Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические методы исследования педагогической реальности




Большинство методов исследования психолого-педагогических процессов перешло из общей, возрастной и других прикладных отраслей психологии. Можно объединить их в две большие группы: наблюдение и эксперимент.

Исследовательские процедуры в практической сфере науки выполняют диагностические функции. «Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ним работает,- учителям, воспитателям, родителям» [45. С. 80]. Диагностика может проводиться в целях первичного отбора, текущего контроля, заключения результатов. Диагностические процедуры используются при приеме в учебное заведение, профориентации, измерении уровня когнитивной и личностной зрелости в процессе обучения, причин отклоняющегося поведения, определения индивидуальной направленности ребенка. Кроме того, диагностика может служить целям сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Необходимо отметить, что диагностика лишь служит целям дальнейшей психопрофилактической или коррекционной работы и что психодиагоностика несет совершенно различный смысл для представителей различных философских воззрений на природу и пути развития человека. Так, в технократической парадигме она служит мерилом его готовности исполнять социальные функции и незнание чего-то расценивается как его несостоятельность, в то время как в гуманитарных подходах диагностика проводится исключительно для целей индивидуального мониторинга и составления индивидуальных программ развития человека. Незнание чего-то расценивается в таком подходе как точка отсчета личностного роста. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) предупреждают о необходимости комплексного, целостного изучения личности во всей полноте его смысложизненного контекста. Современная феноменологическая психологическая школа подчеркивает принципиальную непознаваемость человека, отсюда вытекают повышенные требования ответственности интерпретаторов и диагностов за результаты выдаваемых ими рекомендаций. Кроме того, существуют объективно выделенные субъективные искажения диагностических процедур. Это так называемые артефакты. К ним относятся такие, как:

1) приверженность гипотезе со стороны исследователя или исследуемого, ведущая к бессознательному искажению гипотезы в пользу ее подтверждения;

2) определяющее влияние на итоги исследования первого впечатления очеловеке или группе эффект аудитории, когда присутствие публики может существенно повлиять на ход исследования;

3) смешение главного и второстепенного, случайного и закономерного;

4) преждевременность обобщений и выводов.

Д. Г. Шмелев обращает внимание на следующие профессионально-этические принципы в психодиагностике:

1) специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики;

2) профессиональной ответственности за распространение психодиагностирующего инструментария;

3) обеспечения суверенных прав личности;

4) объективности;

5) конфиденциальности;

6) психопрофилактирующего изложения результатов [41].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.