КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Функции для работы со строками. 1 страница
К 93 Курс лекций по философии
Учебное пособие для студентов БНТУ
Учебное электронное издание
Минск ◊ БНТУ ◊ 2008
УДК 1 (075.8) ББК 87я7 Автор: Р.Н. Дождикова Рецензенты: С.Н. Мизякина, доцент кафедры философии БГЭУ, кандидат философских наук; С.А. Радько, заведующий кафедрой философии и политологии БИП – института правоведения, кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие включает в себя разделы по истории философии, начиная с древневосточной, античной и средневековой, Нового времени и заканчивая изложением основных философских школ современности, а также разделы по онтологии, гносеологии (теории познания), философии природы, науки и техники, социальной философии. Учебное пособие предназначено для студентов БНТУ.
Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республики Беларусь Кафедра «Философские учения» БНТУ Тел. (017) 292-39-22 Регистрационный № __________________________
© БНТУ, 2008 © Дождикова Р. Н., 2008
Содержание
Философия, ее предмет и роль в обществе Истоки философии Античная философия Средневековая философия Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Немецкая классическая философия Философия марксизма Неклассическая философия Русская философия Белорусская философия Современная западная философия Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории Сознание, его происхождение и сущность Теория познания Наука как специфическая форма познания Методы и формы научного познания Диалектика как система Природа и общество Общество как развивающаяся система Культура и цивилизация Философские проблемы развития техники Духовная жизнь общества Гражданское общество и правовое государство Общественный прогресс и глобальные проблемы современности Личность и общество Литература
Философия, ее предмет и роль в обществе 1. Философия как наука. Структура философии 2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы 3. Некоторые постановки основного вопроса философии 4. Функции философии
1. Философия как наука. Структура философии Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу. Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Признаком мудрости, по словам Мишеля Монтеня, является «неизменно радостное восприятие жизни». Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук и королевой наук, а философов с древности называют аристократами духа. Развитие философии шло от мифа к логосу, от конкретно-чувственного видения мира к абстрактно-теоретическому знанию на уровне законов. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с возникновением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру. Сократ утверждал, что философия – учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Платон считал, что философия – наука людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника: · удивление, · сомнение, · вопрошание. Философское знание имеет диалогический характер: 1) Я и мир, 2) Учитель и ученик, 3) Я и другие реальности. В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, отпочковываются отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Метафизика – это постижение начал бытия с помощью умозрения, а физика – это учение о природе. С этого времени предметом философии становится сложная система отношений человека к миру, важнейшими сторонами которой являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления, а также закономерности отношения материи и сознания. Если говорить кратко, то философия изучает отношение человека к миру. И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение: 1) что я могу знать; 2) что я должен делать; 3) на что я могу надеяться? Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру: · познавательное, · практическое, · ценностное. Структура философии: 1. Онтология – учение о бытии. 2. Гносеология – теория познания. 3. Праксиология – учение о деятельности. 4. Аксиология – учение о ценностях. 5. Антропология – учение о человеке. 6. Методология – учение о методе. 7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы. 2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей. Структура мировоззрения: · мироощущение; · мировосприятие; · миропонимание; Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Различают 4 исторических типа мировоззрения: 1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. 2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека. 3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы. 4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен. 3. Некоторые постановки основного вопроса философии Что касается основной проблемы философии, то различные философы понимали ее по-разному:
