Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии




 

В традиции деятельностного подхода в психологии можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп [1]. Таким образом, предметом исследования социальной психологии является особые социально-gсихологические (или общественные) явления, обусловленные наличием социальных групп.

К такому пониманию своего предмета, по мнению Г.М. Андреевой, социальная психология пришла не сразу. О дискуссиях, которые имели место в истории ее развитии речь пойдет в следующей теме.

Для сравнения приведем еще одно определение социальной психологии, приведенное в достаточно популярном во всем мире учебнике. Д. Майерс определил социальную психологию, как науку, изучающую как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу [5]. В данном случае прослеживается в большей степени личностный подход к определению предмета социальной психологии как интерперсональное мышление, влияние и отношение.

Само сочетание слов «социальная психо­логия» указывает на специфическое мес­то, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Глав­ной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социо­логии.

Сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая — преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социо­логической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию [1].

Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук - в антропологии, этнографии, криминологии, язы­кознании, но, прежде всего — в психологии и социологии. В отличие от естественных наук социальная психология - экзогенная наука, она выявляет то, как социальные условия влияют на человека.

Существует много разных точек на природу человека, каждая из которых имеет право на существование и в целом науки только до­полняют друг друге. Ведь все, что существует в реальности отно­сится к организованной системе. В системе наук, как показано на рис. 1, место социальной психологии находится между интегративными (гуманитарными) и естественными науками.

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний. Социальная психология, по мнению Д.Майерса, ставит акценты на следующие аспекты:

1. Власть ситуации - в какой степени культура, окружающая действительность влияют на поступки людей. Ведь иногда антигуман­ная ситуация может оправдывать жестокость (например, отстаивание прав народа в военном конфликте)

2. Власть личности - человек как созидатель социальных взаи­моотношений, норм, правил. Одни и те же ситуации могут и по-раз­ному влиять на человека, вызывать разные реакции.

3. Важность познания - люди ведут себя по-разному отчасти потому, что думают по-разному. Во многом социальная реальность - это субъективное конструирование образа мира, а не сам этот мир.

 

 

 
 

 

 


Рис. 1. Место социальной психологии в системе наук [5]

 

Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, социальная реальность порождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога - уметь выявить эти проблемы.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.

Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере образования, целесообразнее использовать следующую типологию [14]:

1.Феноменологизация и концептуализация;

2. Исследование и диагностика;

3.Обработка и интерпретация;

4.Коррекция и терапия;

5.Мотивирование и управление;

6.Обучение и развитие;

7. Конструирование и творчество.

Основными методами социальной психологии являются общепсихологические: наблюдение, тестирование, эксперимент. Такде используются принятые и в социологическом исследовании методы контент-анализа и опроса. К специфическим методам социальным психологии следут отнести социометрию.

Наблюдение — это один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения:

прямое и скрытое;

включенное и стороннее;

внешнее и самонаблюдение;

квалифицированное и объективное.

Тесты — это метод, при котором получают точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Различают:

тест-опросник;

тест-задание;

проективный тест.

Тест-опросник, или личностный опросник, основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно производить оценку уровня развития того или иного психологического качества человека. Тест-задание предполагает оценку уровня развития психологических качеств человека по анализу того, как и что человек делает. В тестах-заданиях человеку предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии, отсутствии и степени развития у него определенных психологических свойств.

Проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. В основе проективных методик лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличие у самого себя. Проективные тесты построены в форме рисунков и ситуаций, которые должен описать и проинтерпретировать человек, в форме задания выбрать и разложить в определенной последовательности предлагаемые цвета, произвести сравнение неопределенных, расплывчатых фигур-пятен, нарисовать рисунок на заданный сюжет («Автопортрет», «Фантастическое животное», «Моя семья», «Дерево» и др.).

Следует помнить, что эффективность применения проективных тестов в первую очередь зависит от квалификации и опыта интерпретирования результатов, имеющихся у психолога-диагноста. Кроме того, тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости самого обследуемого.

