Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Функции для работы со строками. 5 страница




2) идея ориентации человека на высшие ценности и благородные цели;

3) идея патриотизма;

4) идея просвещения, любви к книге;

5) идея духовного служения.

Кирилл Туровский (ок.1130-после1190) – философ и проповедник, родившийся в городе Турове. Он автор восьми «Слов», двух канонов, нескольких повестей и притч.

Основные идеи:

1) идея прославления мудрости и знания;

2) идея духовного назначения книжного знания: «Ибо сладко-медвяный сот, и хорошо – сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно – сокровище вечной жизни»;

3) идея духовного совершенствования;

4) идеал бытия – это «бытие с Богом и для осуществления божественного промысла, тихая и мирная жизнь в чистоте и согласии с божественной правдой»;

5) идея теоцентризма: Бог – это демиург (творец), он подобен скульптору, который создал совершенное творение: космос, Землю, небо, растения, животных, и человека,

6) идея антропоцентризма: человек – венец творения,

7) человек – единство двух начал: души и тела («Слово про слепого и хромого»). «Слепая» душа и «хромое» тело символизируют несовершенство человека и человеческого бытия.

 

2. Философия Ф. Скорины, Н. Гусовского, Сымона Будного

Франциск Скорина (1490-1551) – выходец из Полоцка.

Основные идеи и проблемы философии Скорины:

1) Проблема человека и общества, а также смысла жизни человека. Главное назначение человека – совершенствование земной жизни.

2) Идея просвещения и любви к книгам. Библия (в переводе с греческого означает «книги»), она написана «внутрь и зовнутрь», т.е. имеет прямой и переносный смысл. Книга «ест зерцало жития нашего, лекарство душевное и потеха всем смутным».

3) Идея нравственного воспитания человека. Человек рождается «на пакуты, як искры, каб узнимацца уверх». Наказаниями, несчастьями и болезнями Бог напоминает не злым, а добрым людям, чтобы они «зрели» духовно.

4) Познание природы, общества и самого себя.

5) Проблема идеала. Идеал – это человек, который сочетает в себе библейскую и философскую мудрость, «духа святого и философии исполненный».

6) Мудрость – это не только вера и моральность, но и знание изначального, т.е. истоков. Мудрость – «мать всех добрых речей и учитель всякому доброму умению».

7) Идея постоянного духовного совершенствования человека.

8) Идея знания, как необходимого условия нравственной жизни.

9) Образование и культура – путь к индивидуальному и общественному благу.

10) Идея основного постулата морального закона, который «написан есть в серцы единого каждого»: «то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь».

11) Любовь – это высшая, нравственная добродетель, универсальный закон личной и общественной жизни. Любовь и справедливость – это два главных критерия поведения человека»

12) Идея патриотизма: «люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

13) Красота – «душа» бытия, его животворный источник.

Николай Гусовский (1470-1550-е года) развивал патриотические и экологические идеи гармонии человека, общества и природы, охраны окружающей среды, рационального её использования и умножения природных богатств родины. Для Гусовского природа – источник здоровья, радости, воспитания высоких патриотических и эстетических чувств. Он высказывал также идею единения всех народов, критиковал веру в колдунов и кудесников, в борьбе против войны.

Сымон Будный (1530-1593) Религиозно-философские идеи Будного отражают его деистическую и номиналистическую позицию, подрывавшую концепцию реализма, согласно которому общие понятия существуют онтологически и предшествуют реальной вещи. В своём предисловии к «Катехизису» он высказал идею принципиального методологического характера: «Пока человек держится слова божьего, он заблудиться не может, т.к. имеет свечу, которой себе освящает путь». Он говорил, что учителя, предотвращающие порчу людей, есть «соль земли». «Учитель наказанием, поучением и напоминанием защищает людей от духовной гнили». В «Катехизисе» он призывал «сильных мира сего» заботиться о развитии белоруской культуры, образования и родного языка, что явилось фактором становления национального самосознания.