Ф. Энгельс считал основным вопросом философии вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе, существует ли мир вечно или создан богом? Этот вопрос имеет две стороны: 1) что первично? 2) познаваем ли мир? Решая первую онтологическую сторону ОСФ, философы разделились на две большие группы: материалистов и идеалистов. Материализм – это философское учение, утверждающее, что материя и природа первичны, а сознание и дух вторичны. Идеализм – это философское учение, утверждающее первичность духовной реальности; дуализм – это учение, утверждающее, что равноправно существуют две субстанции мира – материальная и духовная. Решая вторую гносеологическую сторону ОВФ, философы разделились на философов, признающих познаваемость мира (гносеологический оптимизм), и философов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм). Основные формы материализма: 1) Стихийный, наивный материализм Древнего мира (Фалес, Гераклит и др.). Данная форма материализма все многообразие материального мира сводила к конкретно-чувственному, телесному началу или стихии, а именно: воде, воздуху, огню, земле. В процессе своей повседневной практической деятельности люди сталкивались с природой и делали выводы о первостепенной значимости тех или иных природных сил или стихий. 2) Метафизический, механистический материализм 17-18, начала 19 веков (Ламетри, Фейербах). Метафизический материализм отрицал развитие, рассматривал предметы вне их связи друг с другом, то есть статично. Механистический материализм высшие формы движения материи сводил к низшим. Например, Ламетри в своем труде «Человек-машина» сводил социальную форму движения материи к механической. А Фейербах считал, что человек – это чисто природное, биологическое существо. 3) Диалектический, исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, распространивших материализм на область общественных явлений. Различают две основных формы агностицизма: 1) агностицизм И. Канта; 2) скептицизм Д. Юма. Основные положения агностицизма И. Канта: 1) вне нас существует объективный мир, мир «вещей-в-себе»; 2) этот мир непознаваем. Кант говорил, что с помощью ощущений мы познаем феномены (явления), а сущность (ноумен) скрыта в вещах и непознаваема. Агностицизм (скептицизм) Д. Юма заключается в следующем: 1) мир непознаваем; 2) сомнение в существовании самого мира. Скептицизм – это учение (взгляд), в основе которого лежит принцип сомнения во всем: не только в возможностях познания мира, но и в возможностях его существования.
4. Функции философии Функции философии: · познавательная; · праксиологическая; · аксиологическая; · онтологическая; · мировоззренческая; · методологическая; · ментальная; · экзистенциальная; · воспитательная. Познавательная функция связана с решением проблемы познаваемости мира, уровней и форм познания, субъекта и объекта познания. Праксиологическая функция заключается в исследовании деятельности человека (материальной, духовной, политической) и ее роли в жизни и ценностных ориентациях человека. Аксиологическая функция связана с решением проблемы ценностей, смысла жизни и др. Онтологическая функция связана с решением вопроса о сущности бытия, устройства мироздания и проблемы субстанций. Мировоззренческая функция заключается в следующем: чтобы научно, правильно отобразить мир, нужно познать его как в целом, так и по частям. Любая частная наука имеет свой специфический объект исследования (физика – вещество и поле, биология – жизнь и ее закономерности). Для философии объектом исследования служит весь мир в целом, поэтому философия, в отличие от других наук, является наукой мировоззренческой. А.Азимов утверждал: «Философия представляет собой как бы мир с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире». Суть методологической функции ярко раскрывается в древнеиндийском трактате «Артхашастра»: «Философия – это светильник для всех наук, средство для совершения всякого дела, опора всех установлений». Философия указывает направление развития познания в целом и развивает учение о всеобщем методе познания – диалектике, позволяющем понять мир в его развитии и взаимосвязях. Ментальная функция заключается в функции потрясения, пробуждения сознания человека к самостоятельной жизни, то есть философия развивает в человеке способность к теоретическому мышлению. «Объект математики легок и прост, объект философии труден и сложен...» – высказывался И.Кант, а Сократ считал, что философия должна владеть искусством повивальной бабки, то есть способствовать тому, что может родиться: новому знанию и новому человеку. Экзистенциальная функция состоит в том, что философия должна помочь человеку существовать в сложном и абсурдном мире и преодолевать абсурд существования. По словам М.Монтеня: «Философия учит с улыбкой сносить голод и болезни». Абсурд существования заключается в том, что жизнь есть движение к смерти, т.е. как бы ее целью является смерть. Но философ и писатель А.Камю утверждал: «Жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека ничего нет. Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека». Воспитательная функция заключается в том, что нельзя быть культурным человеком, игнорируя искусство и философию. Если искусство воспитывает чувства, развивает эстетическое восприятие мира, то философия воспитывает интеллект. Философия учит не просто жить, а жить достойно. Так, например, Сократ говорил: «Недостаточно жить, чтобы мыслить, но надо мыслить, чтобы жить по-человечески». А С.Полоцкий (1629 – 1680) в стихотворном цикле «Философия» утверждает: «Естество дает нам токмо жити, философия же учит благо жити...»
