Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персонифицированные периодизации развития человека




Существуют и персонифицированные точки зрения на возрастную периодизацию: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова, Г. Дюпона, Л. Кольберга, Ж. Пиаже, Э. Эриксона и др. Г. А. Цукерман выделяет разные основания для их построения. Так, периодизации Д. Б. Эльконина и Э. Эриксона пытаются ответить на вопрос: «Как, за счет каких механизмов происходит психическое развитие?» В периодизациях Л. Кольберга, Ж. Пиаже рассматривается вопрос: «Что развивается?» В периодизации В. Слободчикова и Г. Дюпона встает вопрос: «Кто развивается?»

Таблица 1

Сравнительная таблица возрастной периодизации

 

Типология Л. Выготского, Д. Эльконина Типология Э. Эриксона
Возраст Ведущая деятельность Новообразование Задача возраста -аномалия
0-1   1 -3   3-7     7-10   10-15   15-20 Эмоциональный контакт с матерью Манипулятивная деятельность Ролевая игра     Учение   Общение со сверстниками Учебно-профессио­нальная деятельность Физическое развитие Речь Психологическая готовность к обучению Произвольность поведения Чувство взрослости   Индивидуализация Доверие - недоверие   Автономия - сомнение, стыд Инициативность - чувство вины   Достижение - неполно­ценность Самоопределение - диф­фузия идентичности Интимность - изоляция

Таблица 2

Классификация стадий развития обшего и морального интеллекта

 

Типология Ж. Пиаже Типология Л. Кольберга
I.Сенсо-моторная стадия. Упражнение рефлексов, начало практического интеллекта. II. Стадия конкретных операций. Начало интериоризации, понятийного мышления. III. Стадия формальных операций. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика I.Предконвенциальный интеллект. Ориентация на личную выгоду, удовольствие. II.Конвенциональный интеллект. Подчинение принятым нормам. III. Постконвенциальнный интеллект. Ориентация на вечные ценности и соб­ственные принципы.

Таблица 3

Стадии развития личности Г. Дюпона и В. Слободчикова

 

ТипологияГ. Дюпона Типология В. Слободчикова
I. Эгоцентрично внеличностная стадия. Эмоциональная нерасчлененность са­моощущений. II.Стадия личных отношений. Ослабление эгоцентризма, стабили­зация эмоциональных проявлений. III.Межличностная стадия. Формирование сверстниковой субкуль­ туры, приобретение навыков общения. IV. Психологическая стадия. Стихийные психологические исследо­ вания, классификация людей по множе­ ственным основаниям, самопознание. V. Стадия автономии. Ответственность за самостановление. Идейная принципиальность и поведенческая гибкость. VI. Интегративная стадия. Переживание целостности, гармоничности, мирового равновесия. Выход за пределы индивидуального бытия. I.Оживление. Непосредственная общность с род­ными. II.Одушевление. Совместные предметные действия с близкими взрослыми. ' III.Персонализация. Поиск и освоение общих способов решения логических, жизненных задач. IV. Индивидуализация. Воспроизводство и творчество в системе общественной деятельности.   V. Универсализация. Творчество в пространстве кзистенциальных ценностей.

 

Знание разных периодизаций позволяет сделать более объемным представление об этапах развития человека, подходить более комплексно к проблеме сопровождения его развития. Опыт работы со студентами педа­гогического вуза в рамках курса педагогической психологии и учителями.показывает, что в педагогической картине будущих и действующих пе­дагогов существует большая фрагментарность, парциадьность восприятия

ученика. В целях заполнения определенного вакуума в этой области предлагаем разработку диагностической карты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.