Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены и ценообразование




Резюме

СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА

Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Действующее российское законодательство не закрепляет формы и порядок бизнес-планирования, а также саму обязательность разработки таких планов.

В предпринимательской практике и научной литературе нет однозначного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана, что объясняется, во-первых, теми целями, на решение которых направлен разрабатываемый бизнес-план; во-вторых, предметом избранной предпринимателем области дея­тельности; в-третьих, стратегией развития организации и други­ми факторами.

Конечно, структура бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером фирмы, целью разра­ботки бизнес-плана, от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспек­тив роста создаваемого предприятия.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, финансовых партнеров, привле­чения партнеров, контрактов с персоналом) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана не существует.

При создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес-план и предусмотреть в нем следующие разделы:

Резюме

1. Описание продукта (услуги)

2. Анализ рынка сбыта

3. Оценка конкурентов

4. Стратегия маркетинга

5. План производства

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Риски и гарантии

Приложения

• Этот раздел разрабатывается после составления всех других разделов бизнес-плана.

• В приоритетном порядке формулируются все направления деятельности, по каждому из которых определяются цели и стратегии (пути) их достижения.

В разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

• основные цели организации;

• основные стратегии достижения этих целей;

• чем будет заниматься организация в планируемый период;

• какие нужны средства для этого и где их планируется получить;

• чем предлагаемые организацией товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов;

• какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;

• каковы планируемые затраты на производство товаров (услуг) и какая ожидается чистая прибыль;

• срок возврата заемных средств;

• вопросы конфиденциальности;

• данные о создании и регистрации;

• контактные телефоны руководителей.

1 раздел: Описание продукта (услуги)

Цель данного раздела – всесторонне описать производимый товар (услугу).

Написанию данного раздела предшествует значительная пред­варительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса. Содержание раздела должно раскрыть следующие моменты: описание продукции/ услуги и их применение; отличительные качества или уникальность; технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе; лицензии/патентные права; будущий потенциал.

В разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

• Какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга)?

• Какой полезный эффект можно получить от товара (услуги)?

• Чем отличается ваш продукт (услуга) от товара конкурента?

• Каков жизненный цикл товара или, другими словами, как скоро он устареет?

• Какими патентами или авторскими свидетельствами уже защищены, или могут быть, защищены особенности продукта или технологии?

• В чем состоят особенности дизайна и упаковки товара?

2 раздел: Анализ рынка сбыта

Цель данного раздела – показать, что Вы сможете продать свой товар.

В разделе должны быть освещены вопросы сегментирования рынка, позиционирования товара и характеристики рынка сбыта.

Сегментация рынка позволяет ответить на вопросы:

• Какими характеристиками и свойствами должна обладать продукция, выпускаемая на данный конкретный рынок?

• Какие конкретные функции и потребности удовлетворяет продукция?

• Какие технологии наиболее выгодно использовать?

• Каков размер (емкость) целевого рынка и перспективы увеличения объемов производства и продаж данной продукции?

• Какие группы потребителей можно выделить по целевым сегментам рынка?

• Как должна быть построена стратегия маркетинга, на какие маркетинговые инструменты должен быть сделан основной акцент?

Критерии сегментации

Группа Критерии
Экономические Доходы на душу населения, уровень потребления и накопления, уровень инфляции, жилищные условия, возможности кредитования
Географические Страна, область (регион), населенный пункт (город, село), климат, рельеф, уровень урбанизации
Демографические Численность населения, уровень безработицы, рождаемость и смертность, пол и возраст, профессия, семейное положение, плотность населения, национальность.
Психографические Черты характера, темперамент, установки, образ жизни, привычки, жизненная позиция, социальная сфера, социальный статус

Позиционирование товара - это технология определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Цель позиционирования — исследование мнения, анализ оценок покупателей, с целью осуществления их оптимизации в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителей.

Существует достаточно много моделей позиционирования продукции. К наиболее важным и к наиболее часто используемым можно отнести следующие:

- модель «Доля рынка – рост рынка»

-модель Мак-Кинзи

-матрица оценки проектов Ж-Ж Ламбена

Матрица «продукт- рынок»

  Тип рынка
Существующий Новый
Тип продукта Существующий Маркетинговая стратегия, направленная на проникновение на рынок(преодоление выходных барьеров Маркетинговая стратегия, направленная на освоение и расширение нового рынка
Новый Маркетинговая стратегия, направленная на разработку новых продуктов и их продвижение на существующем рынке Маркетинговая стратегия, направленная на формирование нового рынка под инновационный продукт, для которого не существует аналогов

 

Характеристика рынка:

• Размер и состав рынка

• Тенденции и направления развития рынка, устойчивость интересов и ориентиров у основной части потребителей

• Ожидаемый в будущем рост, стагнация или уменьшение рынка

• Специфические особенности рынка сбыта

• Описание рыночного сегмента и рыночной ниши компании

• Планы, касающиеся расширения рынка, выхода на другие рынки, диверсификации производства, объединения рынков

• Механизмы действия рынка и основные типы конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация

3 раздел: Анализ конкурентов

Цель данного раздела — облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от промахов. Необходимо представить: характеристику конкурентов и факторы конкурентоспособности.

В разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

• Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

• Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов?

• Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

• В чем вы рассчитываете их превзойти?

4 раздел: Стратегия маркетинга

Цель данного раздела – подробно показать и объяснить, как предполагаемый бизнес будет воздействовать на рынок и реагировать на конкурентную обстановку, складывающуюся на нем, чтобы обеспечить успешный сбыт товара или услуги. Содержание раздела должно раскрыть следующие моменты:

1) стратегия сбыта и распространения;

2) ценообразование;

3) реклама, связи с общественностью, продвижение товара;

4) анализ места размещения компании;

5) методы стимулирования потребителей;

6) формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе.

Маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

В разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

• какова используемая методика расчета цены на товар?

• какой чистый доход обеспечит компании установленный уровень цены?

• предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?

• какие способы продвижения намерена применять фирма?

Факторы стратегии сбыта и распространения:

Ø Товар

• стоимость: цена за единицу.

• сложность: техническая сторона.

• сохранность: период хранения, частота отгрузок.

• объем: масса единицы.

Ø Каналы товародвижения

• альтернативы: прямой, косвенный.

• характеристики: количество, выполняемые функции, традиции.

• доступность: монопольные договоренности, территориальные ограничения.

• юридические аспекты: соответствующие законы, проекты.

Ценообразование – важный элемент в общей стратегии маркетинга, поэтому приводится общая структура цен и соображения, лежащие в ее основе, политика скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии на валовую прибыль.

Необходимо дать оценку прибыли и показать, будет ли она достаточна для покрытия затрат и показать правильность ценовой стратегии и различия между ценами предприятия и ценами конкурирующих или замещающих продуктов и услуг с точки зрения потребителя.

Реклама, связи с общественностью, продвижение товара – это то, за счет чего фирма собирается привлекать внимание потенциальных потребителей своей продукции.

План рекламы будет включать следующие моменты:

1) установление целей;

2) установление ответственности;

3) определение детального бюджета рекламы;

4) разработку рекламных тем;

5) тонкости рекламной кампании;

6) решения по рекламным объявлениям;

7) сроки выхода рекламы.

Факторы анализа места размещения компании:

Ø Демографические особенности местного населения

Ø Степень доступности, открытость местности и стоимость доступа к нему

Раздел содержит:

Ø описание реальной местности

Ø план, карта, эскиз местности

Методы стимулирования потребителей – это, как и за счет чего вы будете привлекать новых покупателей.

Разработка плана стимулирования:

1) установление целей;

2) ответственность за стимулирование сбыта;

3) выбор вида стимулирования;

4) координация плана.

Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе – это, как и какими средствами добиваться устойчивой репутации своих товаров или услуг и самой фирмы.

Задачи:

Ø систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс населения, включая правительственный аппарат и государственные учреждения.

Ø осуществление торговой презентации, которая связана с демонстрацией товаров с показом их достоинств, существующих вариантов и моделей, цен, предоставляемых услуг.

Ø проведение институциональной рекламы.

5 раздел: План производства

Цель данного раздела — убедить потенциального инвестора в том, что ваше предприятие в состоянии обеспечить производство необходимого количества продукции в установленные сроки и надлежащего качества. В данный раздел следует обязательно вклю­чить следующие пункты: разработка продукта, изготовление, внешние воздействия.

Необходимо ответить на вопросы:

1. Какой минимальный объем производственных мощностей необходим для производства продукции в запланированном объеме, какова предположительная динамика производственных мощностей с течением времени? (подробные их характеристики можно вынести в приложение бизнес-плана).

2. Каким образом будет организована доставка сырья, материалов и комплектующих на предприятие? Желательно привести перечень поставщиков и дать им краткие характеристики.

3. Обеспечено ли предприятие-производитель необходимым оборудованием и прочими основными средствами, если нет — то когда оно будет обеспечено и каким образом?