 

3. Философские идеи Симеона Полоцкого

Симеон Полоцкий (1629-1680). Основные философские идеи:

1) Идея внутренней и внешней мудрости: «Философия учит благо жити».

2) Идея антропоцентризма: человек – это мост между материей и духом, центр мироздания.

3) Идея красоты: красота есть высшая ценность («красота спасает…»)

 

Современная западная философия

1. Основные черты современной философии

2. Позитивизм как философия науки

3. Экзистенциализм и проблемы человеческого существования

4. Герменевтика как философия и метод

1. Основные черты современной философии

1. Для современной философии характерна сдача позиций сциентистских, т.е. позитивистских направлений в философии. Одна из самых актуальных проблем – проблема языка и переосмысление философией своих оснований. Это связано с попыткой расширения поля философской рефлексии. Проблема языка – это поиск новых средств и способов выражения философской рефлексии. Философия пытается прорваться к той сфере опыта, которая невыразима с помощью обычных языковых средств.

2. Интенсивные поиски диалога между противостоящими в прошлом направлениями философии (сциентизмом и антисциентизмом). Традиционные метафизические проблемы, такие как «смысл жизни», становятся все более значимыми. Исходные принципы прежней философии, такие как «субстанция», «cogito», ставятся под сомнение. М. Хайдеггер утверждал, что современная философия осуществляет онтологический переворот. Всякое знание не является бесстрастным и обезличенным, оно проникнуто человеческим отношением. Если для предшествующей философии исходным принципом был «Cogito», то для современной – принцип «sum» (я есть, существую).

3. Трагическое мироощущение, связанное с осознанием конечности человеческого существования и кризисом прежних ценностей, на которых базировалась европейская культура, признанием факта «смерти Бога». Тезис Ф. Ницше: «Бог умер», – знаменует начало философии XX века. Философия ХХ века – философия поисков Бога, а также новых идеалов, ценностей и смыслов.

4. Отказ от формирования универсальных глобальных систем, признание утопичности подобных попыток.

5. Развитие философии под знаком «конкретного» (человека): от трансцендентального заменителя природы человека в философии Гегеля к индивидуальной, конкретной личности в философии Кьеркегора.

6. Современная философия развивается в процессе преодоления перегородок, отделяющих ее от искусства и обыденного человеческого сознания. Исследуется проблема искусства как способа выражения духовного опыта человека. Современная философия осознает свою укорененность в структурах обыденного бытия, предметом анализа становится то, что ранее воспринималось в качестве помехи.

 

2. Позитивизм как философия науки

Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных, специальных наук и их синтетического объединения, что философия как самостоятельная наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Основатель позитивизма – Огюст Конт, провозгласил решительный разрыв с философской, т.е. метафизической традицией, утверждая, что наука не нуждается в какой-либо, стоящей над ней философии. Удел философии – это синтез знаний, выводы из отдельных наук, т.е. философия – «служанка науки».

В развитии позитивизма выделяют следующие этапы:

1. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера и др.(1-й позитивизм).

2. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса (2-й позитивизм).

3. Неопозитивизм Л. Витгенштейна, К. Поппера.

4. Постпозитивизм Т. Куна, Л. Фейерабенда.

С точки зрения позитивизма наука не объясняет, а лишь описывает события и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».

Программа позитивизма:

1) познание должно быть освобождено от всякой философской (мировоззренческой, ценностной) интерпретации;

2) вся традиционная, то есть прежняя философия должна быть упразднена и заменена либо специальными науками, либо обобщенным и экономным обзором системы знаний, либо учение о соотношении между науками, об их языке;

3) в философии должен быть положен средний путь – над материализмом и идеализмом.

 

3. Экзистенциализм и проблемы человеческого существования

Экзистенциализм – это философия существования, возникшая в начале ХХ века и выдвинувшая на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия. Уже название данной школы заключает в себе программу: заменить классическую философию сущностей (essentia) философией человеческого существования (existentia). Мировоззрение экзистенциализма соединяет четыре философские тенденции:

1) философско-теологические размышления С. Кьеркегора;

2) иррациональная философия жизни от Ницше до Дильтея;

3) феноменология Э. Гуссерля, М. Шелера;

4) религиозно-иррациональные идеи Н. Бердяева и Л.Шестова.

