КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Принципы воспитания, их характеристика
Принципы воспитания, их характеристика.
План: 1. Понятие «принципы воспитания» 2. Принципы содержания воспитания 3. Принципы организации воспитания 4. Принципы руководства воспитанием
1.Понятие «принципы воспитания»
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Данное понятие употребляется в широком социальном смысле как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач. Принципы воспитания — это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении. В принципах воспитания сконцентрирован и обобщен многолетний опыт воспитания. Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание требований принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет сознательно и творчески решать задачи воспитания.
Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса. В системе основных принципов воспитания целесообразно выделить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организацию, руководство воспитанием: ü группы принципов содержательного характера позволяют ответить на вопрос, что делать в воспитательной работе; ü организационные принципы — как, каким образом осуществляется воспитание; ü принципы руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса.
2 .Принципы содержания воспитания Содержание воспитания детерминируют: ✓ конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания; ✓ соответствие содержания характеру решаемых задач и потребностям; ✓ гармоничность содержательных составляющих воспитания.
3. Принципы организации воспитания
Организация воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов: ✓ воспитание в процессе труда и повседневной жизни; ✓ воспитание в коллективе и через коллектив; ✓ субъектный характер воспитательных взаимоотношений; ✓ опора на положительное в личности и коллективе; ✓ активность, системность и конкретность воспитательных мер, ✓ сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; ✓ единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др. 4. Принципы руководства воспитанием При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы: ✓ правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности; ✓ активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам и обстановке;
✓ обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия; ✓ позитивно-мотивационная направленность управленческо-воспитательного воздействия; стимулирование деятельностной и иной социально-ценностной активности; ✓ учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей; ✓ обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера, упражнения (тренинга), поощрения, уважения и требовательности и др. Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, их требования зачастую вытекают одно из другого, обусловливают развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя к воспитанию. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, и реализуются в процессе их практического применения. Соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению воспитательных задач. Нельзя в одних случаях поступать в соответствии с требованиями принципов, а в других — вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко и разрушает весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к воспитанию. Лекция 3
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |