Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ





1. Анализ динамики и выполнения плана производства и

реализации.

2. Анализ ассортимента и структуры продукции.

3. Анализ качества произведенной продукции.

Объем производства и объем реализации про­дукции являются взаимозависимыми показа­телями. В условиях ограниченных производ­ственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насы­щения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а возможный объем продаж является основой разработки производственной про­граммы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реа­лизации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издер­жек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

· оценка степени выполнения плана и ди­намики производства и реализации продук­ции;

· определение влияния факторов на из­менение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резер­вов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

 

Объекты анализа:

· объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

· качество и конкурентоспособность продукции;

· структура производства и реализации продукции;

· ритмичность производства и реализации продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализа­ции продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные пла­ны-графики, «Отчет по продукции», «Отчет о прибылях и убытках», ведомость№ 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стои­мостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными по­казателями объема производства служат товарная и валовая продук­ция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продук­ции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не вклю­чают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продук­ция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производ­ством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.



Важное значение для оценки выполнения производственной про­граммы имеют и натуральные показатели объемов производства и реа­лизации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдель­ным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяют­ся для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Нормативные трудозатраты используются также для обобщен­ной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в усло­виях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществ­ляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и факти­ческие сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассор­тименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в ус­ловиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта про­дукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение кон­трактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гаранти­рует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договор­ным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плано­вый объем (ОПпл):

Кд.п. =

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых органи­заций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на вы­полнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказы­вают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реали­зации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с уче­том изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспо­собности.

Цель анализа — выработка рекомендаций по изменению ассор­тимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формиро­вания ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:

■ определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

■ оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или пла­нируемой к выпуску продукции;

■ изучение жизненного цикла изделий и принятие своевремен­ных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

■ оценку экономической эффективности и степени риска измене­ний в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продук­ции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяет­ся следующим образом:

Кас = Объем продукции, принятой в расчет : Базовый объем производства (реализации) продукции

Рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента про­дукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий вы­пуск продукции.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной ак­тивности, который мы предлагаем рассчитывать следующим образом:

Кстр. акт. =, где

^Удi – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n – число номенклатурных групп (видов) продукции

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъ­юнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Причины изменения ассортимента продукции могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние матери­ально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации произ­водства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства' недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.

Если продукция однородная, то для расчета влияния структурного фактора на объем ее производства в стоимостном анализе можно ис­пользовать также способ абсолютных разниц.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предпри­ятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, при­быль, рентабельность и другие экономические показатели, что по­зволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассорти­ментной и структурной политики предприятия.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий яв­ляется качество продукции. Его повышение — одна из форм конку­рентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высо­кий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — понятие, которое характеризует параметри­ческие, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизай­нерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуаль­ные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведен­ной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание же­леза в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и техно­логических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продук­цию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, поте­ри от брака и др.

Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных пока­зателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кон­дицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, сред­невзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изуче­ния динамики качества — с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта

Ксорт = ∑ (VВПi х Цi)/ VВПобщ х ЦIс

Вторая задача анализа — определение влияния качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товар­ной продукции, выручку от реализации продукции и при­быль.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестои­мость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгорит­мам определить влияние сортового состава на выпуск товарной про­дукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он де­лится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск бра­ка ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объе­ма товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рен­табельности.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответствен­ности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и ква­лификации рабочих, аритмичность производства и др.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.