Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Функции для работы со строками. 3 страница




· Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность (причастность к Богу посредством веры). Суть человека – вера, надежда, любовь.

· Номинализм и реализм в истолковании природы общих понятий (универсалий). Номинализм – это учение, утверждающее, что общее – это только имя, слово, реально существует только единичное. Реализм утверждает, что общее существует реально (онтологически), а единичное - это то или иное проявление общего.

· Тенденция к назидательности и учительству, схоластический характер средневековой философии (школьной философии).

 

Философия эпохи Возрождения

1. Философия Н. Кузанского

2. Основные идеи философии эпохи Возрождения

 

1. Философия Н. Кузанского

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ, богослов и ученый. Основное сочинения: «Об ученом незнании», «О неином».

Ученое незнание не есть отказ от познания мира и бога, оно связано со сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Единственным способом постижения Бога является апофатическое, или отрицательное богословие. Ни одно определение Бога не может исчерпать бесконечности и величия божественной природы. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел».

«Бог – неиное», принцип бытия и познания. «Неиное» есть наиболее полное выражение «отрицательного» определения Бога: Он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое, ни «ничто». Бог есть «все во всем» и в то же время ничто из всего. Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Переход от Бога к миру есть процесс «развертывания» из Бога всего того, что содержится в нем в «свернутом виде». Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения («теперь»), движение – развертывание покоя, так и весь мир есть развертывание собственной сущности, «свернутой» в Боге, раскрытие или развитие заключенной в Боге возможности бытия.

Материя, ум и природа, будучи проявлением божественной сущности, не исчерпывают ее и не тождественны ей. Поскольку творение есть бытие Бога, то оно – вечность. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире. Мир прекрасен и «даже тленность всего земного не есть действительное доказательство недостатка благородства». Красота мира проявляется в универсальной связи всего сущего, выявляет внутреннюю стройность творения. Гармония мира находит свое выражение в человеке – величайшем из божественных творений, в существе, которому суждено познать Бога и созданный им мир.

Человек – микрокосм, малый мир. Он «стягивает» в себе всю Вселенную. «Человек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он – человек, он содержит в себе Вселенную человечески ограниченным образом».

Постижение истины есть процесс движения от ощущений к воображению, рассудку и разуму. Познание начинается с ощущений. Воображение – посредствующая ступень между ощущениями и рассудком. Рассудок (ratio) осмысливает ощущения, но не может идти выше и дальше знания конечного мира вещей. Разум (интеллект) – высшая способность человека, он способен к интуитивному постижению мира. Философия разума – высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Математизация знания – путь приближения к истине. Н.Кузанский приблизился к учению о бесконечно «малых», к открытию интегрального исчисления.

 

2. Основные идеи философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания».

Основные идеи философии данной эпохи:

· Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.

· Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.

· Постулирование творческой сущности человека. Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен. Он творит в основном рукотворно, ремесленно.

· Личностно-материальное понимание мира, то есть все существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности.

· Идея доминирования эстетического понимания мира над моральными и научными представлениями.

· Антисхоластическая направленность, которая проявилась в стремлении развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особое значение имела Реформация – движение в пользу религиозных реформ (Ян Гус, Мартин Лютер, Кальвин, Т.Мюнцер и др.).

· Натурфилософское понимание мира, сочетающее в себе материализм и диалектику. Это означало естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящего книжному знанию схоластики (Николай Кузанский).

· Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость, целесообразность, закон (Д. Бруно).

Яркими представителями эпохи Возрождения являются Мишель Монтень («Опыты»), Никколо Макиавелли («Государь»), Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город Солнца»), Ф. Петрарка, Роджер Бэкон.

 

Философия Нового времени

1. Общая характеристика эпохи

2. Философия Фрэнсиса Бэкона. Критика призраков (идолов) познания (заблуждений)

3. Рационализм Рене Декарта

4. Сенсуализм Джона Локка

5. Учение Г. Лейбница о субстанции

6. Учение Томаса Гоббса о государстве

1. Общая характеристика эпохи

Эпоха Возрождения передала 17 веку нерешенные проблемы теории познания и метода. Вопросы, встающие перед философами этого времени:

Ощущение или разум, интуиция или рассудок, пантеистическая диалектика или строгая математика пролагает путь к истине?

Аналитическим или синтетическим должно быть познание?