Эксперимент — это метод, позволяющий целенаправленно создавать ситуации, в которых изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Различают такие виды эксперимента, как лабораторный эксперимент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент. В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования может выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направлен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент, тем самым, это — точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.

Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произвести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимента производится констатирующая диагностика уровня развития психологической функции, затем реализуется развивающая или формирующая программа педагогических или психологических воздействий, и только после этого производится повторное констатирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который достигается в результате целенаправленного развития.

Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что процесс развития психических функций и процессов, в целом, психики человека является естественно-искусственным процессом. Естественный компонент в процессе развития психических явлений составляют возрастные и индивидуальные процессы внутреннего развития человека. Искусственный компонент задается со стороны общества и социокультурных требований: необходимости посещения ребенком школы, обучения его по определенным школьным предметам, выполнение им требований школьной дисциплины и т.д.

Опросы — это метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

письменное (анкетирование);

устное (беседа, интервью).

Устный опрос, или интервью, применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточнение вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Ответы опрашиваемых людей и их поведение существенно зависят от установления во время беседы психологического контакта и доверия между спрашивающим и отвечающим, от индивидуальных особенностей отвечающего, его стремления к открытости и искренности. Устный опрос бывает информативным, если беседуют мужчина и женщина, подростки примерно одного возраста, организована неформальная, позитивная психологическая атмосфера, имеется продолжительное время для беседы.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении информации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные имеют несколько нивелированный характер, содержат минимум индивидуальных характеристик и больше относятся к социологическим, нежели психологическим данным.

К методу опроса относится также экспертная оценка — систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций. Экспертная оценка может быть врачебно-трудовая, судебная и психологическая экспертиза.

Контент-анализ (или изучение документов) - это метод выделения специальных единиц текс­та, а затем подсчитывание частоты их встречаемости.

Социометрические методы, которые связаны с измерением харак­теристик группы, таких как структура, композиция, сплоченность, интегративность и др.

Однако на современном этапе развития психологии важнее становится не разработка и применение отдельного метода, а рассматривание нескольких методов в системе. Примером такого методологического подхода является классификация Б.Г. Ананьева [2].. В ней выделяется четыре группы методов:

- первую группу методов, с помощью которых строится и регулируется все исследование, можно обозначить как орга­низационные. Сюда относятся следующие методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Они действуют на протяжении всего ис­следования, и их эффективность определяется по конечным ре­зультатам исследования (теоретическим или практическим — в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, уп­равления и т.д.);

- самую обширную группу методов составляют эмпи­риче­ские методы, или способы добывания научных данных, получе­ния фактов. К этой группе относятся: наблюдение и самонаблю­дение (обсервационные методы); экспериментальные методы (лабора­торный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический); психодиагностические методы (тесты стандар­тизированные и проективные, анкеты и вопрос­ники современ­ных типов, социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хроно­метрия, циклогра­фия, профессиографическое описание, оценка из­делий, выпол­ненных работ, в том числе ученических, произ­ведений разного рода и т. д.), которые можно назвать пракси­метрическими методами; моделирование (математическое, ки­бернетическое и т. д.); биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, контент-анализ документации, свиде­тельств и т.д.). Использование отдельных методов или зависит от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдным или комплексным) пользуется исследователь;

- третью группу составляют методы обработки данных (экспериментальных и других). К этим методам отно­сятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный — с другой (в том числе диффе­ренциация материала по типам, группам, вариантам и состав­ление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являю­щихся исключе­ниями или нарушениями центральных тенден­ций);

- четвертую группу, интерпретационных ме­тодов, составляют различные варианты генетического и структурного подходов. Вариантами генетического метода явля­ются филогенетический, онтогенетический, социо-генетическнй, исторический. Гене­тический метод может охватывать все уровни развития, от молекулярного (в широком смысле слова) до поведенческого. Различными вариантами этого метода являются способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. Взаимосвязи между частями и целым, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни, опре­деляются структурными методами (психографией, типологиче­ской классификацией, психологическим профилем).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.