Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические теории и их взаимосвязь




Ассоцианизм – одно из основных направлений мировой психической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшем идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. Организм представлялся как машина, запечатлевающая следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого.

Благодаря учениям Давида Юма, Джеймса Милля, Джона Стюарта и др. утвердилось в науке воззрение согласно которому: 1)психика – построена из элементов ощущений, простейших чувствований; 2) элементы – первичны, сложные психические образования – вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3)условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4)закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

В 80-90-е годы XIX века были предприняты многочисленные попытки исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер). Вместе с тем была показана органичность механической трактовки ассоциации. Элементы ассоцианизма были трансформированы в учение Павлова об условных рефлексах. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение трактовалось, как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации – это стимулы S, ответные движения реакции R. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции: S – R. Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. Все законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит «на входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.

Таким образом, бихевиоризм исследовал поведение индивидов, как последовательность актов в виде «ответов» (реакций) на «стимулы», поступающие из окружающей среды. Введенное бихевиористами понятие «поведение» исключало использование в психологии таких понятий как «сознание», «личность», «индивидуальность» и в том числе понятия «психика».

Бихевиористы ставили следующие задачи: 1) выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций; 2)изучить процесс их образования; 3)установить законы их комбинации, т.е. образования сложных форм поведения. В связи с этими задачами, бихевиористы предполагали по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) и наоборот – по реакции судить о характере вызывающего ее стимула.

Представитель позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел поправку в классическую схему поведения, поместив между стимулом и ответной реакцией связующее звено – промежуточные переменные. Общая схема после чего приобрела следующий вид: S – V – R. Под промежуточными переменными Толмен понимал внутренние процессы, опосредующие действие стимула на организм и таким образом влияющие на внешнее поведение. К ним относятся цели, намерения и т.д.

Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Поведение можно исследовать наблюдением и экспериментом. В представлении бихевиористов человек – реактивное существо. Все его действия и поступки трактуются как реакции на внешнее воздействие. Внутренняя активность человека в расчет не принимается. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций.

Бихевиоризм упростил природу человека, поставил его на одну ступень с животными. Бихевиоризм исключил из объяснения поведения человека его сознание, личностные ценности, идеалы, интересы и т.д.

Гештальт-психология. Направление психологической науки, возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее программу исследования целостных структур психики. Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что исходным, первичным данным психологии являются целостные структуры.

У истоков данного направления стояли Вертхеймер, Коффка и Келлер. Согласно теории гештальт-психологии, мир состоит из целостных сложноорганизованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства воспринимаемой фигуры не могут быть адекватно описаны через свойства её частей. Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт. Гештальт – означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.

Выделяют следующие законы гештальта: 1)тяготение частей к образованию симметричного целого; 2)выделение в поле восприятия фигуры и фона; 3)группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты; 4)принцип «прегнантности» (тенденция каждого психического феномена принять максимально определенную, отчетливую и завершенную форму).

Позднее понятие «гештальт» стало пониматься расширенно, как целостная структура, форма или организация чего-либо, а не только применительно к перцептивным процессам. Примером такого расширенного толкования была теоретическая работа В. Келера «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии». В работе утверждалось, что между материальным объектом и его образом, между физическим полем и феноменальным полем восприятия обнаруживается посредник или связующее звено – целостные нейронные ансамбли, обеспечивающие их структурное соответствие друг другу. Основываясь на данном постулате, Келер предложил изучение не отдельных составляющих нервной системы человека, а целостные и динамические структуры, своего рода «физиологию гештальтов».

«Гештальт» представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения. Гештальт-психология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом гештальт-психологии. Методом стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания. При этом предлагалось занять позицию «наивного, неподготовленного» наблюдателя, не имеющего заранее разработанного представления о строении психических явлений. В гештальтпсихологии впервые был открыт принцип целостности при изучении человека. В рамках школы разработаны целые исследовательские практики, которые легли в основу целого направления практической психологии – гештальт-терапии.

Глубинная психология. В основе многих психологических теорий лежит теория бессознательного (аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов в поведении индивида и в формировании его личности). Бессознательное – относительно автономная область психической жизни, подструктура личности, часть её психического аппарата, неподвластная и неподконтрольная сознательному Я (Эго). З. Фрейд относил к сфере бессознательного биологические влечения индивида, желания и импульсы, неприемлемые с точки зрения его социального окружения, а также травматические переживания и воспоминания, вытесняемые в силу их болезненного воздействия на Эго. К бессознательному относят иррациональные силы: влечения, инстинкты. В частности основными из них являются сексуальные влечения и влечение к смерти. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль. Оно выступало в качестве слуги бессознательного. Бессознательное управляет человеком. Поэтому часто человек не может дать объяснения своим поступкам, или объясняет их не понимая подлинных причин своего поведения.

К.Г. Юнг расширил представления о бессознательном, выделив в нем, наряду с личностным, коллективный уровень, определяющий общечеловеческие, универсальные формы опыта. Согласно Юнгу, бессознательное следует рассматривать не только как изначально оппозиционную психическую инстанцию, находящуюся в постоянном противоборстве с сознанием, но и автономную творческую активность души, подчиняющуюся собственным законам и определяющее развитие индивида. Целью индивидуального развития Юнг считал синтез Эго (сознательное Я) и бессознательного.

Глубинная психология включает гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, признающее главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную структуру. Гуманистическая психология сконцентрирована на изучение здоровых и творческих людей, на изучении их психики. Отношение к личности рассматривается как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. В контексте гуманистической психологии подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Данное направление в психологии связано с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера и др.

Основные положения гуманистической теории личности:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

6. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Одним из ответвлений гуманистической психологии является экзистенциальная психология, фокусированная на проблемах смысла жизни, ответственности, выбора, одиночества, индивидуального способа бытия.

Когнитивная психология -одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникла в конце 50-х начале 60-х годов XX века как реакция на господствующий в США бихевиоризм, отрицавший роль внутренней организации психических процессов. Главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторы до получения ответа. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Однако такой подход, определил ряд трудностей в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов. После чего главной задачей когнитивной психологии стало изучение роли знания в поведении человека. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Основными представителями когнитивной психологии были Жан Пиаже, Анри Валлон, Брунер, Колберг. Жан Пиаже - швейцарский психолог. Основные исследования по формированию мышления и речи у детей. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания являются аккомодация (приспособление действия к изменившейся ситуации) и ассимиляция (распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия). Инструментом уравновешивания является интеллект. Общая схема человеческой жизни по Пиаже выстраивается от развития мотивационно-потребностной сферы к развитию интеллекта. Продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и воспитания. Анри Валлон представлял развитие психики человека через его взаимодействие с внешней средой, с условиями существования. При этом наиболее существенными условиями развития являются отношение и поведение людей, а также предметный мир. Джером Брунер – американский психолог, основополагающую роль отводил научению. Считал, что ребенка можно научить чему угодно, если с ним заниматься и, напротив, развитие ребенка останавливается, если не начато его обучение до девяти лет. Вне школы развитие невозможно

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского:

Фундаментальные позиции отечественной психологии относительно психического развития разработаны Л.С. Выготским и представлены в его культурно-исторической теории. Ключевым понятием теории является понятие высших психических функций. Их характеризуют пять основных признаков: сложность, социальность, опосредованность, произвольность, пластичность.