Основной проблемой философии этого периода была проблема метода. 17 век называют веком великих систем, веком философии, написанной математическим (геометрическим) методом, эпохой рационализма.

 

2. Философия Фрэнсиса Бэкона. Критика призраков (идолов) познания (заблуждений)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Основные сочинения: «Новый органон», «Новая Атлантида». Философия, как писал Бэкон, – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании. Задача науки, ее смысл и призвание в том, «чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства. Чувственное познание включено в опыт и эксперимент. Основным рабочим методом является индукция. Для того чтобы овладеть истинным методом, необходимо избавиться от заблуждений, то есть «призраков познания»:

· во-первых, – это «призраки рода», связанные с несовершенством органов чувств и человеческого рассудка (заблуждения психологического, логического и идеологического характера);

· во-вторых, – это «призраки пещеры» – заблуждения, связанные с недостатками воспитания;

· в-третьих, – это «призраки рынка», проистекающие из социальной жизни и ее особенностей, подверженности общераспространенным мнениям и предрассудкам, а также многозначности языка;

· в-четвертых, – это «призраки театра или дворца», то есть заблуждения, связанные с ложными теориями и авторитетами. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Существуют 3 способа (метода) познания:

1) метод паука (рационалиста);

2) метод муравья (эмпирика);

3) метод пчелы (соединяет в себе опыт и рассудок, это метод рациональной индукции).

Метод – это инструмент познания, помогающий достижению истины. В поисках пользы мы должны сначала обрести истину, после чего, так или иначе, сможем прийти к более значительной пользе. Бэкон различает «плодоносные» и «светоносные» опыты. Первые дают непосредственную пользу, не открывая широких горизонтов знания, вторые приносят истинные знания, которые, так или иначе, приводят к более фундаментальной пользе. Погоня за «плодоносными» опытами в ущерб «светоносным» означает не только ошибочную поспешность, но и нежелание считаться с подлинными законами природы. «Природа побеждается только подчинением ей, то есть через познание ее глубинных тайн. Необходимо уважение к законам природы». «Знание есть сила. Мы можем столько, сколько мы знаем. Знание дает власть».

 

3. Рационализм Рене Декарта

Рене Декарт (1596-1650). Основные философские сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала
философии».

Философия, по Декарту, – это познание истины по ее первопричинам («Вся философия подобна дереву…»). Первое условие всякой философии – отвержение всех определений. Принцип Декарта – во всем надо сомневаться, но сомнения – не цель, а средство, позволяющее рушить всякие мнимые достоверности.

Дуализм Декарта заключался в том, что он различал две субстанции мира: духовную субстанцию (мышление) и материальную субстанцию (тело, протяженность и т.д.). Основной тезис: «Мыслю – значит, существую» (Cogito ergo sum). «Человек – это мыслящая вещь».

Прежде чем овладеть истинным методом, нужно избавиться от «идолов познания», то есть от заблуждений. Существует 4 источника заблуждений:

· могущественная сила привычки (предубеждения детства);

· неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений;

· трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения;

· дезориентирующая сила снов не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.

Истинным методом является рационалистическая дедукция. Дедукция – это математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.

4 правила-метода:

1. Принимать за истинное все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению. Интуиция – это исходный элемент познания, рациональный критерий истины, естественный свет разума. Интуиция – это осознание всплывших в разуме истин, состояний умственной самоочевидности.

2. Анализ предшествует дедукции.

3. В сознании следует идти от простейших вещей к вещам более сложным (рационалистическая дедукция).

4. «Энумерация» – осуществление полных перечислений (классификаций) для достижения полноты истины.

Некоторые понятия и суждения являются «врожденными», а интуиция осознает истинность этих понятий и суждений, так как они самоочевидны. Врожденные идеи – это эмбрионы мысли. Они дают нам знания, а интуиция обеспечивает осознание этого знания.

«Врожденные идеи»: бытие, Бог, существование понятий, числа, длительности, телесности, структурности тел. К «врожденным идеям» относятся также суждения – аксиомы:

· У всякой вещи есть причина.

· У «ничто» не бывает свойств.

· Нельзя одновременно быть и не быть.

· Целое больше части.

Доказательства бытия Бога:

1) Бог нужен нам как гарант существования мира, его познания и источник истины.

2) Только Бог в состоянии вселить в души людей, как существ несовершенных, мысль о существовании всесовершенного существа.

3) Логическая связь тождественна онтологической: из «мыслю» следует «я есть», из «Бог мыслим» – «Бог есть».

4) Существует врожденная идея Бога.

4. Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) подверг критике картезианскую теорию «врожденных идей» с позиций сенсуализма. Сенсуализм – это учение, согласно которому, чувства и ощущения являются основой познания. Основное сочинение Локка – «Опыт о человеческом разуме». Основной тезис Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Душа человека – это чистый лист бумаги (tabula rasa), на который опыт наносит свои письмена. Не существует ни практических, ни теоретических врожденных идей. Все идеи возникают из опыта, который может быть двух видов: внешний и внутренний.

Внешний опыт (ощущения) дает нам простые идеи. Одни из них относятся к первичным качествам вещей (движение, протяженность, непроницаемость тел и т.д.), другие идеи относятся к вторичным качествам, которые возникают в результате воздействия тел на наши органы чувств (цвет, запах, вкус и т.д).

Внутренний опыт (рефлексия) – дает нам идеи о наших собственных состояниях, таких как мышление, волнение, тревога и т.д. Такие простые идеи как существование, единство, сила – порождены совместно внешним и внутренним опытом. Сложные идеи возникают из простых. Слова нашего языка обозначают идеи как простые, так и сложные, они не могут вывести нас за пределы опыта.

К действию человека побуждает желание собственного счастья или удовольствия. Поскольку мы живем в обществе, то мы должны учитывать такие же стремления других, без чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благоразумие делает человека моральным.

Придерживаясь договорной теории происхождения государства, Локк выступил с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма. «Человек имеет отчуждаемые права на жизнь, свободу и собственность. Собственность каждого человека есть результат его труда. Все индивиды обладают трудовым равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других. Философия Локка соответствовала научной программе Ньютона, его призыву: «Физика, бойся метафизики».

 

5. Учение Г. Лейбница о субстанции

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). Основными сочинениями Лейбница являются: «Новый опыт о человеческом разуме» (критика Локка), «Монадология». Основной тезис Лейбница: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, то есть принципов логики». Лейбниц заявлял, что нельзя согласиться с эмпирическим истолкованием принципов логики. Эти принципы не выводимы из опыта. Философ дополнил 3 закона логики 4-ым законом – законом достаточного основания: ни одно высказывание в мире не должно приниматься без логического доказательства.

Мир представляет собой совокупность субстанциональных единиц или монад, которые выступают предметами всех возможных высказываний о мире. Что такое монада мы узнаем из опыта самонаблюдения. Непосредственно познаваемая монада – это наша душа, обладающая представлениями и стремлениями. Представления могут быть смутными (чувственными) и ясными (рациональными). Все остальные монады, лежащие в основе воспринимаемого и мыслимого мира, аналогичны нашей душе, то есть являются духовными субстанциями, которые отличаются друг от друга лишь степенью ясности представлений:

· у монад, стоящих на низшей ступени, монад безжизненной природы, все представления смутные;

· у монад средней ступени (души животных и людей) одни представления смутны, другие ясны;

· у монад высшей ступени (ангелы и Бог) – все представления ясны.

Бог – это высшая из монад или монада монад. Бог приводит все монады в соответствие друг другу, при котором изменение одной монады влечет за собой изменение всех остальных. Эта «предустановленная гармония» делает наш мир лучшим из миров, поэтому «все, что ни делается, к лучшему». По мнению Лейбница, одни философы идут от философии Эпикура, поэтому являются материалистами, другие идут от философии Платона, поэтому являются идеалистами.

 

6. Учение Томаса Гоббса о государстве

Томас Гоббс (1588-1679) в своем сочинении «Левиафан» развивал учение о государстве. Он рассматривал учение о природе как единственно действительное знание. Реально существует только телесное, протяженное. Духовное не субстанционально. Гоббс излагал свою философию, используя математический метод рассуждения. Основание математики он пытался найти в опыте. Его социальная философия соответствует защищаемому им воззрению на природу и социальным потребностям английского общества того времени. «Все люди одинаковы от природы и стремятся к хорошей жизни, но так как от природы люди равны, то ни один не хочет уступить другому». До возникновения государства в «естественном состоянии» идет «война всех против всех». В государстве, созданном путем договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию гражданской войны. Поэтому любая власть лучше, чем гражданская война. Вся власть – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и духовная – принадлежит одному правителю, который силой сохраняет ее. Истинная вера - та, которую культивирует правитель. Суеверие есть то, во что он верить запрещает. Законы государства священны для всех граждан.