Исходным понятием экзистенциализма является заимствованное у Кьеркегора понятие экзистенции (inter-esse), понимаемое им как «бытие – между». Этим пониманием подчеркивался промежуточный характер экзистенции, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек.

По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция – это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Основными модусами человеческого существования являются забота, страх, решительность, совесть, – все они определяются через смерть. Постигнув себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, и это накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Определяя экзистенцию через конечность, экзистенциализм трактует как временность, точкой отсчета которой является смерть. Историчность человеческого существования в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой оно вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических качеств, – все это выражение ситуационного характера экзистенции. Временность, историчность, ситуационность – модусы ее конечности.

Другим важнейшим проявлением экзистенции является трансцендирование. С точки зрения религиозного экзистенциализма, трансценденция открывается в акте веры и трансцендентное есть Бог. Согласно Сартру и Камю, т.е. атеистическому экзистенционализму, трансценденция – это нечто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции.

Поиски человеком смысла жизни проходят 3 этапа, каждому из них соответствует определенный тип бытия. По Кьеркегору, становление человека – это движение от эстетического способа бытия к этическому и затем – к религиозному.

Триада Хайдеггера:

1) мир (арена повседневности, обезличенности),

2) бытие-в-мире,

3) бытие (потустороннее существование).

Триада Ясперса:

1) феноменальное бытие.

2) Я-бытие,

3) трансценденция, разговаривающая с Я-бытием на языке шифров.

Триада Сартра:

1) бытие-в-себе,

2) бытие-для -себя,

3) бытие-для-других.

Свобода – это выбор человеком своего бытия, накладывающая на него ответственность за все, что происходит в мире. Человек таков, каким он себя выбрал, он есть проект самого себя (Сартр).

Характеристикой экзистенции является интенциональность, т.е. направленность на потустороннее бытие, «ничто». Пограничная ситуация – это состояния эмоционального стресса, связанного с переживанием страха смерти и абсурда жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия (трансценденцией – потусторонним бытием, непостижимым).).

Ясперс создал теорию коммуникация. Коммуникация – духовное общение немногих, в противоположность массовому общению. Основное положение теории коммуникаций – контакт вместо контракта. Средство достижения контакта – дискуссия.

 

4. Герменевтика как философия и метод

Герменевтика – способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов. В античности герменевтикой называли искусство истолкования, разъяснения и перевода. Свое имя этот вид интеллектуального труда получил от греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Ядром античной герменевтики было искусство аллегорической интерпретации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. В средние века герменевтика занималась интерпретацией библейских текстов. М. Лютер считал герменевтику искусством истинной интерпретации.

Общую теорию интерпретации в герменевтике развивал теолог и филолог Ф. Шлейермахер (1768-1834), он сформулировал учение о понимании, как репродуктивном воспроизведении первоначального замысла мастера на основе конгениальности (близости по духу, образу мыслей) интерпретатора и интерпретируемого. Герменевтика – искусство понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей. Шлейермахер открыл метод герменевтического круга, то есть понимание целого через часть и части через целое. Так, слово, предложение и текст образуют некоторое целое, которое можно понять, если понятно соответствующее слово, предложение и текст в духе творческого наследия автора. Акт совпадения интерпретации и смысла произведения Шлейермахер назвал конгениальностью.

Особое место в развитии герменевтики занимался М. Хайдеггер. Он рассматривал экзистенсцию как понимание, а понимание – основа человеческого мышления, а не форма поведения. Бытие – понимающее, реализующееся в своей открытости, в языке. Язык – данность бытия, а не просто способность человека. Следовательно, философия должна заниматься языком. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми окружающего мира, самого себя и других. «Язык – это дом бытия».

Гадамеринтерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком и образованием. Понимание – способ освоения мира человеком. Это его опыт, который включает практику и все типы диалога присущие ей.