Истоки философии 1. Философская мысль Древнего Востока 2. Специфика древнеиндийской философии 3. Тенденция развития древнекитайской философии
1. Философская мысль Древнего Востока Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона: · Ближний Восток; · Индия; · Китай. Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий были получены до н.э. на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах. В них он пытался дать ответ на вопросы о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни. «Эпос о Гильгамеше» – общее завещание шумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре.
2. Специфика древнеиндийской философии Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника: 1) Ригведа (12в. до н.э.); 2) Брахманы (10в. до н.э.); 3) Араньяки (10 – 9 вв. до н.э.); 4) Упанишады (8в. до н.э). Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки – нравственный кодекс для отшельников, Упанишады – это философское учение. Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира, атмана (души человека), сансары – концепции круговорота жизни, кармы – закона воздаяния. Брахман – это первоначало мира, тождественное атману. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью (мокшей), родится в будущей жизни как представитель высшего сословия. Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны, например, шудры – зависимое население, непосредственные производители или же их атман вселится в телесное хранилище животного. Существуют два пути атмана: 1) путь отцов; 2) путь богов. Все, с чем встречается человек в течение жизни определено его кармой. Брахман отождествляется с душой (атманом). Отсюда вытекает принцип неубийства или ненанесения вреда (ахимса) всему живому. Круговорот жизни вечен и все в мире ему подчиняется. Душа человека, покидая тело, вынуждена постоянно возвращаться в этот круговорот и находить свои следующие воплощения (путь отцов). Под влиянием познания и осознания тождества атмана и брахмана человек может освободиться от цепи перерождений и вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его душа возвращается к брахману, где и остается вечно (путь богов). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы: 1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, ньяя, санхья, вайшешика; 2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм. Слово «йога» означает порядок, дисциплина, сосредоточение. Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель – Патанджами, являющийся автором трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют три составляющие: · физическое тело; · тонкое тело (чувство, разум, самосознание); · чистое сознание (душа). Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают: 1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела; 2) овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), т.е. дисциплина дыхания (пранаяма); 3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств; 4) концентрация мысли (пратьяхара); 5) медитация (дхьяна); 6) состояние отторжения (самадхи) – освобождение от телесной оболочки. Буддизм возник в 6 в. до н.э. в Северной Индии. Основатель – Сиддхарха Гаутама, сын правителя из Южного Непала, которого впоследствии прозвали Буддой, т.е. «Пробужденный». Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины: 1) существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, расставание с приятным, встреча с неприятным, невозможность достичь желаемого – ведут к страданию; 2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти, ведущие через радости и страсти к перерождению, рождению вновь; 3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»; 4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь, заключающийся в следующем: · правильное суждение; · правильное решение; · правильная речь; · правильная жизнь; · правильное стремление; · правильное внимание; · правильное сосредоточение; · избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны. Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально – угасание). Правильная жизнь отвергает как жизнь, посвященную чувствам и удовольствиям, так и жизнь, посвященную аскетизму и самоистязанию.
