Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Радел 3. Теория и технология воспитания




Радел 3. Теория и технология воспитания

Сущность процесса воспитания. Понятие цели воспитания.

 

План:

1. Сущность процесса воспитания. Движущие силы процесса воспитания.

2. Понятие цели воспитания.

 

1. Сущность процесса воспитания. Движущие силы процесса воспитания.

 

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие — цель, воспитание — средство ее достижения.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Данное понятие употребляется в широком социальном смысле как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

1. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

2. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса.

3. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

4. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

5. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность.

6. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

7. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 

Движущие силы процесса воспитания – борьба противоречий. Выделяют противоречия:

ü внешние - проявляются в несоответствии и расхождении между существующими нормати­вами и поведением людей.

ü внутренние - про­тиворечия между притязаниями школьника и его воз­можностями, между потребностями и способами их удовлетворения. Преодолевая противоречия, личность развивается.

 

2. Понятие цели воспитания.

 

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания.

Цель воспитания – это заранее определенные, прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни в личном развитии и формировании.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

Цель выражает общую устремленность воспитания. В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.

Цель воспитания объективно характеризуется социальной обусловленностью и как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи.

В настоящее время процесс воспитания предусматривает решение следующих задач:

ü целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

ü формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

ü приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

ü воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

ü развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

ü организацию познавательной деятельности студентов, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

ü организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

ü развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

 

История педагогики – это длительная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания.

- античный мир: цель воспитания – воспитание добродетелей

- Коменский: воспитание должно быть направлено на познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к Богу.

- Локк: цель воспитания – сформировать джентельмена

- Гельвеций: основа воспитания – стремление к благу общества

- Руссо: цель воспитания – подчиняться общечеловеческим ценностям

- Песталоцци: цель воспитания – развить способности и дарования человека, постоянно их совершенствовать

-И. Кант: цель воспитания – готовить воспитанника к завтрашнему дню

- Гербарт: цель воспитания – всестороннее развитие интересов человека, направленное на его гармоничное формирование

- К.Д. Ушинский: главная задача воспитания – нравственное влияние.

 

В настоящее время идеальная цель воспитания трактуется как всесторонне развитая гармоничная личность.

С точки зрения задач образование имеет 2 значения:

- подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;

- гармоничное развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижения единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.

Реальная цель воспитания определяется как цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальная цель изменяется в зависимости от целого ряда условий.

Реальная цель в современной школе:

- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

- формировать гуманистические отношения

- обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.