 в) n1 =4, n2 ³5 г) n1, n2 ³5 φ*-критерий Фишера любая шкала.
  Выявление степени согласованности изменений (корреляции) 2 признака или 2 профиля 30< n £ 40 rs-коэффициент ранговой корреляции Спирмена порядковая интервальная отношений
4< n £5000 rxy-коэффициент линейной корреляции Пирсона интервальная отношений

С описанием способа решения первых трех задач Вы познакомились, изучая раздел «Первичная обработка данных».

Для дальнейшего рассмотрения способов обработки данных нам потребуется понятие «статистические гипотезы». Формулирование гипотез систематизирует предположения исследователя и представляет их в четком и лаконичном виде. Благодаря гипотезам, исследователь не теряет путеводной нити в процессе рассчетов и ему легко понять после их окончания, что, собственно, он обнаружил. Статистических гипотез две:

- нулевая гипотеза (Но) – гипотеза об отсутствии различий, эту гипотезу мы опровергаем, если стоит задача доказать значимость различий,

- альтернативная гипотеза (Н1) – это то, что мы хотим доказать.

Для каждого метода статистической обработки данных эти гипотезы в общем виде будут сформулированы. Вам придется только уточнить их в терминах Вашего исследования.

 

Итак, определитесь, какую задачу Вам необходимо решить, выберите по таблице подходящий метод, четко следуйте алгоритму подсчета данных – и у Вас все получится! Небольшая рекомендация: независимо от того, считаете ли Вы «в столбик» или на калькуляторе – пересчитывайте все операции не менее двух раз, тогда Вы снизите риск механической ошибки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ первичных статистик | Выявление различий в уровне исследуемого признака
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.