3. Тенденция развития древнекитайской философии Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен (11-6 вв. до н.э.); 2) книга истории (начало 1 тыс. до н.э.) – описывает основные исторические события, сборник официальных документов; 3) книга порядка (4 в. до н.э.) – основные нормы социальной жизни и жизнедеятельности, основные церемонии; 4) книга весны и осени – хроника государства Лу (в котором жил Конфуций), являющегося эталоном решения общественно-политических вопросов; 5) книга перемен (12-6 вв. до н.э.), содержащая философское учение. Китайская философия создает самобытное представление о человеке и мире, как созвучных реальностях. Человек возникает тогда, когда изначальный эфир (ци) делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Своим появлением человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, покой и движение, твердость и мягкость. Вместе с небом и землей человечество составляет великую триаду, каждый член которой порождает свой особый мир, а вместе – всю тьму вещей. Меж небом и землей человек драгоценней всего, но мир создан не ради человека. Человек лишь предпоследнее звено развития мира. Человек – это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем космическом уровне. В Китае единое начало отождествляется в небе (Тянь). Небо рождает на свет человеческий род и дает ему правила жизни. Гуманность (Жэнь) трактуется в Китае как следование правилам, ритуалам, этикету. Благородный муж думает о том, как не нарушить законы, следует требованиям ритуала. В философии Древнего Китая выделяют три фундаментальных числа: 2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл. В воображаемом пространстве времени человек занимает несколько необычную позицию: он обращен к прошлому, а к будущему повернут спиной. Будущее не привлекает особого внимания, ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему первоистоку. Возвращается к своим истокам и каждый отдельно взятый человек, совершив положенное и уходя во все порождающее небытие, а вернее, инобытие мира. Отсюда смерть – это лишь возвращение и одновременное превращение, так как Великий гончарный круг Дао лепит из старого материала все новые формы и разбрасывает их по Вселенной. Жизнь – это лишь сон и не нужно бояться великого «пробуждения». В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком – Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Конфуцию (Кун Фу-цзы) приписывают составление такой книги, как летопись «Весна и Осень». В школе Конфуция преподавались 4 дисциплины: · мораль; · язык; · политика; · литература. В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Этот благородный человек должен обладать человечностью (Жэнь), или любовью к людям. Вообще, благородный муж разбирается в том, что есть справедливое, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно. Все люди близки друг другу благодаря своей природе и различаются лишь в результате воспитания. «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно». Главным источником его учения является книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В социальной этике Конфуция говорится о том, что человек должен быть «личностью не для себя», но «для общества», должен быть воспитан в духе уважения и почтительности к окружающим и обществу. Порядок (ли) выступает в качестве нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей. Порядок включает в себя также правила внешнего поведения – этикета. Порядок наполняется добродетелью (дэ). 4 основных добродетели: · вежливость, · точность, · человечность, · справедливость. Социальные отношения являются параллелью семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника, такие же, как и отношения сына к отцу, младшего брата к старшему. «Правитель должен так относиться к своим подданным, а начальник к подчиненным, как отец к детям». Конфуций связывал идею общественного устройства с «исправление имен», то есть государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций разработал принцип справедливости и исправности – принцип «и». Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности. Человеческое существование не может обойтись без следующих двух принципов: 1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; 2) чего не желаешь себе, того не делай другим. Моральные, человеческие и этические нормы идут от Неба (тянь): «Небо породило во мне моральные качества», – говорил Конфуций. Небо – это высшая духовная сила, определяющая природу человека. Даосизм возник в 5 веке до н.э. Даосизм – это философское учение наивно-материалистического характера. Основателем учения считается Лао-цзы (старый учитель). Ему приписывают составление книги, в которой описывается учение данной школы – «Дао-дэ цзин». В центре внимания даосизма – природа, космос, человек. Цель мышления – слияние человека с природой, так как он является его частью. Дао – дословно «путь», единая реальность, сверхбытие. Дао – безымянно и бесконечно, бестелесно и бесформенно. В движении оно – праотец всего сущного. Причина движения и изменения мира – два противоположных начала: Инь и Ян. Соблюдение меры вещей (у-вэй) является для человека главной жизненной задачей. Недеяние, или скорее деятельность без нарушения этой меры (у-вэй), является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе Дао. Отход в сторону, отстранение характеризует поведение мудреца. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это понимание идеального человека, мудреца противоположно конфуцианской концепции благородного мужа, который постоянно должен упражняться в обучении и управлении другими.
Античная философия 1. Милетская школа 2. Философия Гераклита из Эфеса 3. Элейская философия 4. Диалектика Сократа и софисты 5. Философия Платона и Аристотеля 1. Милетская школа Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. В развитии античной философии выделяют 4 этапа: 1) Период становления философии, досократическая философия (7-5вв. до н.э.). 2) Классический этап, представленный преимущественно Сократом, Платоном, Аристотелем (5-4вв. до н.э.). 3) Эллинистический этап, связанный с упадком греческих городов и установлением господства Македонии (4-2 вв. до н.э.). 4) Римская философия (1в. до н.э. – 5в. н.э.). Древнегреческая философия возникла на восточной окраине греческого мира в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. Милетская школа связана с такими именами как Фалес, Анаксимандр (ученик Фалеса), Анаксимен (ученик Анаксимандра).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |