Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ





Классификация методов психологии.

Различные научные школы психологии вырабатывали разные методы исследования. Вот одна наиболее распространенная классификация методов психодиагностики:

Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования. Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, один объект изучается разными средствами)

Эмпирические методы исследования (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Эмпирические методы включают: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный и формирующий), психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос, интервью и беседу).

Методы обработки данных – группа статистических методов, позволяющих произвести количественную обработку первичной информации. Эти методы включают количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

Методы интерпретации – различные приемы объяснения выявленных в результате статистической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.Интерпретационные методы психологии – это генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.; структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемых явлений.

Методы психологического воздействия – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Наблюдение и экспериментявляются основными методами исследования в психологии. Выступают в различных формах, имеют различные виды.



Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение по степени организованности бывает житейским и научным. Научное наблюдение по участию исследователя в наблюдаемом процессе, делится на включенное и не включенное (скрытое). При включенном наблюдении наблюдатель становится членом исследуемой группы, т.е. наблюдает за происходящими в ней процессами «изнутри». По отношение к исследуемому материалу наблюдение бывает сплошное (исследуются все психические проявления личности) и выборочное (исследуется только отдельные параметры наблюдаемого). В зависимости от выбранного объекта, различают внешнее (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннее (переживания, мысли, психические состояния и процессы) наблюдение.

Требования к наблюдению:

– Должно быть избирательно, то есть исходить из четко поставленной цели.

Плановым (определены этапы).

Систематическим, проводиться на протяжении определенного периода времени.

Полнота наблюдения (т.е. как можно более подробно фиксировать изучаемое поведение).

Использование аудио или видео техники (для достижения эффекта отсутствия испытателя).

Трудностьнаблюдения в однозначности понимания, толкования (т.е. субъективность). Должен учитываться опыт и квалификация наблюдателя.

Метод эксперимента – основной эмпирический метод объяснительной психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела одновременно с экспериментальным методом исследования. Основная задача психологического эксперимента – сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.

Преимущества эксперимента:

- Активность – в эксперименте создаются условия, вызывающие психические процессы и свойства, интересующие исследователя;

- Гибкость – в эксперименте возможно изменение его условий и течения психических процессов.

- Четкость – в эксперименте обязателен строгий учет условий его протекания, фиксация раздражителей, ответных реакций.

- Массовость – эксперимент возможен при большом количестве его участников, что позволяет установить общие закономерности психического развития.

Эксперимент бывает лабораторный и естественный, формирующий и констатирующий.

Лабораторныйпротекает в специально созданных и контролируемых условиях с применением специальной аппаратуры и приборов.

При естественном эксперименте создаются привычные условия деятельности. Испытуемые не подозревают о том, что они таковыми являются. Эксперимент в естественных условиях сочетается с наблюдением за ходом и результатами его протекания.

Формирующий эксперимент – иными словами преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий. Способствует формированию новых качеств.

Констатирующий эксперимент устанавливает несомненность наличия чего-либо, сообщение о точно установленном, непреложном факте.

Психологические тесты. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен американским психологом Дж. Кэттелом. Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области, уровень тревожности у младших школьников, профессиональную ориентацию – у старших школьников и т.д.

Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности. Разработка тестов предполагает их статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.



Преимущества тестирования: доступность, простота и быстрота выполнения, массовость. Исключается субъективность исследователя.

Метод опроса широко распространен в психологических исследованиях. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум типам: 1)опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2)заочный опрос – анкеты, предназначаемые для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьирует в широких пределах. Клиническое интервью – это метод получения информации посредством устного опроса пациента и проведение терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической или даже медицинской помощи. Причем материалом для психолога-исследователя может быть не только содержание рассказа клиента но и его поведенческие реакции в процессе рассказа.

Анкетирование (заочный опрос) применяется, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным вопросам или интимным вопросам, либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок. Анкетирование более анонимно, чем интервью, поэтому опрашиваемые более откровенны. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому строить свой ответ по форме, содержанию, либо закрытого типа, включая ответы «да» и «нет».

Беседа является вспомогательным методом для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа в психологии – это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов. Беседа должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Она не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами.

Изучение продуктов деятельности. Этими методами пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения и экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека. Методы широко используются в детской психологии. Исследуются поделки детей, рисунки, рассказы, стихи и т.д.

При обработке научного материала, полученного в процессе исследования, используют количественный и качественный анализ. Все методы статистического анализа условно подразделяют на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

Психогенетические методы позволяют установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Эти методы тесно переплетаются с методами генетики. Наиболее информативен близнецовый метод, предложенный Ф. Гальтоном в 1875 году. Заключается в сопоставлении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества.

Среди методов психологического воздействия в последнее время широко применяется на практикеаутотренинг, групповой тренинг и психоанализ.

Слово «аутотренинг» происходит от двух слов: «ауто» - само и «тренинг» - обучение. Аутотренинг означает технику обучения человеком самого себя, приемы саморегуляции физических и психологических состояний. Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. Популярность этого метода связана с убыстрением темпов жизни, возрастанием нагрузок на нервную систему человека. В настоящее время аутогенные тренировки прочно вошли в систему подготовки спортсменов, шире применяются в производственных коллективах, с целью снижения психо-эмоциональных нагрузок. В аутотренинг входят специальные упражнения, направленные на то, чтобы научиться управлять мышечной системой, дыханием, воображением и через них – физическими и психологическими состояниями.

При групповом тренинге используют групповые дискуссии, игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Дискуссия может происходить между всеми членами группами (например, знакомство через написанные особенности характера, наличие «обвиняющего», «умиротворяющего, «рационалиста», «Уходящего в сторону»). Дискуссия может происходить между одним членом группы и психологом. Остальные наблюдают. Среди игровых форм получил распространение метод ролевых игр. В последнее время широко применяется танцевальная психокоррекция.

Психоанализ. Слово было введено австрийским врачом-психиатром З. Фрейдом. В технику психоанализа входят приемы толкования сновидений, анализ случаев забывания и интерпретация ошибочных действий человека. Главную роль в этой технике играет толкование сновидений. В своем очевидном содержании сновидение связано со свежими впечатлениями предыдущего дня. Скрытое содержание сновидения, обнаруживает зависимость от более ранних переживаний.

 

ЛЕКЦИЯ 2

2.1. Основные этапы развития психологии как науки.

2.2. Психологические теории и их взаимосвязь.

3.3.Основные психологические школы

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3054; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.