Сложность обусловлена многообразием высших психических функций по особенностям формирования и развития, по структуре и составу. Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они появляются из социального взаимодействия, затем интериоризуясь, переходят во внутренний план, становятся достоянием субъекта. По такой схеме формируются черты и свойства характера человека, познавательные операции, свойства внимания и другие функции. Опосредованность высших психических функций проявляется в способах их функционирования. Главным «посредником» является знак (слово, число); уровень развития психики, позволяющий ребенку оперировать знаком, символом, представляет уровень высших психических функций. Произвольность есть способ существования высших психических функций. Она представляет тот уровень развития, на котором субъект способен действовать целенаправленно, планируя действия, управляя ими. Пластичность высших психических функций есть их способность к изменениям. Пластичность выступает как приспособительная способность психики к изменяющимся условиям существования и деятельности. Пластичность означает и возможность компенсации новыми психическими функциями взамен утраченных или частично нарушенных.

Диалектика развития, согласно Выготскому, состоит в следующем: с одной стороны медленно накапливаются микроскопические изменения в психике ребенка, с другой – происходит скачок, взрыв, переход количества в качество, резкое изменение отношений ребенка и его социального окружения. Л.С. Выготский выделяет пять таких скачков: кризис новорожденности, кризисы одного года, трех лет, семи и тринадцати лет. Возрастное развитие неотделимо от социальных отношений ребенка. В этой связи Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому является основным источником развития. Социальная ситуация развития всегда включает другого человека, партнера, с кем выстраиваются отношения, кто делает информацию, обучает. Обучение, согласно Л.С. Выготскому, есть необходимое условие культурно-исторического развития ребенка. Говоря о влиянии обучения на его динамику, Л.С. Выготский вводит понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития. Актуальное развитие квалифицирует сегодняшние возможности ребенка, план его самостоятельных действий и умений. Зону ближайшего развития Л.С. Выготский определил как все то, что ребенок сегодня выполняет в сотрудничестве, а завтра сможет выполнять самостоятельно. Эту зону должно создавать обучение, которое только тогда и будет развивающим, когда будет приводить в движение «целый ряд внутренних процессов развития».

Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления. В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности

Структура двухфазной деятельности можно представить следующим образом: Актуализация потребности – фоновая (поисковая) активность – появление мотива – активная фаза деятельности – удовлетворение потребности.

Внешняя (поведенческая) и внутренняя стороны деятельности.Внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность. Внешняя активность и направляющее её психическое возникают и развиваются в неразрывном единстве друг с другом, как две стороны общей жизнедеятельности. Первичной всегда является внешняя активность. В процессе эволюции усложнение условий среды обитания обусловливало соответствующее усложнение внешней жизнедеятельности, что сопровождалось формированием отвечающих ей процессов психического отражения. В онтогенезе психики человека осуществляется переход от внешних, материальных, действий к действиям во внутреннем плане, т.е. внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности. Этот переход от внешних материальных действий к действиям во внутреннем плане получил название интериоризации. Таким образом, первичной всегда является внешняя практическая деятельность.

Результат психического отражения – важный элемент структуры деятельности, показатель уровня психического развития. Результат психического отражения имеет внутренний и внешний аспекты. Так, например, у червей, улиток при световом раздражении внутренний результат психического отражения – отображение света на сетчатке глаза, внешний – собственно ощущение воздействующего раздражителя. На уровнях психики человека – результатом психического отражения становится знание. Оно также имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом:

П (потребность) – деятельность – М (мотив) – действие Ц (цель).

При рассмотрении структуры деятельности необходимо иметь ввиду, что потребность – источник, первопричина деятельности – может быть удовлетворена посредством различных предметов (мотивов). Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью различных продуктов питания, потребность в физической активности – с помощью различных видов спорта. Таким образом, одна и та же потребность может порождать различные деятельности, направленные на реализацию различных мотивов. Каждый мотив, в свою очередь, может быть реализован посредством различных целей, достигаемых с помощью различных действий.

Ведущая деятельность. Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Условия жизни человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте – манипулируя с предметами, в дошкольном детстве – играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности, в подростковом – в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности – при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости – при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д. Ведущая деятельность является одним из основных критериев в возрастной периодизации Эльконина, получившей у нас наибольшее признание

 

ЛЕКЦИЯ 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.