Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет социологии




 

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? С точки зрения российского социолога Г.В. Осипова, социальное – это совокупность тех или иных свойств или особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни [10]. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные взаимоотношения и способ их организации могут выступать объектами социологического исследования.

Базовое в социологии понятие общества определяется посредством обращения к понятию социального, то есть как система социальных взаимодействий, широкий комплекс человеческих отношений, универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Специфика социального может быть определена рядом признаков:

– наличием взаимного положения индивидов и групп, которое зависит от экономических и политических отношений в обществе, занимаемого места и выполняемой роли индивидов и групп в различных структурах общества;

– наличием общих черт, присущих различным группам индивидов, являющихся результатом соблюдения ими определенных норм;

– рефлекторным отношением различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе;

– наличием результата совместной деятельности индивида и групп.

Нет сомнения, что объектом социологического познания является общество. Но определить так объект социологии значит ничего не сказать о нем конкретно, хотя бы потому, что, во–первых, само понятие "общество" не является однозначным ("социальное объединение", "социальное взаимодействие", социальная система"); во–вторых, наук об обществе множество. Утверждать, что у социологии, истории, этнографии, демографии, права один и тот же объект – общество, может лишь тот, кто не видит специфики объекта той или иной социальной науки.

Объект социологии – это сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, социальные слои и группы, человек, его потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, ценностные ориентации, а также социальные процессы, социальные отношения. Следовательно, объект социологии образует социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, любые ее стороны, после того как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены.

Определение социальной реальности в качестве объекта социологии предполагает нахождение ответов, по крайней мере, на два вопроса:

1. Какова природа социальной реальности?

2. Каков наилучший способ получения знаний о ней?

Ответы на вопросы относительно природы социальной реальности в социологии всегда имели в виду аспекты социальной жизни: ее существования как набора материальных явлений или как совокупность идей относительно материального мира. К какому же типу "объектов" относится социальная реальность? Одни подчеркивают материальный характер социальной реальности, считают, что человеческую деятельность точнее можно охарактеризовать как поведение, обусловленное влиянием материальных условий.

Другая точка зрения предполагает, что человеческая деятельность является не поведением (адаптация к материальным условиям), а выражением смысла, который люди придают (посредством языка) своим поступкам. "Социальное действие всегда является процессом наделения ситуации смыслом, и именно смыслы, идеи, символы … составляют "материю" социального мира." [14. С.65]

Таким образом, в социальных науках очень часто мы вынуждены "интерпретировать смысл" социальных событий, используя такие термины, как "желание", "любовь", "благо". То есть, если объекты естественных наук всегда подчиняются законам, то социальные явления и процессы люди зачастую подчиняются правилам культуры, которые неприменимы к природному миру. Следовательно, любая попытка объяснить социальное действие только материальными факторами упускает из виду способность человека действовать в рамках рационального и иррационального смысла, который не может быть привязан к материальному настоящему или прошлому.

Таковы лишь два альтернативных решения вопроса о том, чем является социальная реальность. Пока так и не удалось создать единой общей социологической теории.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает интегральная модель социальной реальности, разработанная американским социологом Дж.Ритцером [9. С.29]. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (рис. 1). Значение модели заключается в том, что она позволяет, во–первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во–вторых, служит основанием для классификации изучаемых явлений, в–третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

Безусловно, о социальной реальности существуют и создаются новые социологические теории, совершенствуются исходные принципы и методики социологического подхода к ее изучению. На каждом новом этапе социологические теории черпают из реальности новые социальные факты, научно обобщают их и дают возможность представить перспективу общественного развития. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что современная социология не просто наука, а наука, включающая изощренное "…искусство наблюдения и интерпретации социальной реальности".[4. С.82]


 

 


Рис.1. Интегральная модель социальной реальности

 

Объект социологии не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет – часть объекта, он "вырастает" из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. В отличие от объекта науки, ее предмет – это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической задачи. Предмет исследования тесно связан с объектом, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Так, общество как целостность – это объект социологии, изучение его как органической системы – предмет.

Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняются действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти–то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют, по мнению некоторых социологов, основной предмет социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по–разному. Эти различия связаны прежде всего с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных групп, общностей и личностей: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.

Предмет социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно, что и объект социологии. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории ее существования менялось. Предмет науки, и это естественно, находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов.

В конце 80–х – начале 90–х годов в мировой социологии были выделены новые концепции. Приобрели вес так называемые глобалисты – социологи, претендующие на то, чтобы объяснить все происходящее в мире с позиций геоэкономических, геополитических, транскультурных. По мнению И. Валлерстайна, единицей анализа социальной реальности являются “исторические системы”. [3]

В отечественной литературе дальнейшее развитие получила точка зрения, что ключевой категорией предмета изучения в социологии является социальная общность. [13. C.41] По мнению Ж. Тощенко, первоосновой, первопричиной существования, а значит и изучения всего социального являются личности, люди, человек. Но не просто человек, люди, а их определенные качества.

Исследуя общественные явления и процессы, социологи в центре своего внимания чаще всего ставят человека, его сознание, его отношение к общественным изменениям не только как индивида, но как члена определенной общественной группы, социального слоя, института, а также мотивы его поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, жизненные ориентации, состояния внутреннего мира людей.

Социологи стали постепенно приходить к выводу о необходимости более обстоятельного изучения отношений между социальными группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической и духовной жизни, различающимися не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой личного потребления, образом жизни, уровнем личного развития, типом общественного сознания и образом мысли.

Человек развивается как родовое общественное существо, и прежде всего при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни. А.А. Богданов, раскрывая сущность учения Маркса о природе и обществе, писал, что в своей борьбе за существование " люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания " [1. C.57].

В реальной жизни мы встречаемся в первую очередь не с социальными структурами, а с деятельностью человека, через которую затем выходим на институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации жизни общества.

Таким образом, сознание и поведение человека в конкретной социально–экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально–демографических, национальных, социально–профессиональных структур, и являются предметом социологии.

Изучение сознания и поведения людей переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть, что объектом социологии является социальная реальность или ее часть. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей [11. C.47].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.