Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 1. Какие из функций общения превалируют в большинстве реальных педагогических контактов.




1. Какие из функций общения превалируют в большинстве реальных педагогических контактов?

2. Какие эффекты восприятия педагогом своих учеников Вы наблюдали в своем окружении?

3. Сделайте трехминутное выступление на любую тему и обсудите его качество (свобода формулирования мысли, красота речи: метафоричность, синонимичность, афористичность и т. д.).

у 4. Разработайте критерии успешной работы лектора с аудиторией. 5. Перечислите положительные и отрицательные стороны каждого типа лидерства.

6. Приведите примеры культуральных и ролевых барьеров встречаю­щихся в Вашем общении.

7. Выделите положительные и отрицательные стороны каждого из ти­пов конфликтного поведения.

8. Опишите сильные стороны каждого вида темпераментных характери­стик, того, что будет помогать общению.

 


Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

5.1. Основы современных воспитательных стратегий

Термин «воспитание» используют в широком и узком смысле слова. В первом случае под воспитанием подразумевают воздействие окружающей среды, которое так или иначе оказывает влияние на человека. Во втором случае, более узком, воспитание- это целенаправленное создание условий для развития человека.

Главная цель воспитания в современных условиях - это фасилитация, создание материальных, духовных, организационных условий для развития у учащегося ответственности за социальные и личностные ценности, само­развитие и успешную продуктивную деятельность.

Успех стратегии и тактики воспитательного процесса зависит от полноты учета закономерностей как самого течения воспитательного влияния, так и закономерностей протекания развития ребенка.

Стратегия и тактика воспитательного процесса зависит от методологических оснований, на которых находится воспитатель. Осознание нашего взгляда на природу человека является необходимой предпосылкой продуктивности педагогического воздействия. Это важно потому, что каждый педагог осознанно или нет исповедует ту или иную религию относительно природы человека, возможностей его развития и механизмов социализации ребенка.

Психоаналитическая традиция предлагает рассматривать процесс воспитания как социализацию темных, иррациональных сил- инстинктов. Согласно З. Фрейду, природа человека скорее негативна, чем позитивна, поскольку главный инициирующий стимул - это как можно более полное удовлетворение органических потребностей, выраженных в принципе удовольствия, коренящихся в бессознательном. Задача педагога- это гармонизация диалога сознания и бессознательного. Основной метод - это проработка с воспитанником его прошлого, детского опыта, экстериоризация вытесненных проблем, отреагирование проективными средствами возможных ранних травм и обучение социально приемлемым способам удовлетворения своих либидозных тенденций.

Бихевиоральные подходы ориентируют педагога на взгляд на учащегося как на «белый лист» бумаги. Никакой врожденной предрасположенности, только средовые влияния формируют личность человека. Поведение есть полная картина личностных особенностей через изменение поведенческих паттернов возможно изменение внутренних душевных состояний. Основной метод - положительное и отрицательное подкрепление, поощрения и наказания, позитивные и негативные санкции, которые и будут изменять реакции ученика, формируя желательные для социума.

В когнитивной традиции человек рассматривается как динамическая, флексибельная, иерархическая структура сознания. Когнитивисты видят человека как постоянного исследователя, выдвигающего гипотезы, проверяющего их, уточняющего топологию своего жизненного пути. Основной метод- работа с когнитивными картами, с ценностями, убеждениями, ментальными воззрениями по переструктурированию, перестраиванию сознания школьника, студента.

Гештальтпсихология акцентирует внимание на развитии целостности «Я» человека, включая телесные, душевные и духовные проявления. Метод воспитания - игровые тренинги, обращение к своему внутреннему опыту, интеграция разрозненных, неосознаваемых чувств, ощущений в генерали­зованную целостность, завершение в настоящем гештальтов прошлого, перенос нового поведения в будущие ситуации.

Теория диадического взаимодействия обращает внимание на учет контекста в воспитании ребенка. Согласно мнению сторонников данной теории, нет константных личностных характеристик человека, есть ситуативное проявление различных положительных и отрицательных черт личности. Основной метод- погружение в поле моделирования новых контекстов жизнедеятельности человека, рассмотрение как минимум диады участников взаимодействия, характера их влияния друг на друга.

Гуманистическая психология утверждает позитивный взгляд на природу человека. С их точки зрения, человек - это всегда активный, целеустремленный, самоактуализирующийся, самореализующийся ответственный творец своего «Я». Основной метод воздействия- «не мешать», дать свободу развития всего потенциала, фасилитация, создание благоприятной среды для самостоятельности и активности ребенка.

Деятельностный подход предполагает формирование индивидуальной системы деятельности, которая, в свою очередь, сформирует личностные особенности человека. Основной метод- включение учащегося в деятельность и постепенное перестройка его мотивов в соответствии с государственно-идеологическими ориентирами.

С. Д. Поляков отмечает, что современные воспитательные стратегии трансформируются в сторону общенческих компонентов взаимодействия преподавателя и обучающегося. Одно из таких направлений он называет диалогово-деятельностным [44]. Его теоретики и практики- Г. П. Щедровицкий, Г. А. Цукерман, О. С. Газман, А. В. Мудрик и др. Это направление можно назвать эклектическим, поскольку в его методах соседствуют все продуктивные идеи многих психологических концепций. Именно к такому взаимодействию зачастую применяют термин «сотрудничество». Его суть состоит в том, что ученик и учитель в безопасной педагогической ситуации могут обменяться своими идеями, потребностями, желаниями и договориться о точках соприкосновения их интересов, а затем уже погружаться в совместную деятельность, где каждый из участников растет и развивается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.