 

Немецкая классическая философия

1. Система трансцендентального идеализма И. Канта

2. Философия И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга

3. Диалектика Гегеля

4. Материализм Фейербаха

1. Система трансцендентального идеализма И. Канта

В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии – познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».

Теоретическая деятельность Иммануила Канта (1724-1804) делится на два периода:

1) Докритический период (до 70-х гг. 18 века). В этот период он развивал идею саморазвития природы. Основное сочинение – «Общая естественная история и теория неба», содержащая гипотезу о возникновении солнечной системы.

2) Критический период (после 70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма.

По Канту, философия есть форма критики, а, именно, – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения. Основные идеи отражены в 3-х работах этого периода: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Он называет их антиномиями (неразрешимыми противоречиями).

Кант выделяет 4 антиномии:

 

Тезис Антитезис
Математические
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве
Всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого
Динамические
Существует свободная причинность Нет никакой свободы. Все в мире совершается только по законам природы.
Миру принадлежит либо как часть, либо как его причина, безусловно, необходимая сущность (Бог) Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности: ни в мире, ни вне его, как его причины

 

Свой метод Кант называет антитетическим. Чтобы разобраться с антиномиями Кант строит тщательно продуманную систему, к которой он пришел лишь в зрелый период своего творчества. Он считает, что духовные интересы человека выражаются следующими вопросами:

· Что я могу знать? (метафизика, то есть философия)

· Что я должен делать? (мораль)

· На что я могу надеяться? (религия)

· Что такое человек? (антропология)

Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта.

 

Способности души в совокупности Познавательная способность Природные принципы Получаемое суждение Применение их Ценности
1) Познавательная Рассудок Закономерность Теоретическое К природе Истина
2) Чувство удовольствия и неудовольствия Способность сознания Целесообразность Эстетические К искусству Красота
3) Способность желания Разум (воля) Конечная цель Практические или нравственные К свободе Добро

 

По его мнению, познавательная способность задает принципы как себе, так и другим способностям. Рассмотрим их:

· Рассудок – выполняет функцию подведения многообразия чувственного мира под единство понятия. Но рассудок не реализует ценностное отношение к миру, которое осуществляет способность суждения (осуждения). Здесь речь идет не о познании, а об оценках.

· Способность суждения позволяет подвести явления внешнего мира под единство, лишенное и познавательного, и морального интереса. На основе способности суждения развивается эстетический вкус. Но как рассудку, так и способности суждения не достает конечной цели, которая определяла бы направление деятельности человека.

· Выработка цели – задача разума. Именно он дает необходимые конечные цели, необходимые для реализации желания, воли. Идея души, космоса, Бога – это безусловные цели, в соответствии с которыми человек свободен. Разумная воля – это практический разум. Религия разума – это вера в добро, собственные моральные устои. Бог – это абсолютный, нравственный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», или: «поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали в отношении тебя самого», т.е. человек всегда есть цель, а не средство.

Кант делит все знание на:

1) априорное (доопытное);

2) апостериорное (послеопытное).

Вывести идеализации (точка, прямая, плоскость) из экспериментальных данных невозможно. Приступающий к познанию человек располагает сложившимися до него в науке формами познания: с одной стороны, он обладает готовыми категориальными конструкциями; с другой стороны – эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет рациональное и чувственное, в этом синтезе и состоит природа науки. Так, в геометрии надо различать, во-первых, пространство как идеальную форму, присущую человеку, а не природе, во-вторых, экспериментальные факты рядоположенности природных явлений. В-третьих, объединение первого со вторым в геометрии как науке.

Следовательно, пространство – это идеальная (априорная), а не объективно-реальная форма. Кант не отрицал того, что природные явления существуют сами по себе, что они пространственно разобщены. Но идеальной пространственной конструкции в природе не существует: в природе нет точек, прямых и плоскостей. Все идеализации являются творениями самого человека, они присущи не внешнему, то есть трансцендентному для человека миру, а его внутреннему, специфически человеческому, трансцендентальному миру. Поэтому Кант называет свою философию системой трансцендентального (критического) идеализма. Кант не утверждает, что идеи творят мир, а лишь подчеркивает своеобразную природу (происхождение) научных идеализаций.

Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления (феномены), а сущность вещей (ноумен) остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (агностицизм – это учение, отрицающее познаваемость мира).

Одна из важнейших задач философии – понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми. В «Метафизике нравов» содержится комплекс главных нравственных обязанностей человека, по Канту:

1) обязанность по отношению к самому себе – это долг человека заботится о сохранении своей жизни и здоровья. Самоубийство и всякого рода подрыв человеком своего здоровья, посредством пьянства и обжорства, Кант относил к порокам. Добродетелями являются правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства. Из долга в отношении достоинства человеческого в нас, следовали следующие предписания:

· Не становись холопом человека;

· Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав другими;

· Коленопреклонение и угодничество перед человеком недостойно человека во всех случаях.

Совесть – необходимое для нравственности внутреннее судилище. К велениям долга Кант относил моральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины (бездну) сердца. Противоположной долгу человека перед самим собой является склонность к разрушению прекрасного в неживой и живой природе. В состав долга человека перед самим собой входит «развитие всех естественных (духовных, душевных и телесных) сил».

2) Две главных обязанности человека по отношению друг к другу – это любовь и уважение. Любовь – это благоволение, порождающее благодеяние, благотворение, не связанное с расчетом на какие-то выгоды для себя. Благоволение – это удовольствие от счастья, благополучия других. Долг каждого человека – благотворить, то есть по мере возможности помогать людям, содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение. Единственной «компенсацией» за благодеяние является благодарность со стороны того, кому оно было оказано. Благодарность – это священный долг. Нравственный долг – это участливость, понимаемая как сострадание людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Пороками, противоположными человеколюбию, являются недоброжелательность, неблагодарность, злорадство, – все это называется человеконенавистничеством. Пороками, противоположными уважению, являются высокомерие, злословие, издевательство. Добродетелями обхождения являются «приятность в обществе», вежливость, терпимость, гостеприимство, мягкость.

Задача человека – «поднять культуру своей воли до самого чистого, добродетельного образа мысли, когда долг становится также мотивом поступков. Добродетели можно и должно учить».

 

2. Философия И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга

Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) – это деятельная философия, философия свободы. Абсолютное «Я» – это деятельное «я», реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Фихте понимал мир как деятельность человека. Сознание само порождает себя. Оно не завершено и всегда является процессом. Философия – это «наукоучение». Три основоположения наукоучения выдвигает Фихте:

· Я полагает Я.

· Я полагает не-Я.

· Я полагает Я и не-Я полагает Я.

Из активного, деятельного отношения сознания к миру Фихте выводит принцип единства противоположностей: соотношение Я и не-Я. Фихте впервые формулирует основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию.

Фридрих Шеллинг (1775-1854) был объективным идеалистом. У Шеллинга субъект тождественен объекту. Природа – это форма бессознательной деятельности разума, изначально наделенная мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа – это не средство для реализации нравственных целей человека, не материал для человека, а нечто, гораздо большее.

 

3. Диалектика Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии.

Исходное положение философии Гегеля: тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление идеи. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации Мирового Духа (Разума), выраженного через систему философских категорий.

Мировой Дух – является субстанцией мира, его основой и сущностью. Дух обнаруживает себя через внешнее бытие предметов и явлений. Первой ступенью самореализации духа является природа. Вторая ступень – это формирование сознания и его проявление в деятельности человека, то есть в истории. Это ступень пробуждения духа, осознания духом самого себя. Этому процессу соответствуют 3 формы развития Духа:

· Субъективный Дух;

· Объективный Дух;

· Абсолютный Дух.

Субъективный Дух – это этап формирования индивидуального сознания. Когда субьективный дух достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть объективируется. Объективный Дух проявляется в общественных формах деятельности, в истории. Когда человечество, путем совершенствования своего сознания и общественных форм жизни, достигает абсолютной свободы, тогда наступает освобождение духа. Дух становится абсолютным. На этой ступени человек познает свою духовную сущность: понимает, что он – проявление духа. Ему открывается абсолютное знание мира, знание истины мира, то есть абсолютной идеи, как единой и единственной реальности. Абсолютная идея проходит три этапа в своем развитии:

1) Развитие идеи в собственном лоне, «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных логических категорий. Это этап логики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.