4. Как выглядит технологический процесс?

6 раздел: Организационный план

Цель данного раздела – обеспечение правовых отношений между фирмой и органами власти, внутри фирмы между администрацией и трудовым коллективом. Необходимо представить: форму собственности, размер уставного капитала, участников или главных акционеров организации; организационную структуру управления; поощрение, обучение персонала; критерии отбора персонала.

Организационный план дает:

1) соответствие объема выполняемых управленческих работ числу их исполнителей;

2) сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации;

3) отсутствие параллелизма и дублирования функций.

4) оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;

5) соблюдение норм управляемости, то есть числа исполнителей, выходящих на одного руководителя или координатора их деятельности;

6) степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления.

Особенности:

• Организационный план наиболее важен для предприятий начинающих свою коммерческую деятельность.

• Качественный организационный план может поднять репутацию предприятия.

• На малых предприятиях организационный план часто сводится к плану персонала

7 раздел: Финансовый план

Цель данного раздела — показать, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. В данный раздел следует обязательно вклю­чить следующие пункты: прогноз объемов реализации, план поступлений и выплат, план доходов и расходов, срок возврата вложенных средств, стратегия финансирования. Рекомендуется информацию представлять в таблицах, составленных на три года вперед с разбивкой по годам:

первый год — данные приводятся помесячно;

второй год — данные приводятся поквартально;

третий год — приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.

I. Прогноз объемов реализации. Этот подраздел призван дать представление о той доле рынка, которую организация намечает завоевать в ближайшее время.

II. План поступлений и выплат. Главная задача данного документа — проверить синхронность поступлений и расходования денежных средств. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

III. План доходов и расходов. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

Среди анализируемых показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль.

IV. Расчет срока окупаемости. Срок окупаемости - тот срок, за который доходы покроют расходы. Предполагается, что после этого проект приносит только прибыль.

Формула расчета срока окупаемости имеет вид:

Ток=KВ/П,

где Ток - срок окупаемости инвестиций (лет);

KВ - первоначальные инвестиции;

П - среднегодовые денежные поступления от реализации инвестиционного проекта.

Стратегия финансирования заключается в составлении плана получения средств для создания или расширения бизнеса.

Вопросы:

1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта?

2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения?

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода от них?

Источниками могут служить:

1) собственные средства,

2) кредиты банков,

3) привлечение средств партнеров,

4) привлечение средств акционеров.

8 раздел: Риски и гарантии

Цель данного раздела — информирование будущих инвесторов о том, что предприниматель не только понимает проблему риска воплощения бизнес-плана, но и знает конкретно, в чем он состоит и как свести риск к минимуму. Необходимо представить: виды рисков и методы их оценки, организационные меры профилактики рисков, программу страхования от рисков.

Риск - вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов.

Схема управления рисками: Выявление риска => Оценка риска=> Выбор действий для минимизации риск.

Виды рисков

Виды Вопросы
Рыночный риск   Будет ли в будущем существовать рынок? Будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать Вашему бизнесу?
Внешний риск   Какова вероятность того, что кто-то или что-то остановит или замедлит работу предприятия? Есть ли у Вас предложения по решению этих проблем?
Внутренний риск   Достаточно ли у Вас персонала, чтобы предприятие могло нормально функционировать? В состоянии ли работники качественно выполнять свои обязанности?
Политический риск   Есть, или ожидается, какое-либо постановление, которое может помешать успеху? Будут ли получены, когда это потребуется, разрешения специальных органов?
Ресурсный риск   Будет ли иметь место достаточное количество клиентов, материалов или продукции? Достаточно ли у партнеров финансовых, ресурсов для полного завершения намеченного проекта?

Оценка риска представляет собой один из наиболее сложных и наименее точных элементов финансового анализа.

Качественная оценка предусматривает определение факторов риска, признаков для идентификации, отнесение риска к одной из групп по степени опасности.

Количественная оценка – это численное определение отдельных рисков, групповая оценка рисков и вычисление совокупного риска. Для этого используют статистические методы, методы динамического моделирования.

В основе страхового дела лежит страховой полис. В страховом полисе указывается, какой вид риска он покрывает, в какие сроки и на какую сумму. Страховые полисы могут быть специальными или общими.

Специальным полисом описывается каждый предмет страхуемого имущества, определяется его объем и стоимость.

Общий полис устанавливает лишь стоимость застрахованного имущества в целом.

Приложения к бизнес-плану

Приложения нужны для большей детализации отдельных раз­делов бизнес-плана. Их количество и состав определяются в за­висимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других фак­торов.

