Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология в России в XIX – начале XX веков




 

Картина становления социологии как науки была бы далеко не полной, если не учитывать развитие русской социологический мысли. Специфика и национальные традиции, безусловно, повлияли на развитие социологии в России. Немаловажное значение на формирование русской социологической школы оказали идеи О. Конта, Монтескье, Вольтера, Дидро, Сен–Симона, Смита, Рикардо, Шелинга. И это влияние было преобладающим до первой четверти Х1Хв.

Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими направлениями в социальном мышлении в России становятся славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество – с другой.

Наиболее яркими представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев. Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н.Я. Данилевский (1822–1885), который считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем идей правого крыла русофилов стал К.П. Победоносцев, который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Он считал, что русское общество может достичь разума только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви.

В западничестве сложились три направления: теоретическое (30–х годов), лидером которого был П.Я. Чаадаев, гуманистическое (40–х годов), во главе с В.Г. Белинским, народническое (60–х годов), основанное Л.И. Герценым.

Кроме того, становление социологии в России в 60–е – 80–е годы XIX века происходило в борьбе двух направлений – объективного и субъективного.

Школа русского объективизма наиболее ярко была представлена М.М. Ковалевским (1851–1916 гг.), Е. де Роберти (1843–1915 гг.), П.Ф. Лилиенфельдом (1829–1903 гг.). В своем подходе к социологии как к системе научного знания М.М. Ковалевский придерживался точки зрения, что социология есть наука о порядке и прогрессе человеческих обществ, а такие науки, как психология, этнография, статистика, политическая экономия и другие, должны организовывать свои эмпирические обобщения на основе общих социологических законов. Однако социология не должна заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама.

Школа русского субъективизма была представлена П.Л. Лавровым (1825–1900 гг.), Н. К. Михайловским (1842–1904 гг.), Н.И. Кареевым (1850–1931 гг.).

Социология представлялась П.Л. Лаврову наукой нормативной. По его мнению, несмотря на то что ход истории определён объективными законами, индивид, по–своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Социология, по определению П.Л. Лаврова, "есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными историческими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи вырабатывали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой – не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и, следовательно, более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление" [11].

Сущность "субъективного метода" в социологии Н.К. Михайловского в исключении беспристрастности, отстраненности исследователя от объекта социологического анализа, отделения социологии от этики. По его мнению, социолог–наблюдатель должен ставить себя в положение наблюдаемого.

Главный интерес Н.И. Кареева, представителя школы русского субъективизма, лежал в области философии и истории, однако им написано много работ и по социологии. Он утверждал, что социология должна изучать законы, управляющие всеми явлениями в обществе. Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Социологические идеи его были направлены на развитие идеи прогресса общества.

Интересны взгляды отечественного ученого Е. де Роберти. Центральная категория социологии Е. де Роберти "надорганическое". С одной стороны, это высшая социальная форма мировой энергии, а с другой – продукт психического взаимодействия людей.

Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П.Б. Струве (1870–1944 гг.). Он отверг диалектику и теорию социального развития К. Маркса. Преобразовать общество, по Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции. Согласно взглядам М.И. Гуган–Барановского (1865–1919 гг.), классовая борьба неприменима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества.

В области социологического знания А.А. Богданов (1873–1928 гг.) разработал теорию социальной адаптации, работал над теорией социальной эволюции, провозгласил "коллективное общество будущего". Он утверждал, что социальное бытие и социальное сознание – одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу.

Начало юридической социологии в России положил Н.М. Коркунов (1853–1904 гг.), он успешно развил правовую систему позиций социологического знания. К юридической социологии близко примыкает психологическая социология Л.И. Петражицкого (1867–1913 гг.), который особое значение придавал роли эмоций как автономному, нормальному, доминирующему фактору социального поведения.

Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60–х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал "факт", неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой – теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.

Один из важнейших представителей неопозитивизма П.А. Сорокин (1889–1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие

 

всей социологии XX в. Ученик М.М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, П.А. Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, которая нашла отражение в двухтомной "Системе социологии", изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности, которая служит идее единства современного западного общества, объясняет социальные процессы, проходящие в нем.

П.А. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству [20].

В 1916 г. социологи, биологи и экономисты основали первое в стране социологическое общество им. М.М. Ковалевского, президентом которого стал А.С. Лапо–Данилевский, секретарем
– П.А. Сорокин.

Представителями марксистского течения социологической мысли в России были Г.В. Плеханов (1856–1918 гг.) и В.И. Ленин (Ульянов). Г.В. Плеханов оценил учение К. Маркса как новый этап в развитии социологии. Развил материалистическое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе.

В.И. Ленин (1870–1924 гг.) субъективной социологии противопоставил марксистскую диалектику, в частности, учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В его работах мы не найдем законченной концепции социологии. Вместе с тем в его трудах можно выделить три уровня развития марксистской социологической мысли: во–первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества; во–вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в–третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации и выдавал конкретные рекомендаций по управлению массовым социальным поведением.

Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, "легальный марксист" П.Б. Струве, эсер П.А. Сорокин, Г.В. Плеханов В.И. Ленин, A.А. Богданов и др.

С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институализация социологии. В 1901 г. в Париже М.М. Ковалевским была основана русская высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М.М. Ковалевский, Е. де Роберти, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, в 1913 г. в Петербургском университете при Историческом обществе – секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.

Итак, российская социологическая мысль XIX – начала XX вв. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежным. Вместе с тем она отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской философии, синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.

После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. В 1919 году была открыта кафедра социологии в Петроградском государственном университете, которую возглавил П.А. Сорокин. Она просуществовала недолго, но успела заложить фундамент знаний об обществе и то стремление к истине, которое поддерживало ученых–энтузиастов, занимавшихся социологией и социологическим просвещением в последующие годы. К концу 20–х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконивание в качестве единственно верной теории, социология была объявлена служанкой буржуазии, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль.

Однако в эти же годы издается обширная литература социологического, главным образом теоретического профиля. В этой литературе представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества. Обозначим основные тенденции в развитии социологии в послеоктябрьский период.

Во–первых, большое влияние на социальное мышление продолжало оказывать немарксистская социологическая мысль (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин).

Во–вторых, важную роль в становлении социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением русского общества.

В–третьих, под сильным влиянием Н.И. Бухарина наметилась четкая тенденция отождествления социологии и исторического материализма (предполагалась возможность конкретной социологии).

В–четвертых, стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда (А.К. Гастев), социология искусства (Е.Н. Анциферов).

В–пятых, значительная часть философов, позаимствовав идею Н.И. Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии – диалектического материализма.

В–шестых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме выделялись философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты (В.В. Адоратский).

В–седьмых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философскую теорию общества (В.Н. Сарабьянов).

В–восьмых, сложилось антисоциологическое направление среди философов, отрицающих не только право социологии на самостоятельное существование, но сам термин “социология”. Исторический материализм они понимали только как диалектику истории (И.К. Луппол).

Наряду с теоретическим социологическим мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований, в 30–е годы на ряде промышленных предприятий активно функционировали социологические лаборатории.

Однако формирование авторитарного режима, административно–командной системы управления всеми сферами жизни общества самым губительным образом сказалось на общественных науках в целом, и в том числе на социологии.

Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущевской оттепели". Однако, если в период 70–х – первой половины 80–х годов социология и развивалась, то вопреки командным методам, а не благодаря им.

Важным этапом в институционализации социологии был XXVII съезд КПСС, на котором было обращено внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставлен вопрос об органической связи экономического и социального развития.

Сегодня социология постепенно занимает свое место в системе научного управления обществом. На повестку дня поставлен вопрос о развитии социологического знания, о становлении нового социального мышления. Годом возрождения социологии в России считают 1989 год, именно тогда в Ленинградском и Московском университетах были открыты факультеты социологии. Российская социология приобрела статус университетской науки и была признана за рубежом. Сейчас в стране насчитывается около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений, свыше 10 специальных журналов, несколько научных исследовательских центров по вопросам изучения общественного мнения. Ежегодно защищается немало кандидатских и докторских диссертаций по проблемам социологии. В 2000 году состоялся Первый Всероссийский социологический конгресс "Общество и социология: новые реалии и новые идеи".

 

заключение

 

Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

При написании данной лекции использованы материалы из опубликованных работ как российских, так и зарубежных ученых
[3, 6, 8, 9, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23], внесших весомый вклад в осмысление истории социологии.

Литература

 

Американская социологическая мысль. – М., 1994.

Алтайская социологическая школа: история, современность, перспективы развития / Под ред. С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова.
– Барнаул, 2000.

Буржуазная социология на исходе XX века. – М., – 1986.

Вебер М. Избранное. Образ обществ. – М., – 1994.

Вебер М. Избранные произведения. / М. Вебер – М., – 1990.

Григорьев С.И. Основы неклассической социологии. (Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX – XXI веков). / С.И. Григорьев, А.И. Субетто – М., – 1999.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., – 1991.

История социологии в Западной Европе и США. – М., – 1993.

История социологии. / Под общей редакцией А.Н. Елсукова, Г.Н. Соколовой и др. – Минск, – 1997.

Конт О. Курс положительной философии. – СПб., – 1899.

Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произведения. В 2 т. Т.1. – М., – 1965.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2–е изд.

Милс Р. Властвующая элита. – М., – 1954.

Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., – 1993.

Немировский В. Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология. Нетрадиционные подходы. Красноярск., – 1997.

Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

Новые направления в социологической теории. – М., 1978.

Осипов Г.В. Социология и социализм. – М., 1990.

Смелзер Н. Социология. – М., 1991.

Современная западная социология: Словарь. – М. 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. – М., 1998.

Социология сегодня. – М., 1965.

Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

Фуко М. Слова и вещи. – М., 1977.

Blau P. Exchange and power in social life.–N.Y., 1964. – P.118–119.

Schutz A. The phonomenology of social world.–Evanston 1932, 1967.

Spencer H. First Principles.–N.Y., 1898.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.