 

Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории

1. Категория бытия, ее смысл, специфика, основные формы. Проблема небытия

2. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Пути решения проблемы смысла жизни

3. Современная наука об органической материи. Философское определение материи

4. Движение и покой. Классификация форм движения материи

5. Пространство и время как форма бытия материи

 

1. Категория бытия, ее смысл, специфика, основные формы. Проблема небытия

Первым, кто философски сформулировал проблему бытия, был Парменид, который в своей философской поэме «О природе» писал: «Быть или вовсе не быть – вот в чем разрешение вопроса!» В 20 в. эту проблему в качестве основной проблемы философии поставил Мартин Хайдеггер, а испанский философ Ортега-и-Гассет рассматривал проблему бытия как проблему жизни, считая проблему жизни главным философским вопросом.

Понятие бытия фиксирует все то, что существует независимо от того, каково это существование по своей природе – материальное или духовное.

Бытие – философская категория, обозначающая существование вообще. Это и материальная, и духовная реальность. Различают 4 сферы бытия:

1) бытие природы;

2) бытие общества;

3) бытие человека;

4) бытие духовного.

Духовным, то есть идеальным основанием всего сущего могут быть:

· Бог, как единое и несотворенное бытие, создающее весь остальной мир.

· Числа (Пифагор и его последователи).

· Идеи (Платон и его последователи).

· Форма (Аристотель).

· Монады как бесконечно малые духовные единицы (Дж.Бруно, Г.Лейбниц, Н.Лосский)

Вместе с тем, человек осознал и то, что в мире наряду с фактом присутствия вещей есть и эффект отсутствия. В реальной действительности нет в готовом виде предметов, которые ему хотелось бы иметь, а уже существующие вещи рано или поздно уходят в «никуда». Категория небытия и обозначает свойства вещей и явлений не существовать, отсутствовать. Любая вещь сначала отсутствует в реальности, как бы таясь в небытии, затем она приходит в действительность и существует в ней в течение определенного времени, и, наконец, снова уходит в небытие. Как писал Чанышев в трактате «О небытии»: «Все возникает на время, а погибает навечно». По его мнению, существование небытия можно доказать многими способами:

1. Доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, то есть того, чего уже или еще нет.

2. Доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте.

3. Доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть.

Иногда небытие трактуется как инобытие, то есть бытие в другом мире.

2. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Пути решения проблемы смысла жизни

Естественнонаучные определения жизни и смерти

Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ее характеризует обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, росту, приспособляемость. Жизнь – это способ существования белковых тел и нуклеиновых молекул.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, его гибель. Различают 2 этапа смерти:

1. клиническая;

2. биологическая (истинная) – это полное и необратимое прекращение жизненных функций организма.

Проблема жизни и смерти – классическая проблема философии. Центральное звено в этой проблеме – человек. Смысл этих понятий человек осознает на грани жизни и смерти, то есть в пограничных ситуациях. Осознание себя как смертного существа и переосмысление в связи с этим смысла жизни, раскрытие внутренних возможностей человека, часто неизвестных ему самому, открывается в экстренных ситуациях.

Жизнь несводима к ее биологической стороне как способу существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Мыслящая жизнь есть величайший творческий эксперимент и тайна бытия, это самопереживание и самораскрытие. Жизнь есть квинтэссенция, источник всех наших возможностей, это лучшее, что у нас есть, «она существует без права передачи» (Х. Ортега-и-Гассет). Жизнь как высшая ценность есть своего рода эквивалент других высших ценностей – свободы, любви, чести, красоты. «Жизнь – все, что у нас есть, она – все наше бытие» (Монтень). «Жизнь человека есть стремление к благу» (Л.Толстой). Смерть есть конец жизни, есть отрицание ее как высшей ценности. В то же время «смерть – не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий» (Монтень). Проблема жизни и смерти – вечный спор между стремлением человека к нравственно-достойной жизни и бренностью его физической сущности. Близость смерти открывает в жизни непредвиденные глубины, делает чувство жизни более обостренным. Не зря древние мудрецы (стоики) наставляли: «Memento mori», что означает – «помни о смерти», то есть живи так, как если бы это мгновение было последним.

Выделяют три концепции смерти:

1. Философско-рационалистическая

Ее представителями являются Платон и Эпикур. Платон рассматривал смерть как освобождение души от телесных оков. Его учение нацеливает людей на заботу о душе и обосновывает необходимость добродетельного образа мысли и действия. Эпикур говорил, что человек никогда не встречается со смертью: когда есть человек – нет смерти, когда есть смерть – нет человека. Эпикур рассматривает жизнь и смерть как две параллельные плоскости, которые никогда не пересекаются между собой, пытается снять противоречие между их осмыслением.

2. Религиозно-христианская

Согласно данной концепции, смерть – это величайшая бессмыслица, неотделимое препятствие, стоящее на пути человеческих стремлений. Провозглашается возможность преодоления смерти, которая остается в руках Бога, человеку остается только надеяться на его милость. Бессмертие христиан можно заслужить праведностью собственной жизни.

3. Пантеистическая

Исходя из данной концепции, индивидуальная смертность компенсируется бессмертием рода. Человек бессмертен через свои дела, идеи и ценности, которые продолжают жить в последующих поколениях.

Все значение проблемы смерти состоит в том, чтобы решить проблемы, связанные с жизнью, понять, в чем смысл жизни. Как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства неудовлетворенности, ощущения ее ненужности.

Виктор Франкл, американский философ и психолог, выделяет 3 пути решения проблемы смысла жизни:

1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы);

2) с помощью того, что мы берем от жизни (в смысле переживания ценностей);

3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в силах изменить.

Соответственно он выделяет 3 группы ценностей:

1) ценности творчества;

2) ценности переживания;

3) ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, при этом ценность и смысл приобретает труд человека как вклад в жизнь общества, а не просто занятие. Из числа ценностей переживания выделяется любовь, обладающая богатым ценностным потенциалом. Жизнь человека сопряжена со страданием (рождение, болезни, расставание с приятным, встреча с неприятным), и иногда она подходит к некой критической точке, о которой писал Шекспир в своем сонете:

Как мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг?

Любовь спасает и обязывает. Обязывает жить и украшать собой жизнь других людей. Экзюпери писал, что «мы несем ответственность за тех, кого мы приручили».

 

3. Современная наука об органической материи. Философское определение материи

Выделяя сферы бытия, мы неявно полагаем, что они образуют определенную целостность, единство. Идея такого единства приводит к представлению о некоторой общей основе существующего – субстанции.

Субстанция – философская категория, обозначающая внутреннее единство многообразия конкретных вещей. Учение, объясняющее единство мира, исходя из одной субстанции, получило название «философский монизм». Различают материалистический монизм (Фалес, Фейербах) и идеалистический монизм (Платон, Гегель). Согласно дуализму, мир образован двумя сосуществующими субстанциями – материальной и идеальной.

Структурность, движение, пространство и время – это атрибутивные характеристики материи. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся, – это материальный мир. В домарксистком материализме субстанция материи понималась как некоторая праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Вплоть до конца 19 в. материя рассматривалась как сумма чисто физических свойств: неделимости, непроницаемости, постоянства массы (Д. Толанд). Открытия в физике изменили прежнюю картину мира и понимание материи.

В 1895 г. немецкий физик Рентген открыл рентгеновские лучи.

В 1896г. Беккерель открыл радиоактивность солей урана.

В 1902 г. Резерфорд и Содди доказали, что радиоактивность – результат спонтанного распада атомов.

В 1897 г. английский физик Томсон открыл электрон.

В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, согласно которой при скоростях, близких к скорости света, меняются и масса, и пространственно-временная характеристика материальных объектов.

Таким образом, на рубеже 19-20 вв. физика переживала кризис, суть которого заключалась в лозунге: «Материя исчезла», т.е. исчезли свойства, которые приписывали ей. Для преодоления кризиса, философии нужно было дать новое определение понятию материи, которое бы не противоречило новым данным о ней. Таким определением, данным В.И. Лениным, является следующее:

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях.

Структура материи:

Неорганическая материя:?← физический вакуум ← элементарные частицы ← атомы ← молекулы ← макротела ← планетарные системы ← галактики ← метагалактика ←?

Органическая материя:? ← белковые и нуклеиновые молекулы ← одноклеточные организмы ← многоклеточные организмы ← популяции ← биоценоз ← биосфера ←?

Физический вакуум – это не пустота, а особое состояние материи, в нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с появлением и исчезновением виртуальных частиц (частиц, готовых к рождению, но не рождающихся, возникающих и исчезающих в короткие промежутки времени).

Вселенная – это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный по форме, которую принимает материя в процессе своего развития.

Галактика – звездная система, к которой принадлежит Солнце, включающая 150 миллиардов звезд.

Метагалактика – часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам наблюдения. Она включает несколько миллионов галактик, возникла примерно 20 миллиардов лет тому назад в результате Большого взрыва и, как следствие, мы наблюдаем нестационарность Вселенной, то есть она расширяется.

Популяция – сообщество особей одного вида, связанных между собой общим генофондом.

Биоценоз – результат взаимодействий множества популяций между собой и окружающей средой.

Биосфера – сфера жизни.

 

4. Движение и покой. Классификация форм движения материи

Способом существования материи является движение. Движение – это изменение вообще. Движение выступает как взаимодействие и взаимная связь предметов и явлений. Движение невозможно без своей противоположности – покоя (устойчивости). Покой проявляется в факте существования различных структурных образований, объективных законов, которые суть устойчивые повторяющиеся связи. Без покоя, устойчивости не было бы и изменения, так как тогда нечему было бы изменяться. Материальный объект, мыслимый без движения (взаимодействия) – это объект, не имеющий структуры и свойств, то есть объект, лишенный возможности проявлять свое существование.

Принципы классификации форм движения материи:

1) Связь формы движения с определенной формой материи, то есть по материальному носителю.

2) Генетическая связь, то есть происхождение высших форм движения материи из низших форм.

3) Специфические законы.

Исходя из этого, различают 5 основных формы материи:

1. Механическая – движение макротел.

2. Физическая (молекулярно-физическая, ядерно-физическая).

3. Химическая – движение атомов.

4. Биологическая – «движение» белковых и нуклеиновых молекул, т.е. жизнь.

5. Социальная форма движения.

 

5. Пространство и время как форма бытия материи

Пространство – это форма бытия материи, характеризуемая протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием. Время – это форма бытия материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояния.

Общие свойства пространства и времени:

1. Объективность.

2. Всеобщность.

3. Абсолютность и относительность.

4. Бесконечность.

Специфические свойства пространства и времени:

 

Пространство Время
1. Обратимость 1. Необратимость
2. Трехмерность 2. Одномерность
3. Изотропность 3. Не является изотропным
4. Прерывность (дискретность) 4. Непрерывность

 

А. Пуанкаре различал пространство геометрическое и пространство представлений. Например: визуальное, тактильное, моторное пространство. Пространство представлений не является однородным, изотропным и трехмерным, оно аморфно. И форму ему сообщают те вещи, которые в нем находятся.

В психологии существует закон эмоционально - детерминированной оценки времени: время, окрашенное положительными эмоциями в восприятии сокращается, а время, окрашенное отрицательными эмоциями – удлиняется, т.е. время можно рассматривать как субъективную форму восприятия человека.

 

Сознание, его происхождение и сущность

1. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция отражения

2. Психика животных и психика человека. Учение З. Фрейда о бессознательном

3. Общественно-историческая сущность сознания. Мышление и язык

4. Материальное и идеальное

 

1. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция отражения

Вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Отражение – результат взаимодействия материальных систем, заключающийся в воспроизведении особенностей одной систем в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, а другая – в роли отражающей. Отражение носит универсальный характер. Для объяснения сущности отражения как сходства используют понятия изоморфизм и гомоморфизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.