Наиболее распространенные документы, входящие в прило­жения:

• технические данные о продукции;

• анкеты руководящих работников;

• организационная и другие схемы;

• результаты аудиторских проверок;

• мнения консультантов и экспертов.

На титульном листе бизнес-плана следует указать, что при­веденная в данном бизнес-плане информация носит конфи­денциальный характер и представляет предпринимательскую тайну.

Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

Функции цены:

1) учетная;

2) регулирующая;

3) распределительная;

4) контрольная;

5) стимулирующая;

6) социальная.

Ценовая политика – установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях.

Процесс установления цены проходит следующие стадии:

1) постановки цели;

2) определения спроса;

3) оценки издержек;

4) анализа цен конкурентов;

5) выбора метода расчета;

6) установления цены.

Существующее многообразие цен отражается в ценовой системе.

Система цен – это совокупность видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками внутреннего и мирового рынков. Система цен представлена в табл. 4.

Таблица 4

Виды цен

Признак Виды цен
По сфере обращения - оптовые цены на продукцию промышленности - закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - цены на продукцию строительства - тарифы транспорта - цены на потребительские товары - тарифы на услуги - внешнеторговые цены: - экспортные - импортные
По степени участия государства - рыночные: - свободные - монопольные - демпинговые - регулируемые: - фиксированные - предельные  
По стадиям ценообразования - оптовые цены изготовителя - оптовые отпускные цены - оптовые цены закупки - розничные цены  
По транспортной составляющей - франко-склад поставщика - франко-станция отправления - франко-вагон станция отправления - франко-вагон станция назначения - франко-склад потребителя
По характеру информации - фактические цены - аукционные цены - биржевые цены - справочные цены - ценовые индексы: индивидуальные, сводные

 

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количествен­ную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения то­вара (услуги) от производителя к потребителю (табл. 5). Цена каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии.

Таблица 5

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг) Прибыль Косвенные налоги Посредническая надбавка Торговая надбавка
акцизы НДС издержки прибыль НДС издержки прибыль НДС
Оптовая цена изготовителя                
Оптовая отпускная цена            
Оптовая цена закупки      
Розничная цена

 

Оптовые цены изготовителя формируются на стадии производства товара (услуги), имеют промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство и реализацию и обеспечивать планируемую прибыль. По ценам изготовителя товары не реализуются.

Оптовые отпускные цены включают помимо цен изготовителя косвенные налоги – акцизы и налог на добавленную стоимость.

Оптовые отпускные цены обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Ставка акциза по подакцизным товарам отечественного производства установлена в процентах к отпускной цене без НДС (но с акцизом) и означает долю акциза в этой цене. Наиболее часто встречающаяся ошибка при расчете цен – применение ставки акциза в процентах к цене изготовителя. Ставка НДС также установлена в процентах к отпускной цене без этого налога, но имеет иной смысл. Она показывает, на сколько процентов надо увеличить отпускную цену НДС, чтобы включить этот косвенный налог в цену.

Оптовые цены закупки формируются на стадии посредничества и включают посреднические надбавки (скидки). Оптовая цена закупки обеспечивает необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена. Посредническая скидка (надбавка) в российской экономической практике может иметь различные названия (снабженческо-сбытовая скидка или надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и т.д.), оставаясь ценой за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в относительном (процентном) выражении. Тогда надбавка – это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка – это доля конечной цены реализации товара покупателю, остающаяся в распоряжении посредника. Посредническая скидка (надбавка) используется для компенсации издержек обращения посредника, уплаты НДС и формирования его прибыли. Ставки НДС для посреднических организаций установлены в процентах к посреднической скидке (надбавке).

Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки. При первом варианте она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника). При втором варианте оптовая цена закупки рассчитывается как сумма элементов, её составляющих.

Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки), чтобы обеспечивать необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Дифференциация цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов (табл. 6). На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изгото­вителя до потребителя транспортные и страховые расходы включены в состав цены. В международной торговой практике в соответствии с системой «Инкотермс» (система правил международной торговли) цены франко заменяются ценами ФОБ, ФАС, КАФ и др.

При цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает поку­патель. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в близлежащих географических пунктах.

Цена франко-склад потребителя показывает, что в цену включены все транс­портные расходы. Этот метод предполагает формирование единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна покупате­лям, которые удалены от места производства продукции и у которых их фактиче­ские транспортные расходы превышают средние.

Таблица 6

Формирование цены по транспортной составляющей

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспортировке до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления        
Франко-вагон станция отправления      
Франко-вагон станция назначения    
Франко-станция назначения  
Франко-склад поставщика

 

В практике ценообразования различают два подхода к установлению цен. Первый подход – затратный, основанный преимущественно на учете издержек; второй подход параметрический,основанный на учете технико-экономических параметров товаров.

К первому подходу относятся следующие методы:

1. Метод полных издержек – средние совокупные издержки (себестоимость) увеличивается на величину рентабельности:

Ц = Сб * (1 + R), где

Ц – цена, руб.

R – рентабельность (в коэффициенте);

2. Метод предельных издержек. Напомним, что предельные издержки – это затраты, связанные с производством еще одном дополнительной единицы продукции. Предельный доход – дополнительный доход, полученный от реализации дополнительной единицы продукции. При сопоставлении с предельным доходом предельные издержки показывают оптимальный объем выпуска продукции и размер прибыли. Следовательно, при использовании этого метода необходимо рассчитывать два показателя – предельный доход и предельные издержки и по ним построить график. Координаты точки пересечения линий по оси абсцисс будут соответствовать оптимальному объему выпуска продукции.

Методика расчета: к переменным затратам на единицу изделия прибавляется сумма, покрывающая достаточную норму прибыли, остальные издержки относятся на финансовые результаты (на валовую прибыль):

Ц = МС * (1+R).

3. Расчет точки безубыточности и критической цены. Метод позволяет определить не только оптимальную цену, но и рассчитать цены, при которых предприятие заведомо получит убыток, но может вести деятельность в краткосрочном периоде. Метод обычно представляется графически (рис.3).

Выручка, затраты
Комментарии к рис. 3. При построении графика большое значение имеют точки пересечения линий. Точка А пересечения выручки и совокупных затрат показывает безубыточный объем производства. В этом случае цена равна себестоимости продукции. Объемы производства большие, чем безубыточный, будут означать превышение цены над себестоимостью и дадут положительную прибыль. Наибольшее расстояние между линиями выручки и совокупных затрат отражает оптимальный объем производства.

Совокупные затраты
Выручка
Постоянные затраты
Переменные затраты
Объем безубыточный  
Объем критический
Объем выпуска
А
В
Рис. 3. Определение критического, безубыточного и оптимального объемов выпуска продукции

 

 


Для расчета цены необходимо найти частное от деления выручки на объем выпуска.

Точка В пересечения выручки и переменных затрат отражает критический объем производства. Путем деления выручки на объем получаем критическую цену продукции. Она будет равна средним переменным издержкам. Если цена на рынке устанавливается ниже, чем средние переменные издержки, то выпускать продукцию экономически нецелесообразно и для минимизации потерь предприятию лучше прекратить свою деятельность.

Метод может применяться на любых предприятиях и входит в маржинальный анализ.

К параметрическим методам установления цены относятся следующие:

1. Метод удельной цены. Формирование цен проводится по одному из главных параметров качества товара. Метод требует тщательного изучения рынка, работы с покупателями и анализа полученных результатов. Опираясь на существующие объем продажи и цены, менеджеры принимают решения о необходимости изменения цены и улучшения товара.

Методика расчета: удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара

2. Ценовой метод баллов. Цена определяется исходя из экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму:

1) отбор основных параметров;

2) начисление баллов по каждому параметру;

3) суммирование баллов по базовому и исходному товару;

4) расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.

Цена на новый товар (Ц) определяется:

Ц = Цб * (ΣБнi / ΣБбi),

где Цб — цена базисного товара;

Бні — балльная оценка i-ro параметра нового товара;

Ббi — балльная оценка i-ro параметра базисного товара (эталона).

3. Ценовой метод регрессии. Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров.

Цена выступает как функция от параметров:

Ц = f(Х1,Х2,Х3,...,Хn),

где X1, Х2, Х3,..., Хп — основные параметры качества товара

Позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

Наиболее простым и наименее обоснованным является метод установления цены на уровне текущих цен. Метод может применяться на товарных рынках, которые относятся к олигополии или совершенной конкуренции. В первом случае производители связаны между собой взаимной зависимостью по технологической цепочке (например, если завод, выпускающий автомобильные двигатели и их комплектующие, повысит цены, то подорожают автомобили всех марок). Во втором случае производители одновременно невелики относительно всего рынка и не могут повысить цены ввиду острой конкуренции за покупателя. Это касается рынка сельскохозяйственной продукции на уровне первичных ее производителей (но не перекупщиков). Единственным способом увеличить свою прибыль в таких условиях остается снижение себестоимости продукции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.