КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методыформирования поведениявоспитанников, их характеристика
План:
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». 2. Методы формирования поведения.
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Прием воспитания — отдельный элемент метода. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста. На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель ü применяет различные приемы и методы воздействия, ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы: · Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример) · Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование) · Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва ») · Методы самовоспитания
2.Методы формирования поведения
1.Упражнение и приучение 2. Режим дня 3. Педагогические ситуации 4. Система поручений 5. Требование 1. Упражнение — это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии принятыми в обществе нормами и правилами. Упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. Упражнение не следует понимать только как механическое повторение одних и тех же действий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение для ребенка — сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности. Для того чтобы сформировать прочные навыки и привычки учитель в организации упражнений придерживается следующих правил: ü учащиеся должны понимать сущность и значение того качества, которое мы хотим воспитать; ü знать, что следует сделать и как делать; ü для выработки навыков и привычек требуется определенное время, которое зависит от индивидуально-типологических особенностей детей. Приучение состоит из ряда последовательных действий, которые должен усвоить ученик: ü показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе), ü закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением учителя или родителей. 2. Режим дня — порядок чередования различных видов деятельности и отдыха. Устанавливается с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей. ü определенную продолжительность учебных и неучебных занятий, сна и отдыха, ü регулярные приемы пищи, ü выполнение правил личной гигиены. Здоровый режим дня школьника повышает работоспособность, благоприятно сказывается на успеваемости, пробуждает интерес к творческой деятельности, обеспечивает нормальное физическое развитие детей. Особо важное значение режим имеет для младшего школьника, так как у него еще недостаточно сформированы организованность, дисциплина, воля и настойчивость. Режим дня в школе и семье, четкое распределение видов деятельности по времени заставляют учащихся повторять и закреплять положительные действия и поступки, управлять своими желаниями. 3. Функцию упражнения и приучения выполняют и специально организованные педагогические ситуации, в которых проявляют себя учащиеся. Наиболее эффективны для младших школьников игровые ситуации. Создание специальных ситуаций будет эффективным, когда "учитель четко поставит цель, расчленит ее на операции и спланирует отдельные действия и их исполнение. Игровые ситуации помогают выработать навыки и привычки дисциплины, культуры поведения, приучает его жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе. 4. Важную роль в организации воспитательной работы играет система поручений. Педагогу необходимо соблюдать определенные условия в процессе организации поручений: ü ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив; ü поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка; ü нельзя ограничиваться только распределением поручений — надо научить каждого учащегося их выполнять. 5. Требование — один из основных методов педагогического влияния. Исследователи разработали целую систему требований учителя к учащимся: ü прямое непосредственное требование; ü косвенное требование. ü Виды косвенных требований: ü требование-совет; ü требование в игровом оформлении; ü требование доверием; ü требование выражением недоверия; ü требование-просьба; ü требование-намек; ü требование-одобрение; ü требование-осуждение; ü условное требование. Эффективность предъявляемых требований зависит также от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель, и др.
Лекция 5
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |