КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психика человека включает психические процессы, свойства, состояния и деятельность, как активный процесс, отвечающий потребностям личности
Структура психики: В структуру психики входят – психические процессы, психические свойства, психические состояния и деятельность. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на: – познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь); – эмоциональные (эмоции, чувства, эмоциональные состояния); – волевые. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека (темперамент, характер, способности). Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него на данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др. Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов, взаимодействие субъекта с окружающим миром.
Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями являются: — наличие речи, — умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи), — умение планировать свою деятельность, — наличие мира внутренних переживаний, — наличие отношения к миру, — человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению, — появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности. Сознание возможно только в условиях существования языка, возникающего в процессе труда. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как общественное бытие. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. Термин «личность» имеет множество различных значений. Существует целый раздел в психологической науке – Психология личности. Это наука о личности, персонология- дисциплина, изучающая человеческую индивидуальность путем разнообразных исследовательских стратегий. Личность – одна из наиболее сложных категорий научной психологии, которая используется для сравнительной оценки психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. Существует множество определений этого понятия. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. (Леонтьев А.Н.) Личность - человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей. (Слободчиков В. И.) Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания. (И. С. Кон). Любой человек – это индивид, но появляясь на свет, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения: · Личность предполагает совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, которые отличают его от других людей. · Личность – это организованное целое, имеющее относительно устойчивую структуру. Отдельные черты личности существуют не автономно, они взаимосвязаны и интегрированы в сложную многоуровневую систему. · В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненными перспективами ее развития. При постоянстве общей структуры, личность динамична и должна развиваться во взаимодействии с внешней средой. · Личность является особой формой самоорганизации, позволяющей реализовывать индивидуальные и социально обусловленные формы поведения. Потребность в самоактуализации, саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной для многих концепций о человеке. Самоактуализироваться – значит достичь вершины своего потенциала. Постоянное стремление к саморазвитию, к совершенствованию и самореализации является показателем зрелой личности. Кроме того, саморазвитие есть источник долголетия человека, не только физического, но и социального, личностного. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию. В психологии утвердилось разведение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Человек – живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия труда и пользоваться ими. Человек – это самое широкое понятие для обозначения субъекта деятельности, познания, общения. Индивид - (более узкое понятие) – отдельное живое существо, представитель биологического вида. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность. Понятие индивидуальность указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека. Выше перечисленные понятия, как и понятие «личность» тесно связаны с процессом социализации личности. Социализация личности – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из разных ситуаций различный социальный опыт. Структура личности изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями. Существуют разные подходы к выделению структурных компонентов личности. Одним из наиболее ярких подходов к данному вопросу, является трехкомпонентная модель З. Фрейда, который в структуре личности выделяет три устойчивых образования: Оно (Id), Я (Ego), Сверх-Я (Superego). Оно – соответствует бессознательной части человеческой психики и включает врожденные инстинктивные влечения. Я – выступает в роли посредника между Оно и Сверх-Я. Эта подструктура личности призвана согласовывать бессознательные влечения, желания и стремления индивида с фактами и требованиями социального окружения. Сверх-Я - выступает внутриличностным воплощением моральных норм и запретов, социальных стандартов поведения, ценностей и установок. Это подструктура совести. Результатом обобщенного подхода к структурному анализу личности, является динамическая структура К.К. Платонова, который выделяет следующие уровни: - социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); - биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); - опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); - индивидуальные особенности различных психических процессов. Б.Г. Ананьев при описании структуры личности использовал широкую категорию «человек», как предмет познания. Общая структура человека, по мнению ученого, объединяет следующие подструктуры: - определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); - динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; - статус и социальные функции-роли; - мотивация поведения и ценностные ориентации; - структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития. Направленность личности и её психологические проявления: Направленность – это ответ на вопрос, чего хочет человек, что для него привлекательно. Направленность – это некий психологический стержень личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систему ценностей и взглядов, жизненную позицию. Выделяют три основные проявления направленности личности: - потребностно-мотивационная сфера личности: целостная система потребностей, мотивов, целей, задач, установок и других психологических проявлений; - многоуровневая система, набор деятельностей, подчиненных мотивам. Человек выбирает деятельности, осуществляет их, в них реализуется и живет; - психологическая структура деятельности, структура сознания, система отношений личности с миром. Потребность – субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. Основные свойства потребности: - потребность является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной; - потребность активизирует деятельность, потребность служит источником любой активности личности; - потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению; - потребности обладают изменчивостью, т.е. им свойственна прижизненная динамика. Потребности человека специфичны как по своим свойствам, так и по способу их организации. Потребности человека образует системное соподчинение, или иерархию. Известна «пирамида» иерархии потребностей человека. Нижний слой составляют физиологические потребности, на втором уровне располагаются потребности в безопасности, т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми. На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении. И на пятом, высшем уровне функционирует потребность в самоактуализации. Это потребность человека в развитии всех своих способностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию. Предметом любой потребности человека является мотив. Мотив это побудитель, непосредственно психологическое проявление потребности. Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Основные функции мотива: - мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, мотив запускает, включает её, обеспечивает энергетически; - мотив придает направленность производимой деятельности. Недостаточно запустить деятельность, её необходимо вести, реализовывать; - мотив обладает смыслообразующей функцией. В настоящее время не существует исчерпывающей классификации мотивов. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают (мотивы духовные, материальные). Мотивы различают по форме отражения предмета потребности (мотивом может быть непосредственный образ памяти, воображения). Мотивы по степени обобщения предмета могут быть широкими и узкими, по времени существования – кратковременными и долговременными. Мотивы так же подразделяются по степени участия сознания (мотивы могут быть осознанными и неосознанными). Самопознание. Самооценка Личности. Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается: 1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. 2. При осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности…) 3. В самонаблюдении своих состояний, мыслей, переживаний, анализе мотивов поступков и т.п. Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самооценка – компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая их них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека. Завышение самооценки приводит к формированию таких качеств как высокомерие, самоуверенность, не критичность. Занижение самооценки формирует робость, замкнутость, неверие в свои силы, стеснительность и т.д. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. ЛЕКЦИЯ 4
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |